Тема занятия: «Предложение. Слово»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ФИО педагога: Кенжегалиева Инна Олеговна
Тема занятия: «Предложение. Слово»
Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить термин «слово» в упражнении с предметом.
Подвести детей к пониманию термина «предложение», упражнять детей в составлении предложений из 2-х и 3-х слов.
Продолжать расширять словарный запас детей, способствовать его активизации при составлении рассказа.
Развивающие:
Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление, творческое воображение, быстроту реакции, умение анализировать, слушать и не перебивать других.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любознательность, желание учиться и познавать.
Материалы: кукла, мяч, пирамидка, игрушки: машинки, посуда, муляжи фруктов, овощей, счетные палочки, бумага, карандаши.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
Педагог: Ребята, к нам пришла кукла Настя. Она будет вместе с нами заниматься. Примите новую подружку?
(Ответы детей)
Настя еще не знает о правилах поведения в школе, давайте покажем Насте, как правильно сидеть за столом, поднимать руку для ответа на уроке, держать руки на столе.
Дети показывают.
Молодцы! Настя, наши ребята знают много слов, умеют правильно их произносить. Сейчас они тебе расскажут об этом.
Настя принесла с собой мяч. Женя, повтори это слово громко и четко. Теперь это слово надо сказать тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все слышали.
Видите, как по-разному можно произнести слово «мяч»: громко и тихо.
Еще Настя принесла с собой…. (машину). Катя, произнеси это слово громко и четко, а теперь тихо и отчетливо. Молодец!
II. Основная часть.
Педагог читает стихи А.Барто «Игра в слова».
Скажи погромче слово «гром»-
грохочет слово словно гром,
Скажи потише «шесть мышат»-
и сразу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку»-
тебе послышится «Ку-ку!»
А скажешь слово «листопад»
и листья падают, летят,
И словно наяву ты видишь осень:
желтый сад и мокрую траву…
-Ребята, мы сегодня попытаемся узнать и понять что такое «слово» и что такое «предложение» и как нужно разговаривать друг с другом, чтобы приятно было слушать.
-Давайте начнём с малого, подумайте и скажите что такое «слово»? Из чего состоит «слово»? Из звуков
-Правильно слово состоит из звуков. А может слово состоять их одного звука? Нет
-Тоже правильно. Слово не может состоять из одного звука, оно состоит самое малое из двух звуков. В зависимости сколько звуков в слове слова бывают короткие и длинные.
-Назовите короткие слова. Дом, стол, мак, рак, сон...
-А теперь длинные. Квартира, самолёт...
-Вот сколько слов вы назвали. Молодцы.
-Ребята, а что такое «предложение», из чего состоит «предложение»? Из слов
Может состоять предложение из одного слова? Нет Правильно одно слово это не предложение, а просто слово. Вот если вы сказали да или несколько слов сразу то у вас получилось предложение. Ребята, предложение это не просто набор слов, все слова связаны по смыслу. А еще хочу поделиться с Вами 3 секретами:
1. Первое слово в предложение всегда пишется с заглавной буквы.
2. В конце предложения всегда ставится точка.
3. Между словами в предложении должен быть пробел.
Вот вам два предложения какое из них правильное? «Мыть посуда мама» и «Мама моет посуду»
-Второе предложение правильное, потому что в нём есть смысл, последовательность слов и окончание слов.
Игра «Составим рассказ о Насте».
Дети садятся на ковер в круг, и передавая куклу друг другу, называют слова- прилагательные, какая она? (красивая, умная, веселая и т.д.)
Скажите про Настю каждый одно слово, какая она, чтобы ей понравилось.
Настя.. красивая, умная, веселая и т.д.
Педагог: Настя умеет делать все то же самое, что и вы. Какие действия может выполнять Настя? (Ответы детей).
Педагог: Вот видишь, Настя, сколько слов дети знают, и все про тебя. Но можно ли то, что вы сейчас говорили назвать рассказом? (ответы детей)
Конечно, ребята, вы называли только слова.
А давайте попробуем рассказать о Насте несколькими словами.
(Ответы детей). Настя хочет учиться в школе.
Что мы узнали из слов Юли? ……
Если мы и дальше будем рассказывать о Насте, то мы узнаем о ней еще больше. Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.
Вы готовы посчитать, сколько слов в моем предложении?
Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении.
Настя любит играть.
Кукла Настя танцует.
Настя читает книжки.
Кукла Настя пошла гулять.
Настя хочет учиться.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Педагог: Настя хочет с вами поиграть в мяч. Вставайте в круг. Кому Настя кинет мяч, тот должен назвать словом то, что ему нужно для школы: карандаши, ручка и т.д.
Молодцы! Вы знаете, что вам надо приготовить для того, чтобы учиться в школе.
А теперь возьмите карандаши и аккуратно заштрихуйте эти предметы.
Педагог: Еще раз напомним Насте, что такое слово: (ответы детей) это все, что мы произносим, словом мы можем назвать один предмет или группу предметов. В предложении предмет не просто называется, а о нем что-то рассказывается. Если составить о предмете несколько предложений, получится рассказ.
III. Анализ занятия. Подведение итогов.
- Понравилось Вам сегодняшнее занятие?
- Что понравилось?
- Испытывали ли Вы сложности?
Конспект познавательного занятия в «Моя Родина Россия!»
