Открытое логопедическое занятие для детей средней группы с ОНР по лексической теме "Транспорт"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Дарья Дмитриевна Лифанова
Конспект логопедического занятия по теме "Транспорт" предназначен для детей средней группы (4-5 лет). Занятие направлено на развитие лексико-грамматических категорий, активизацию словаря по теме транспорта, улучшение фонематического восприятия и формирование правильного звукопроизношения. В ходе занятия используются игровые методы, пальчиковая гимнастика, дидактические игры и упражнения, направленные на расширение знаний детей о различных видах транспорта и их назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_transport.docx121.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней логопедической группе для детей с ОНР

по лексической теме «Транспорт»

 

«Мы едем, едем, едем…»


Коррекционно-образовательные цели.

  1. Активизировать употребление слов-названий видов транспорта.
  2. Ввести в активный словарь детей обобщающее слово «транспорт»
  3. Закрепить и обобщить знания о транспорте.
  4. Совершенствовать навыки словообразования.
  5. Формировать умение согласовывать числительные с существительными.
  6. Упражнять в употреблении имён существительных в творительном падеже с предлогом  С.
  7. Закрепить умение согласовывать существительное с глаголом в роде и числе.


Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развивать общую и мелкую моторику.
  2. Активизировать и уточнить словарь по лексической теме: «Транспорт».
  3. Развивать интонацию, дикцию, речевое дыхание.
  4. Развивать связную речь, фонематический слух.
  5. Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, мышление.
  6. Учить детей определять пространственное расположение частей предмета.
  7. Закреплять навык диафрагмального физиологического дыхания, формировать сильную и длительную воздушную струю на выдохе.

Коррекционно-воспитательные цели.

1.Формирование положительной установки на участие в занятии.

2. Воспитывать самоконтроль за речью, интерес к занятию, целеустремлённость.

Оборудование: Магнитофон, запись музыки для игры, «волшебный бассейн» с картинками с изображением видов транспорта, мяч, магнитная доска, письмо от Незнайки,

Демонстрационный материал: игрушка самолет, игровое поле для игры «Найди место», картинка с изображением воздушного шара, разрезанная на 6 частей.

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением видов транспорта, зеркала по количеству детей, конверты с наборами геометрических фигур.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день, как ярко и радостно светит солнышко. Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбки.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся»


Молодцы. А теперь давайте поделимся хорошим настроением и подарим улыбки нашим гостям. (Дети поворачиваются и улыбаются гостям).

Логопед: Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Посмотрите, вот оно.

«Дорогие дети! Пишет вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. Я захотел стать знайкой, но не смог справиться с заданием и попал в совсем незнакомую мне страну. А теперь, для того, чтобы вернуться домой, мне нужно построить воздушный шар. А я совсем не знаю, как это делается. У меня есть подсказки, но они разбросаны по разным полянкам. Если вы справитесь с заданиями, то сможете построить воздушный шар и поможете мне вернуться домой»

1. Логопед: Ребята, ну как, вы согласны помочь Незнайке?

Дети:  Да!

Логопед: Но, чтобы собрать все подсказки, нам нужно побывать на различных полянках. А для этого придётся отправиться в путешествие. А на чем мы поедем, нам подскажет наш волшебный бассейн.

Подходите поближе и достаньте себе по одной картинке. Посмотрите внимательно и скажите, на чем каждый из вас отправится в путешествие. Давайте я попробую первая.

2. Игра «Путешественники»

- Я поеду на трамвае. А ты, Карина?

- Я полечу на самолете.

- Я поплыву на лодке.

- Я поеду на автобусе.

- Я полечу на вертолете.

- Я поеду на автомобиле.

- Я поеду на поезде.

- Я поеду на самосвале.

- Я поплыву по морю на корабле.

  1. Основная часть:

2Сообщение темы занятия.

Логопед: А теперь подумайте и скажите, как одним словом можно назвать всё, что изображено на этих картинках?

Дети:  Транспорт.

Логопед: Да, правильно ребята. Транспорт бывает наземный, водный и воздушный.
- А какой транспорт мы называем наземным? Воздушным?…водным?...

- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт),

- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Логопед: Отлично! На чём будем путешествовать, нам подсказали картинки. Предлагаю начать наше путешествие на автомобилях. Все согласны? - Да!  Отправляемся в путь!

Физкультминутка «Машины»

Би-би-би - гудит машина.

Тук-тук-тук - мотор стучит. (Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки.)

Едем, едем, едем, едем, - (Хлопать в ладошки.)

Шины трутся о дорогу, (Топать ногами.)

Шу-шу-шу - они шуршат. (Потирать ладошками.)

Быстро крутятся колёса. (Выполнять «моталочку».)

Та-та-та, - они спешат.

Логопед: Ребята, посмотрите, какая зеркальная полянка! Давайте присядем и поиграем на ней.

1. Артикуляционная гимнастика «Поиграем».

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед обращает внимание детей на яркий конверт.

- Ребята, посмотрите, что я нашла! Сейчас проверим, что в этом красивом конверте.

Ой, да тут ведь тоже картинки с изображением транспорта! Но они отличаются друг от друга. Давайте их рассмотрим. (У логопеда  картинки с такими  же видами транспорта, как у детей, но во множественном числе).

- Дети, вы поможете мне сосчитать, сколько автобусов, паровозов, автомобилей, лодок, самолётов … нарисовано у меня на картинках?

Далее игра проводится в форме диалога.

2. Игровой диалог «Скажи правильно»


Ход игрового диалога.

Логопед: Перед вами лежат картинки. На них нарисован транспорт. Вам нужно внимательно посчитать и сказать правильно, сколько предметов изображено на картинке.

- У меня один самолет.

- А у меня сколько?

- А у вас пять самолетов.

- У меня лодка (паровоз, автобус, вертолёт, машина, пароход).

- А у вас три лодки (два паровоза, четыре автобуса, …)

Логопед: Молодцы! Мы всё верно посчитали, и нашли первую часть картинки для Незнайки. (1)

Вы знаете, дети, сегодня к нам обещал прийти мой дружок. Он очень похож на вас – такой же непоседа! Угадайте, кто это?

Упадёт – не плачет,

Ножек нет, а скачет. (ответы детей)

Правильно, это мяч.

Посмотрите, какой он? (ответы детей)  мой знакомый мячик Непоседа. Хотите с мячиком поиграть?

Ну-ка, дети, не зевайте!

Ловите мяч и отвечайте:

Кто с кем дружит,

Кто с кем нет?

Дайте правильный ответ!

(Дети поочерёдно ловят мяч и отвечают на вопрос логопеда:

3.Игра с мячом «Дружит или не дружит?»

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Трамвай «дружит» с поездом или домом?
Поезд «дружит» с трамваем или караваем?
Мотоцикл «дружит» с малиной или машиной?

Автобус «дружит» с машиной или льдиной?
Вертолет «дружит» с самолетом или счетом?

Логопед: Молодцы, ребята! Наш мячик передал часть картинки для Незнайки. Вот спасибо! Пусть наш мячик немного посидит, отдохнет. Ну, а мы продолжим наше путешествие. Посмотрите, у нас покачиваются на волнах лодочки. Предлагаю отправиться в путь по морю. (2)

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,–

Это лодочка моя. (ладони соединяют лодочкой, волнообразные движения)

Паруса подниму,

Синим морем поплыву. (выпрямить ладони, поднять их вверх)

А сейчас мы с вами подойдем к нашим корабликам, и поможем им отправится в плавание. Делаем глубокий вдох носом и длительный выдох через рот. Щёки не надуваем!

Логопед: Вот мы и добрались до берега. Ребята, посмотрите на столы. Видите, для каждого из вас приготовлены конверты с геометрическими фигурами. Я предлагаю для ваших пальчиков интересное упражнение.

4.Развитие мелкой моторики.

Из геометрических фигур вам надо выложить поезд, на котором мы продолжим наше путешествие.

Детям предлагается изображение поездов различных по форме и по цвету. Необходимо выложить их из геометрических фигур.

(Дети под музыку выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята. А вот и еще одна часть картинки для Незнайки. Возьмём её с собой. А нам пора отправляться дальше. Предлагаю продолжить наше путешествие на поезде. Ну-ка, вагончики, пристраивайтесь скорее! (Дети становятся цепочкой друг за другом) (3)

Паровоз кричит ду-ду-ду

Я иду, иду, иду.

(дети идут друг за другом, вращая согнутыми в локтях руками сбоку)

А колеса говорят так, так, так!

(дети идут топающим шагом)

Логопед: Мы приехали с вами на аэродром. Посмотрите, сколько здесь самолетов. А вы знаете, из каких частей состоит самолёт? Сейчас я вам расскажу. Давайте сядем на стульчики.

