Конспект логопедического занятия с использованием развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»по теме «Зимующие птицы родного края. Словооб-разование приставочных глаголов».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Подгрупповое логопедическое занятие с использованием развивающей среды В.в.Воскобовича "Фиолетовый лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Автор конспекта ФИО педагога

Казаринова Галина Владимировна, учитель-логопед

Возрастная группа

6 лет (дети с ЗПР, сильная подгруппа)

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповое

Образовательная область

Речевое развитие.

Тема занятия

Зимующие птицы родного края. Словообразование приставочных глаголов.

Культурная практика(вид детской деятельности с подвидом)

Коммуникативная деятельность.

Цель занятия:

Учить образовывать приставочные глаголы и правильно употреблять их в распространённом предложении.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

коррекционно-развивающие:

коррекционно-воспитательные:

Формировать навык образования приставочных глаголов и употребления их в распространённом предложении.

Закрепить умение подбирать глаголы-антонимы.

Активизировать предметный словарь (воробей, синица, снегирь, дятел,сорока), глагольный словарь (способы приёма пищи), словарь антонимов.

Способствовать проявлению опыта коммуникативной деятельности, воспитывать усидчивость и аккуратность.

Предварительная работа:

Игры на развитие речи по теме «Зимующие птицы». Просмотр видеофильма «Птицы зимой», «Птичьи будни», чтение книг о зимующих птицах.

Материалы

Развивающая среда В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес», игра «Чудо-соты»; картинки с изображением зимующих птиц, игрушка снегиря, макет гнезда.

Ход образовательной ситуации

Этапы (последовательность деятельности)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Введение в ситуацию

Задача: мотивировать ребенка навключение в деятельность.

Беседа

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимующие). Голодная птица сильно страдает от холода. Как поддержать птиц зимой, как помочь им пережить это трудное время?

Акцентные вопросы:

Поможете мне построить для птиц кормушку? Сможете?

Дети включаются в образовательную деятельность – формулируют «детскую» цель или присоединяются к цели, предложенной педагогом.

Постановка проблемы и мотивация детей (игровая, мотивация общения в условиях помощи, мотивация личностной заинтересованности)

Игра «Построй кормушку» на основе пособия «Чудо-соты».

Логопед предлагает построить кормушку на коврографе из элементов набора «Чудо-соты».

- Какая замечательная кормушка у вас получилась! Что бы узнать, кто сегодня торопится прилететь на нашу кормушку, предлагаю вам отгадать загадки.

Чик-чирик!

За зернышком прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей).

И зимой стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит

Кто это? (дятел).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (сорока)

- Молодцы, отлично справились с заданием! А вот и наши пернатые друзья (картинки). Возьмите картинки со стола и прикрепите их, пожалуйста, на кормушку или на дерево.

Дети строят кормушку на коврографе из элементов набора «Чудо-соты».

Дети прикрепляют картинки птиц на коврограф, проговаривая не менее 1 предложения со словосочетанием типа «существительное +глагол»

Актуализация знанийзадача: актуализировать знания иумения ребенка, развивать коммуникативные навыки.

-А вот еще одна загадка:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...(снегири).

Логопед показывает игрушку – Снегиря.

-Снегирь – зимующая или перелетная птица? Где он зимует? Хотите узнать, как он проводит свой день?

Послушайте историю про Снегиря. "Снегирь крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел. Снегирь летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел, в кормушку залетел, крошки склевал. Снегирь из кормушки вылетел; к гнездышку подлетел. В гнездышко залетел. Всю зиму так и перезимовал".

Мы должны помочь снегирю запомнить его маршрут, чтобы он не забыл дорогу к нашей кормушке и смог даже в самый сильный мороз добраться до корма.

Отгадывание загадки

Сформулировать причину затруднения (например, не знаем, что это за птица и т.д.)

Поставить перед детьми не менее 1 задачи для устранения затруднения (например, надо узнать,  как помочь птице…)

Знакомство с символами слов-действий.

Логопед обращает внимание на слова-действия:

 - Очень важно запомнить все слова - действия, чтобы указать направление движения Снегиря. Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.

- Снегирь к кормушке ... (подлетел),

от кормушки ... (отлетел).

- Снегирь из кормушки ... (вылетел),

в кормушку ... (залетел).

- Снегирь через кормушку ... (перелетел),

под кормушкой ... (пролетел).

- Вокруг кормушки ... (облетел).

Игра с мячом "Наоборот": залетел – вылетел заскочил – выскочил прилетел – улетел подбежал – отбежал подлетел – отлетел прискакал – ускакал.  Закрепление Игра «Подскажи словечко»

- Я буду рассказывать историю про стаю снегирей, а вы должны подсказать слова-действия:  «Снегири крепко спали, рано вставали, из гнезда … (вылетали). Снегири летали, корм искали. Через деревья … (перелетали). Под кормушкой … (пролетали), в кормушку …(залетали), крошки клевали. От кормушки … (отлетали), вокруг дерева … (облетали), опять к кормушке …(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко… (залетали). Всю зиму так и перезимовали!»

Игра "Исправь ошибку в предложении".

- Помогите Незнайке - назовите правильно слово-действие.

 Вороны от кормушки подлетели. (отлетели)

 Вороны через куст улетели. (перелетели)

 Сова в дупло отлетела. (залетела)

Практическое упражнение «Нарисуй схему»

-Вы сможете нарисовать схемой маршрут снегиря?  

Фиксация нового знания.

Детиподбирает схемы - карточки с символами слов-действий.)

Ребенок повторяет фразы с , следуя инструкции педагога.

Ребенок образует относительные прилагательные от существительных, следуя инструкции педагога.

Подбор детьми слов-действий с противоположным значением.

Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение

Работа над приставочными глаголами в предложениях.

Закрепление работы со схемой.Детисамостоятельновыполняют работу по зарисовке схемы. Логопед предлагает выполнить игровые действия со снегирем по схеме.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Рефлексивный компонент (с опорой на внутренние мотивы, акцентом на позитивные внутренние личностные изменения, с самооценкой личностных достижений)

Педагог:

- Молодцы! Вы справились с заданием и помогли снегирю запомнить путь к кормушке. Теперь он сможет пережить даже самую суровую зиму!

-Чем и ка  мы можем помочь остальным зимующим птицам?

Выражает свое эмоциональное состояние в речевой форме, эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.

Отвечает на вопросы, о степени удовлетворенности результатом, о результатах мотива, о способах достижения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Зимующие птицы родного края"

Знакомство с птицами родного края, характерными особенностями их внешнего вида и загадками о них. Воспитание бережного отношения к природе....

Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»

Цели и задачи:• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птиц...

Презентация на тему "Зимующие птицы родного края"

Данная презентация поможет в легкой и интересной форме познакомить детей с зимующими птицами средней полосы, с их внешним видом, повадками, с особенностями жизни в холодное время года....

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» для благополучной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Технология «Сказочные лабиринты игры - Фиолетовый лес» полностью соответствует ФГОС ДО и возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет, поэтому хорошо подходит  и активно исполь...

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в работе с детьми раннего возраста в период адаптации.

Использование сенсомоторной среды "Фиолетовый лес" способствует всестороннему развитию детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, положительно сказывае...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Картотека дидактических игр и упражненийна тему:«Зимующие птицы РОДНОГО КРАЯ»младшая группа...