Цель: Познакомить с символами государства российского (флагом,гербом,гимном,с столицей Москва, населением России и президентом.
Задачи:
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Воспитывать любовь,гордость и уважение к Родине.
Наглядный материал: карта мира,цветные карандаши,флаг России (макет на каждого ребенка,герб России,муз. запись гимна России,иллюстрации достопримечательных мест Москвы,ручки,сюжетные картинки (король,султан,королева,пезидент,песня О. Газмнова «Москва».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно,Россия (показывает карту России).Посмотрите на карту. Так наша страна изображается на географических картах. Одна из самых больших стран-наша Россия.
Это наша РодинаРодина-страна, в которой вы родились и живете. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок-деревня,улица,дом,где онн родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Вывод: «Наше Отечество,наша Родин-матушка Россия».
Подбирите слова к слову «родная»,близкие по значению (синонимы,
(Родная,близкая,отеческая,кровная,своя).
Подберите слова,противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина» (Чужбина,чужая земля,чужая страна).
Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните:
«Родина любимая-мать родная»
Как вы понимаете смысл фразы?
«Человек без Родины-что соловей без песни».
«Одна у человека мать,одна у него и Родина».
«Нет ничего на свете кроме,чем Родина наша».
(Ребята повторяют пословицы,которые запомнили).
Символы России.
В детском саду есть заведущая, в школе-директор,у папы и мамы на работе-начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек,который руководил ею. В одних странах-это король, в других-королева,а в третьих-султан. Но в большинстве стран главным человекомявляется президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как его зовут?
Посмотрите на сюжетные картинки и скажите, где тут король,царь, султан,президент.
Впишите недостающие буквы под их изображением.
Флаг России.
У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (Ответы детей).
Объяснение воспитателем:
Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.
«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,-сказал снег.
И на флаге появилась белоснежная полоска.
В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,-сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Вот какой он наш российский флаг: три полосы- белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор»,что значит «трехцветный».
Раскрасьте полоски и получите Российский флаг.
Герб России.
Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.
Однажды (это было давным давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц- орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает,что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двухглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон,которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносный (рассказ легенды о Георгии Победоносце).
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей).
Потому,что он защищает от всякого зла и Россия всегда побеждает всех врагов.
Гимн России.
Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (когда героям вручают награды, когда спортсмены медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.
(Прослушать гимн России).
Москва-столица России.
Стихотворение:
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава-
Столица наша, славная Москва.
В каждой стране главный город, который называют столицей. В столице живет
Президент. Столица России- Город Москва (ответы детей).
На этом рисунке мы видим главную площадь Москвы-Красную площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады, праздники, концерты. Красная площадь очень древняя и красивая. Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня- это достопримечательности Москвы.
В России живут 170 разных народов. Послушайте стихотворение:
А у нас в стране живут
Русский,коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И калмык,и осетин
И тувинец,и бурят-
Все они дружить хотят!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие «Моя Родина- Россия»,
мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине- России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...

Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»
По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...

План - конспект психокоррекционного занятия по развитию личности/Для детей 5-6 лет с диагнозом ОНР. Тема занятия: Волшебные слова
План - конспект психокоррекционного занятия по развитию личностиДля детей 5-6 лет с диагнозом ОНР.Тема занятия: Волшебные слова Цель: Развитие коммуникативных ...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема занятия: «Автоматизация звука [Ц] в словах и предложениях»
Цель: Автоматизация четкого и правильного произношения звука [Ц] в самостоятельной речиЗадачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить правильное произношение звука Ц в слогах, словах и предложе...

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»
Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»...

Технологическая карта занятия по речевому развитию.Тема занятия: «Деление слов на слоги»
Занятия с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно ...
Конспект подгруппового логопедического занятия "Предложение, слова-предметы, слог"
Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида...