Перспективно-тематический план по речевому развитию в подготовительной логопедической группе
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Черкасова Ольга Николаевна

                    Перспективно-тематический план по речевому развитию в подготовительной логопедической группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Перспективно-тематический план по речевому развитию в подготовительной логопедической группе

Месяц

Неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1

Диагностика, обследование.

2

Диагностика.

3

Составление рассказа по картине «Осень» Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий. Развитие речи с25

.Нищева Н.В. Конспекты занятий с детьми с ОНР(ст.), с19

  1. Учить составлять описательные рассказы по картине.
  2. Закрепить признаки осени.
  3. Обогащать словарный запас определениями.
  4. Развивать диалогическую речь, внимание, фонематический слух.
  5. Воспитывать у детей  эмоциональную отзывчивость по отношению к природе и бережное отношение к  ней.

Картина «Осень»

Беседа, отгадывание загадки, чтение стихов об осени, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, образец рассказа, составление рассказов детьми.

Чтение стихов об осени: Е. Трутнева «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», А. Пушкин «Унылая пора…», «Уж небо осенью дышало…». Экскурсия по осеннему городу, в рощу, наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание осенних цветов, грибов.

Совместная экскурсия с родителями в лес.

4

Составление описательных рассказов о деревьях

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-7лет

  1. Закрепить названия деревьев, их строение. 2Учить составлять небольшой рассказ с опорой на схему.

3Формировать грамматически правильную речь.

4.Учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суф, подбирать слова- антонимы.

Иллюстрации деревьев и листьев, предметные картинки , схема

Вступительная беседа, ответы на вопросы, лексические упр. «Какой? Какая? Какое?», «Что из чего?»,составление плана рассказа, самостоятельные рассказы детей, итог                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Наблюдения на прогулке за деревьями на участке. Свободное рисование «Раскрась листок» Аппликация, рисование различных деревьев. Чтение стихов и рассказов о деревьях, отгадывание загадок .Л.Н.Толстой «Дуб и орешник»,

 В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Д\игры «Узнай дерево по листу, плоду», «Много- нет».

Сбор гербария экскурсии в осенний парк

5

Составление описательного рассказа об овощах по схеме

 

Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР»

с. 43

  1. Учить составлять небольшой рассказ по схеме.
  2. Совершенствовать знания детей об овощах, формировать грамматически правильную речь.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать интерес к знаниям, самостоятельность.

Овощи натуральные, муляжи овощей, картинки с овощами, схема для составления рассказа.

Беседа; рассматривание овощей; ответы на вопросы; лексические упр. «Закончи предложение», «Какой, какая, какое?»; знакомство со схемой; составление рассказов детьми.

Д/и «Кто быстрее соберет овощи в корзину «Четвертый лишний», «Определи на вкус», «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «1-2-5» (огурец, помидор, тыква и т. д.). Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин». Рисование и лепка овощей. Рассматривание картины «Натюрморт». Чтение Ю.Тувим, «Овощи», Н. Носов, «Про репку».

Экскурсия в овощной магазин, на овощной рынок.

Октябрь

1

Составление рассказов «Труд взрослых в садах»

Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР»

с. 75

1.Учить составлять небольшой рассказ с опорой на наглядность.

  1. Формировать грамматически правильную речь, учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа (апельсин – апельсинов и  т.д.).
  2. Развивать внимание, мышление, память.
  3. Воспитывать интерес к знаниям, бережное отношение к фруктам.

Картинки  с изображением труда людей в саду. Фрукты натуральные, муляжи фруктов, картинки с фруктами

Вступительная беседа; рассматривание картин, фруктов; ответы на вопросы по картинкам; составление рассказов детьми.

Д/и «Чудесный мешочек», «Отгадай по описанию», «Определи на вкус», «Кто быстрее соберет фрукты  в корзину», «Четвертый4 лишний», , «1-2-5» (Банан, лимон, айва и т. д.). Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин». Рисование и лепка фруктов. Рассматривание картины «Натюрморт».Рисование по трафарету и вырезание ножницами. Чтение Л. Н. Толстой, «Косточка». Заучивание Я. Аким, «Яблоко»

Экскурсия в овощной магазин, на овощной рынок в отдел «Фрукты»

2

Составление  сравнительного описательного рассказа об овощах и  фруктах

О.С.Гомзяк. Говорим правильно.

 Кыласова Л.Е. Конспекты занятий  в подготовительной группе.

  1. Учить составлять небольшой сравнительный рассказ.
  2. Совершенствовать знания детей об овощах и фруктах, формировать грамматически правильную речь.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать интерес к знаниям, самостоятельность.

Овощи натуральные, муляжи овощей, картинки с овощами. Фрукты натуральные, муляжи фруктов, картинки с фруктами, схема для составления рассказа

Вступительная беседа; рассматривание овощей и фруктов; отгадывание загадок; ответы на вопросы; лексическое упр.  «Какой, какая, какое? игры «Что больше, что меньше», «Овощное- фруктовое»; знакомство со схемой; составление рассказов детьми.

Д/и «Чудесный мешочек», «Отгадай по описанию», «Четвертый лишний»,

Экскурсия в овощной магазин, на овощной рынок в отдел «Фрукты- овощи»

3

Составление описательного рассказа о насекомых

Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» с. 121

  1. Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы с опорой на наглядность.
  2. Закрепить умение подбирать признаки к предмету.
  3. Развивать грамматически правильную речь.
  4. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом для  составления рассказа, составление рассказов детьми.

Рисование и лепка различных насекомых. Д/и «Чем похож и чем отличается», «Полезное- вредное».

Беседа «Почему нельзя убивать насекомых»

4

Рассказ по картине «Отлет птиц»

Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» с. 126

  1. Учить составлять описательные рассказы с опорой на наглядность.
  2. Формировать грамматически правильную речь, пополнить словарный запас по данной теме.
  3. Развивать внимание, мышление, речь.
  4.  Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам

Картина  «Отлет птиц» , иллюстрации.

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом для  составления рассказа, составление рассказов детьми.

Наблюдение за птицами на участке, д/и «Кто как кричит», « Улетают- не улетают», лото «Птицы»,конструирование птиц из бумаги, природного и бросового материала.

Строительство кормушек для птиц.

Ноябрь

1

Пересказ рассказа Я. Тайц «По грибы»

 Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий. Развитие речи с25

  1. Учить пересказывать рассказ, грамматически правильно строя предложения.
  2. Закрепить согласование числительных 1-5 с существительными (1 гриб, 2 гриба, 5 грибов).
  3. Развивать мышление, речь, память.
  4. Воспитывать самостоятельность, интерес к знаниям.

Художественный текст, иллюстрации.

Вступительная беседа, д/и «Соберем грибы в корзину». Чтение рассказа воспитателем, ответы на вопросы по содержанию, пересказ по цепочке, полный пересказ рассказа детьми, итог.

,

 Рисование и лепка грибов. Рассматривание грибов, д/и «Соберем грибы в корзину», «1-2-5-9», «Съедобный-несъедобный», «4 лишний», «Запомни, положи», договаривание предложений по картинкам.

Экскурсия в осенний лес, беседа «Учимся различать ядовитые грибы»

2

Составление рассказа по картине из серии «Домашние животные»

О. С. Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет . с.140

  1. Учить составлять небольшие рассказы о домашних животных, учить правильно строить предложения.
  2. Закрепить образование существительных множественного числа.
  3. Развивать грамотную речь, внимание, память, фонематический слух.
  4. Воспитывать самостоятельность, заботливое отношение к животным.

Предметные картинки, иллюстрации, мелкие игрушки.

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом для  составления рассказа, составление рассказов детьми.

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах для животных. Наблюдение за кошкой, собакой в домашних условиях. Чтение: Л.Н. Толстой, «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки», Г. Гарин-Михайловский, «Тема и Жучка», Т.Тимохина, «Котенок и поросенок». Д/и «Отгадай по описанию», «У кого кто?», «Путаница». Рисование и лепка домашних животных.

Экскурсия в зоопарк, поездки в деревню.

3

Сочинение сказки  « Как ежик выручил зайца»

О. С. Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет . с.150

1.        Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему, используя планх, учить правильно строить предложения.

2.        Закрепить образование существительных множественного числа.

3.        Развивать грамотную речь, внимание, память, фонематический слух.

4.        Воспитывать самостоятельность, заботливое отношение к животным.

Предметные картинки, иллюстрации, мелкие игрушки

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом для  составления сказки, составление сказки детьми.

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах для животных. Чтение: Л.Н. Толстой «Белка и волк», Е Чарушин «Заяц»,  «Белка», И. Соколов-Микитов «В берлоге». Д/и «Отгадай по описанию», «У кого кто?», Рисование и лепка диких животных

Экскурсия в зоопарк

4

Составление описательных рассказов об одежде, обуви, головных уборах  по серии сюжетных картин

Кыласова Л.Е.

Речевое развитие.с.53

 

  1. Учить составлять описательные рассказы по схеме.
  2. Закрепить умение подбирать признаки к предмету.
  3. Развивать грамматически правильную речь, память, внимание.
  4. Воспитывать интерес к знаниям, бережное отношение к одежде.

Картинки, иллюстрации.

Вступительная беседа, ответы на вопросы, лексические упр. «Какой? Какая? Какое?», «Что из чего?»,составление плана рассказа, самостоятельные рассказы детей, итог.

Знакомство с разнообразными видами тканей и другими материалами, профессиями людей. Д/и «Подбери предмет к признаку». С/р игры «Ателье», «Универсальный магазин». Роспись варежки, фартука, сарафана. Изготовление «Коврика» из кусочков ткани. Чтение Г.-Х. Андерсен, «Новый наряд короля», Ш. Перро, «Красная Шапочка», Г. Снегирев, «Верблюжья варежка».

Экскурсии в магазин, ателье. Изготовление атрибутов к игре «Ателье», «Магазин головных уборов»

Декабрь

1

Составление рассказа  по картине «Зима»          

О. С. Ушакова Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.

С.73

  1. Учить составлять небольшие рассказы по картине.
  2. Закреплять использование в речи распространенных предложений.
  3. Развивать грамотную речь, внимание, память.
  4. Воспитывать интерес к знаниям, умение видеть красоту русской природы.

Картина «Зима» Предметные  и сюжетные картинки

Беседа, отгадывание загадки, чтение стихов о зиме, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, образец рассказа, составление рассказов детьми.

Чтение стихов о зиме: И Суриков  «Зима», С. Есенин «Белая береза», А. Пушкин «Зима», «». В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «Зимние долги». Экскурсия по зимнему городу, по близлежащим улицам, наблюдение за деревьями на прогулке, за птицами  прилетающими на участок, д/и «Кто как кричит», « Улетают- не улетают», лото «Птицы» ,конструирование птиц из бумаги, природного и бросового материала.Наблюдение за солнцем , снежинками.

Экскурсия в зимний парк. Строительство  кормушек, развешивание кормушек в лесопарке. Папка передвижка «Зима».

2

Составление рассказа по плану «Как мы играем зимой на участке» О. С. Ушакова. Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.

М.: ТЦ «Сфера» , 2010

С. 172

  1. Учить составлять рассказ по плану.
  2. Закреплять употребление в речи существительных в косвенных падежах.
  3. Развивать грамотную речь, память, внимание.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность.

Сюжетные картинки

Беседа, отгадывание загадки, чтение стихов о зиме, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, образец рассказа, составление рассказов детьми.

Чтение стихов о зиме: И Суриков  «Зима», С. Есенин «Белая береза», А. Пушкин «Зима», «». В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Скребицкий «Зимние долги». Экскурсия по зимнему городу, по близлежащим улицам, наблюдение за играми детей на прогулке,

Экскурсия в зимний парк. Папка передвижка «Семь родительских заблуждений о морозной погоде».

3

Пересказ сказки Л.Н. Толстого

 « Белка и волк»,

О. С. Ушакова Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.

М.: ТЦ «Сфера» , 2010 .

С.190

  1. Учить внимательно слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
  2. Закрепить умение пересказывать содержание близко к тексту.
  3. Развивать грамотную речь, фонематический слух, внимание.
  4. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, заботливое и бережное отношение к диким животным.

Рассказ Е. Чарушина «Как звери зимуют», иллюстрации к рассказу

Чтение рассказа воспитателем, вопросы-ответы, рассматривание иллюстраций, пересказ рассказа детьми, итог.

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах для животных. Чтение: Л.Н. Толстой « Белка и волк», Е Чарушин «Волк»,   И. Соколов-Микитов «На лесной дороге». Д/и «Отгадай по описанию», «У кого кто?», Рисование и лепка диких животных,

Экскурсия в зоопарк

4

         Составление сравнительных рассказов-описаний о мебели Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» с. 304

  1. Учить составлять рассказ по плану, используя опорные слова
  2. Закреплять употребление в речи существительных в косвенных падежах.
  3. Развивать грамотную речь, память, внимание.
  4. Воспитывать бережное отношение к мебели

Предметные и сюжетные картинки

Беседа, составление предложений по картинкам, д/и «Закончи предложение», обсуждение плана рассказа, рассказы детей, итог.

Лепка, конструирование мебели из бумаги, бросового материала и с использованием различных конструкторов. Д/и «Расставь мебель по комнатам».

Экскурсия в мебельный магазин

5

Составление рассказа из личного опыта «Как мы дома наряжали елку»

  1. Учить составлять рассказ из личного опыта, используя простые и распространенные предложения.
  2. Закреплять умение делиться своими впечатлениями.
  3. Развивать грамотную речь, память, мышление.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание делиться своими впечатлениями.

Предметные и сюжетные картинки

Беседа, составление предложений по картинкам, д/и «Добавь слово», «Один-много», «Подбери определение», обсуждение плана рассказа, рассказы детей, итог.

Экскурсия по близлежащей улице. Рассматривание различных елочных игрушек  на картинках .Рисование различных елочных игрушек.

Прогулки по улицам города, наблюдение за украшением елки на улицах города.

Январь

1

каникулы

2

Составление описательных рассказов о  посуде

 Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» с. 316

 Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.104

1.        Учить составлять небольшой рассказ по схеме.

2.Совершенствовать знания детей о посуде (ее назначение, из чего делают, части посуды, кто и где изготавливает), формировать грамматически правильную речь.

3.        Развивать внимание, память, мышление.

4.        Воспитывать интерес к знаниям, самостоятельность.

Картинки, иллюстрации,  схема для составления рассказа

Беседа, составление предложений по картинкам, д/и «Добавь слово», «Один-много», «Подбери определение», итог.

. Д/и «Подбери признаки», «Подбери действия», «Назови ласково». Знакомство с декоративной росписью: Гжель, хохлома, городецкая, жестовская.

Экскурсия в хозяйственный магазин. Рассматривание различных видов посуды.

3

Составление описательных рассказов о животных жарких стран К.К. Кислова «По дороге к азбуке» Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» ч.2 с. 31

Иванищина О.Н.

Развитие связной речи детей с.20

1.Учить составлять рассказ с опорой на наглядность.

2.Закреплять умение составлять рассказы по схеме.

3.Развивать память, внимание, грамотную речь, мышление.

4.Воспитывать интерес к знаниям, бережное отношение к животным.

Предметные картинки, картины иллюстрации, мелкие игрушки.

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом и схемой  для  составления рассказа, составление рассказов детьми.

 Лепка и

конструирование с детьми животных жарких стран, рассматривание иллюстраций и картин,чтение стихотворений и рассказов о животных.

Экскурсия в зоопарк, оформление

выставок

совместного

творчества.

4

Составление рассказа из личного опыта на тему «Моя семья»

Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.62

  1. Учить составлять небольшой рассказ из личного опыта.
  2. Закреплять умение подбирать слова-антонимы.
  3. Развивать память, внимание, грамотную речь, фонематический слух.
  4. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

Сюжетные картинки, фотографии

Беседа, составление предложений по картинкам, д/и «Добавь слово», «Один-много», «Подбери определение», обсуждение плана рассказа, рассказы детей, итог.

Заучивание стихов о маме и бабушке, чтение рассказов о семье, рисование портретов членов семьи, д/и «Кто кому кем приходится». «Назови ласково».

Папка передвижка «Куда пойти с ребенком в выходной день»

Февраль

1

Составление описательного рассказа об инструментах по схеме Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» ч.2 с.9

1.Учить составлять небольшой рассказ по схеме. 2.Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; учить употреблять имена существительные в творительном падеже. 3.Развивать внимание, наблюдательность.

4.Воспитывать осторожное обращение с инструментами

Предметные картинки. Набор

инструментов

Беседа, худ слово, показ

картин,

объяснение,

пояснение,

поощрение,

анализ, чтение,

составление

рассказа.

Чтение рассказов, рисование. рассматривание предметных картинок, иллюстраций

Консультация «Соблюдение мер безопасности при работе с различными инструментами», совместные практические действия с инструментами

2

Рыбы. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» .

О. С. Ушакова Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.с.158

  1. Учить детей пересказывать содержание рассказа близко к тексту.

Учить подбирать родственные слова; развивать внимание, память. Воспитывать любовь к природе, к произведениям детских писателей.

Предметные картинки ,худ текст

Беседа,

художественное

слово, показ

картин,

объяснение,

пояснение,

поощрение,

анализ, чтение,

составление

рассказа.

Чтение рассказов,

рассматривание

иллюстраций,

рисование

морских

обитателей,

аквариума с

рыбками.

Консультация,

оформление

выставки

совместных

работ,

оформление

альбома

«Морские

обитатели».

3

Комнатные растения –составление описательного рассказа

Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.121

1.Учить составлять рассказ с опорой на наглядность.

2.Закреплять умение составлять рассказы по схеме.

3.Развивать память, внимание, грамотную речь, мышление.

4.Воспитывать интерес к знаниям, внимательное отношение к окружающим.

Комнатные  растения.

Вступительная беседа, ответы на вопросы, лексические упр. «Какой? Какая? Какое?», самостоятельные рассказы детей, итог

Знакомство с разнообразными видами  комнатных растений. Д/и «Определи по цветку», «Определи по листьям». Рисование комнатных растений с натуры. Уход за комнатными растениями (полив рыхление)

Уход за комнатными растениями (полив рыхление) дома

4

День защитника Отечества. Военные профессии.

 Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.89

Систематизировать знания детей о Дне защитника Отечества, о героях Великой отечественной войны. Расширить знания о военных профессиях

Картины, иллюстрации, фотографии, худ. тексты.

 Вступительная беседа, чтение произведения,  ответы на вопросы, итог.

д/и «Назови лишнее»,  «Не ошибись», «Кто что делает», с/р игры в военные професии.

Фото - выставка «Я служу России»

Март

1

Пересказ рассказа «Машины нашей улицы»

  1. Учить детей пересказывать содержание рассказа близко к тексту.
  2. Закрепить Правила дорожного движения.
  3. Развивать внимание, грамотную речь, память.
  4. Воспитывать самостоятельность, интерес к знаниям.

Картинки, иллюстрации. Текст

Вступительная беседа, ответы на вопросы, лексические упр. «Какой? Какая? Какое?», «Что из чего?»,составление плана рассказа, самостоятельные рассказы детей, итог.

Знакомство с разнообразными видами транспорта, профессиями людей. Д/и «Подбери предмет к признаку». С/р игры «Поездка по городу», «На корабле».

Наблюдение за различными видами транспорта

2

Воздушный и водный транспорт -составление описательного рассказа

Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.95

1.Учить составлять рассказ с опорой на наглядность. 2.Знать названия различных видов воздушного и водного транспорта, кто им управляет, как используется1

3.Развивать память, внимание, грамотную речь, мышление.

4.Воспитывать интерес к знаниям, внимательное отношение к окружающим.

Картинки, иллюстрации.

Вступительная беседа, рассматривание картин и иллюстраций,  ответы на вопросы, лексические упр. «Какой? Какая? Какое?», самостоятельные рассказы детей, итог.

Знакомство с разнообразными видами транспорта, профессиями людей. Д/и «Подбери предмет к признаку». С/р игры «Полет на самолете», «На корабле».

Наблюдение за различными видами транспорта

3

Составление рассказа по картине «Весна»

О. С. Ушакова Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.с.197 Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.108

  1. Учить составлять небольшой рассказ по картине.
  2. Закрепить умение подбирать родственные слова к слову «весна».
  3. Развивать внимание, грамотную речь, память.
  4. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.

Картина «Весна», сюжетные картинки.

Беседа, отгадывание загадки, чтение стихов о весне, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, образец рассказа, составление рассказов детьми.

Чтение стихов о весне. Экскурсия по весеннему городу, по близлежащим улицам, наблюдение за деревьями на прогулке, за птицами  прилетающими на участок, наблюдение за солнцем ,

Экскурсия в парк. Прогулки по весенним улицам. Папка передвижка «Весна».

4

Составление рассказа из личного опыта на тему «Мамина профессия» Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.97

 1Закрепить представление детей о различных профессиях.

2.Учить составлять небольшой рассказ о профессии родителей.

3Развивать грамотную речь, память, внимание.

4Воспитывать уважение к профессии родителей        

Сюжетные картинки, фотографии

Беседа, составление предложений по опорным словам , д/и «Подбери определение», обсуждение плана рассказа, рассказы детей, итог.

Заучивание стихов о маме, чтение рассказов о семье, С. Михалков «А что у вас?» рисование портретов,

д/и «Назови ласково». Рассматривание картин с людьми разных профессий, рисование «Кем я буду, когда вырасту»,  д/и           « Кому что нужно», «Кто чем управляет»

Экскурсия к маме на работу. Рассказы родителей о своих профессиях

5

Составление описательных рассказов о животных Арктики и Антарктики

О. С. Ушакова Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.с.73

  1. Учить составлять рассказ с опорой на наглядность.
  2. Закреплять умение составлять рассказы по схеме
  3. Развивать память, внимание, грамотную речь, мышление.

4 .Воспитывать интерес к знаниям, внимательное отношение к окружающим

Предметные картинки, иллюстрации, мелкие игрушки.

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом и схемой  для  составления рассказа, составление рассказов детьми.

Рассматривание животных на предметных картинках, иллюстрациях в книгах для животных. Чтение рассказов о животных Севера .Д/и «Отгадай по описанию», «У кого кто?», «Путаница». Рисование и лепка животных Севера.

Экскурсия в зоопарк

Апрель

1

Составление  рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий. Развитие речи с.81

  1. Учить составлять небольшие описательные рассказы с опорой на наглядность.
  2. Закрепить умение подбирать слова-антонимы.
  3. Развивать грамотную речь, внимание, фонематический слух.
  4. Развивать речь, память, внимание.

Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам

Картина «Грачи прилетели». 1Учить составлять небольшие рассказы по картине.

2Закреплять использование в речи распространенных предложений.

3Развивать грамотную речь, внимание, память.

4Воспитывать интерес к знаниям, умение видеть красоту русской природы.

Беседа, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, образец рассказа, составление рассказов детьми.

Чтение стихов о весне. Экскурсия по весеннему городу, по близлежащим улицам, наблюдение за снегом, деревьями на прогулке, за птицами  прилетающими на участок, наблюдение за солнцем ,

Экскурсия в парк. Прогулки по весенним улицам. Папка передвижка «Весна».

2

Составление рассказов по предметным картинкам о растениях луга и сада

 Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.132 Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-7лет

  1. Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы с опорой на наглядность.
  2. Закрепить умение подбирать признаки к предмету.
  3. Развивать грамматически правильную речь.
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям

Сюжетные и предметные картинки

Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок, знакомство с планом для  составления рассказа, составление рассказов детьми.

Рисование и лепка различных цветов и растений. Д/и «Чем похожи  и чем отличаются», «Один- много», «Где растет», чтение стихов и рассказов о цветах.

Посадка цветов для рассады на  клумбы.

3

Наша страна. Уточнение и расширение словаря по теме.

Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» ч.2 с.147

Уточнить и закрепить знания детей о стране, о столице - городе Москве, как о самом крупном политическом, культурном, учебном, промышленном и торговом центре; воспитывать любовь к Родине, к главному городу нашей страны; развивать словарь по теме. Закреплять умения поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом; упражнять в умении активно использовать в речи прилагательные в сочетании с существительными.

Стихотворение А.Прокопьева «На широком просторе», карта России, картинки и иллюстрации о Родине, о Москве, фотографии.

Беседа,

художественн

ое слово,

показ картин,

объяснение,

пояснение,

поощрение,

анализ,

чтение,

составление

рассказа.

Чтение рассказов,

рисование,

рассматривание

предметных

картинок,

иллюстраций,

рисование.

Консультация, оформление тематического альбома.

4

Составление рассказа по картине «Труд людей весной»

Н.В.Нищева. «Конспекты занятий с детьми с ОНР» ст с.563

  1. Учить детей составлять небольшой рассказ по картине.
  2. Расширять словарь признаков и предметов.
  3. Развивать грамматически правильную речь, память, внимание.
  4. Воспитывать интерес к знаниям, уважение к труду людей.

Картина.

Беседа, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, образец рассказа, составление рассказов детьми

Наблюдение за уборкой городских улиц весной,  труд по уборке участка в д/с, совместный труд с родителями в саду и на огороде.

Поездка с детьми на дачу, в деревню

Май

1

Составление рассказа на тему « Что я знаю о Дне Победы»

 

Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.126

Дать детям понять значимость этого праздника для каждого из нас. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, кто ценой своей жизни спас страну от захватчиков. Воспитывать у детей любовь к Родине  и желание встать на ее защиту.

Картинки, иллюстрации, фотографии.

Беседа. Чтение стихов и рассказов о войне. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, составление рассказов детьми

Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий. Чтение стихов и рассказов о войне: А.Твардовский «Рассказ танкиста», М. Исаковский «Куда б ни шел , ни ехал ты…». Рисование  «Салют Победы», лепка «Пограничник с собакой».

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, наблюдение за парадом Победы.

2

Составление рассказа из личного опыта на тему «Мой дом»

Кыласова Л.Е. Развитие речи. С.56

  1. Учить составлять небольшой рассказ из личного опыта.
  2. Закрепить образование сложных слов (двухэтажный, трехэтажный).
  3. Развивать грамотную речь, память, мышление.
  4. Воспитывать интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Предметные и сюжетные картинки

Беседа, составление предложений по картинкам, д/и «Добавь слово», «Один-много», «Подбери определение», обсуждение плана рассказа, рассказы детей, итог.

Экскурсия по близлежащей улице. Рассматривание различных зданий на улице и на картинках, обратить внимание на части дома. Рисование различных домов. Беседа «Мой домашний адрес».

Прогулки по улицам города, наблюдение за различными зданиями.

3

 Составление рассказа по картине « В школу»

О. С. Ушакова Занятия по развитию  речи детей 5-7 лет.с.132

Уточнить знания детей о школе; закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме; закрепить употребление в предложении форм родительного падежа в значении принадлежности без предлога и с предлогом -у- по вопросам кого? чего? у кого?; развивать мышление и память. Учить составлять рассказ по картине

Карина «В школу»

Беседа, рассматривание картины, ответы на вопросы по содержанию картины, примерный план рассказа, составление рассказов детьми

Рисование

школьных

принадлежностей,

сюжетное

рисование,

рельефная лепка

«Азбука в

картинках»,

чтение рассказов

и стихов о школе,

рассматривание

картин,

загадывание

загадок. Экскурсия к школе

Консультация по теме, советы логопеда, оформление буклетов по подготовке детей к школе.

4

Итоговое занятие Сад-огород-лес

Уточнить и обобщить знания детей по изученным темам

Сюжетные и

предметные

картинки.

Чтение,

Рассматривание,

Дидактическая  игра,

художественное слово,

поощрение,

анализ.

Чтение рассказов, экскурсия в парк, лепка и рисование по теме.

Консультация, оформление выставки совместных работ по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Путешествие в весенний лес"...

Конспект НОД по "Речевому развитию" в подготовительной логопедической группе "Кто в лесу живёт"

Конспект НОД по "Речевому развитиею в подготовительной группе "Кто в лесу живет"...

Психолого-педагогическое сопровождение на ребенка с Системным недоразвитием речевой деятельности (ОНР 3 уровень речевого развития) в подготовительной логопедической группе.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА коррекционной работы на сентябрь – ноябрь на воспитанника логопедической подготовительной группы Заключение: Системное недоразвитие речевой деятельности (ОНР, 3 уровень речев...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной логопедической группе «Зверигород».Данное занятие составлено с учетом требований ФГОС, использованием интерактивных технологий....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной логопедической группе

интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию с использованием изобразиельного творчества и презентации....

Конспект занятия: «ИГРУШКИ» по познавательно – речевому развитию в подготовительной логопедической группе

расширять представления детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;развивать речь детей, обогащать детский словарный запас; развивать мышление, память, внимание; вызывать у детей по...