Презентация "Мастер-класс - методы и приёмы формирования читательской грамотности"
презентация по развитию речи
Мастер - класс "Методы и приёмы формирования читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками" проведен в рамках педагогического совета по функциональной грамотности 28.02.2023г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи работы с текстом в начальной школе (1-4 классы) 1.Определять главную тему и цель текста; 2.Придумывать заголовок к тексту; 3.Анализировать данную в тексте информацию; 4.Различать в тексте основную и дополнительную информацию; 5.Распознавать достоверную и недостоверную информацию; 6.Сопоставлять текстовую информацию со своими знаниями; 7.Делать выводы из прочитанного текста.
Виды работ с текстом на логопедических занятиях 1.Деление сплошного текста на отдельные предложения; 2.Составление связного текста из предложенных предложений; 3.Составление связного текста из деформированных предложений; 4.Составление связного текста из неполных предложений; 5.Письменные ответы на вопросы; 6.Составление связного текста по опорным словам и вопросам; 7.Выборочное выписывание из текста по заданию (слова с ЧА-ЩА, слова с мягким знаком в середине слова, ответы на вопросы по тексту и др.).
Игровые технологии и приёмы Цель: обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении . Задачи: получение и обмен информацией; делает обучение наиболее интересным; формируются навыки общения и взаимодействия; стимулирует интерес к занятиям; облегчает процесс преодоления трудностей в обучение. Используется при закреплении и изучении материала.
1. Сказочные герои - помощники
2. Приём «МИМ - театр» «Покажи как…» Цель: Развитие творческих способностей Содержание: Необходимо изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения. Делать это может учитель или подготовленный ученик. Весь класс при этом отгадывает . Этапы: проводится после прочтения текста. Например: в 1-ом классе Русский язык Стихотворение С.Я.Маршак. Покажи как …ведет себя медведь ? Мёд в лесу медведь нашёл, - Мало мёду, много пчёл. Носорог бодает рогом. Покажи как …ведет себя носорог ? Не шутите с носорогом
3.Приём «Крестики-нолики» Правила: Проводить работу нужно в парах: один ученик – «крестик», а другой – «нолик». После того как дети прочитали новое произведение, на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. Если ученик прав, он ставит в игровое поле соответствующий ему знак – нолик или крестик. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. Удобнее всего использовать игровое поле в 9 или 16 клеток.
4. Приём «Древо мудрости» Цель: развитие умений задавать и отвечать на вопросы Порядок действий : 1.Учащиеся самостоятельно читают текст. 2.Затем пишут записку с возникшими вопросами (трудные, полегче, самые простые). Подписывают листок и прикрепляют с помощью скрепки или прищепки к «древу мудрости». 3.После чего каждый по очереди срывает записку, читает вслух вопрос и пытается на него ответить. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. 4.В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя. 5.Рефликсия. В конце нужно определить лучших знатоков.
Составление текста из предложений по картинкам , вопросам и ключевым словам
Практическое задание №1 Рассказ «Лисёнок» Зимой охотник пошёл в лес. Он нашёл в лесу лисёнка . Принёс его домой . Ночью зверёк бегал по комнате. Осенью лисёнок стал большим. Охотник отпустил его в лес. 1.Кто? – охотник 2.Кого ? – лисёнка 3.Куда ? – домой 5.Когда ? - осенью 4.Что делал ? – бегал 6.Что сделал ? - отпустил
5.Дидактический синквейн – как игровой прием по развитию речи
Дидактический синквейн Цель : Развитие речи у обучающхся Правила составления: Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Этапы работы над синквейном: 1.Подготовительный знакомство с частями речи (существительное, сказуемое, прилагательное, местоимение) формирование умения составлять вопросы к словам 2.Основной знакомство с алгоритмом составления синквейна; формировать первоначальные умения составлять синквейн с помощью педагога 3.Практический формирование умений самостоятельно составлять синквей
Дети (кто ?) х олодная, снежная (какая ?) к атаются, играют, лепят (что делают ?) В снежную погоду дети лепят снеговика. В снежную погоду дети катаются на коньках. В снежную погоду дети лепят снеговика. Зима (когда бывает ?)
Практическое задание №2 с использованием приема «синквейн» Вид работы: Составление связного текста по опорным словам. Задание: Составьте текст, используя данные слова. Дождик Тёмная , хлынул , появились, грянул, дождик, гром, тучка , весёлые ручейки, раскатистый, набежала, весенний.
Правильный ответ : Дождик Набежала тёмная тучка. Грянул раскатистый гром. Хлынул весенний дождик. Появились весёлые ручейки.
Практическое задание №3 Куда? Где? Куда ? Какую ? С кем ?
Практическое задание №4
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.
Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...
Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.
Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Статья "Приемы формирования читательской грамотности дошкольников", средняя группа.
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этом...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК БАЗОВОГО НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультация для педагогов
консультация...
Формирование читательской грамотности дошкольников через метод проектов
В нашей стране, как и во всем мире, пропадает интерес к книгам. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваив...

Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...

Приёмы формирования читательской грамотности у дошкольников
Основы читательской грамотности закладываются тогда когда ребёнок сам не умеет читать. ...