Сенсорное развитие

5. «Пальчиком показывай, про самолет рассказывай».

Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у нее, где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами.

Впереди у самолета – нос.
Сзади у самолета – хвост.
Посередине – корпус.
У самолета два крыла.
Внизу у самолета три колеса.
Самолет летит вверх.
Самолет летит вниз (показывать).

Логопед: И с этим заданием вы справились. Получаем еще одну картинку для Незнайки. Молодцы, ребята! Давайте дальше полетим на самолёте. (4)

6.Игровое упражнение "Самолёт" (координация речи с движением)


Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт. (Руки в стороны.)

Я мотор завожу и внимательно гляжу. (Вращательное движение перед грудью)
Правое крыло вперёд, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперёд, (Поворот через левое плечо.)
Вот взлетает самолёт. (Руки в стороны.)

Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу. (Встают на носочки и летают)

- Самолёты, на посадку!


Логопед: Отлично полетали! Посмотрите, на какую интересную полянку мы прилетели! Ребята, давайте рассмотрим, что есть на этой полянке. Это, наверное, какая-то игра. Хотите в неё поиграть?

7.«Волшебная коробочка»

Логопед демонстрирует детям сенсорную коробку, в которой лежат картинки с транспортом. Дети должны по очереди отыскать картинку, и положить на определенную картинку (наземный, воздушный или водный транспорт)

Вы уже знаете, что весь транспорт делится на воздушный – тот, который летает; наземный – тот, что передвигается по суше и водный – по воде.

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

Логопед: Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения. Молодцы! И с этим заданием вы справились и получаете целых две картинки для Незнайки. У нас с Вами уже достаточное количество наших картинок, давайте попробуем их сложить, и поможем Незнайке улететь. Дети складывают изображение воздушного шара. (5-6)

Молодцы! Вы все сегодня постарались и поэтому мы смогли помочь Незнайке.

8. Итог занятия. Рефлексия.


А наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад.

Глаза закрыли, повернулись.

В детский сад мы все вернулись!

Вот мы и в детском саду.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего понравилось?

Стук в дверь. Заходит воспитатель.

- Извините, ребята, вы знаете, приходил почтальон и просил передать посылку. «Детям в детский сад от Незнайки».

- Спасибо! Здесь и письмо: «Я уже дома. Спасибо, ребята, вам за помощь! Примите от меня маленькие подарки». Детям раздаются подарки от Незнайки.

- Ребята, отгадайте загадки:

Что за чудо - длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином(автобус)

   Смело в небе проплывает,

   Обгоняя птиц полет,

   Человек им управляет.

   Что такое? (самолет)

Море, чайки, корабли

Слышат мой гудок вдали.

Порт остался за кормой,

Долгим будет путь домой.

Гордо я плыву вперед!

Моё имя -. (пароход)

   По дороге из железа

Быстро еду мимо леса,

Мимо тундры и песков,

Деревень и городов.

Мне уже немало лет.

Паровозом был мой дед.

(Поезд)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Винтокрылый. (Вертолёт)

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

(Грузовик) 


поезд.jpg

поезд.jpg

11062906a5f33763faa045001094eda7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи "Согласование прилагательных с существительными среднего рода"

Формирование грамматического строя речи - одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом....

Конспект занятия для детей средней группы по социализации на тему:"В нашей группе все друзья"

Занятие по социализации для детей средней группы. Используются дидактические, словестные игры....

Конспект открытого интегрированного занятия по художественному творчеству (лепке) и чтению художественной литературы Тема: «Филимоновский петушок». Занятие для детей средней группы.

Учить передавать народный образ петушка. Совершенствовать  умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму, и приём сплющивания шарика между па...

конспект комплексного занятия для детей средней группы.Лексическая тема "Перелётные птицы"

На занятии  продолжаем работу по формированию правильного речевого и физиологического дыхания, по формированию правильной артикуляции звука.Знакомим  с гласными звуками. Совершенствуем...

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка средней группы с ОНР по лексической теме: «Домашние животные»

Данный конспект  занятия рассчитан для детей среднего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР. Направлен на обогащение словарного запаса ребенка по лексической теме "Домашние ж...

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"...

Конспект занятия по логоритмике для детей средней группы компенсирующей направленности по лексической теме "Семья"

Регулярные занятия логоритмикой способствует нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками...