Использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» для благополучной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
методическая разработка (младшая группа)

Синяпкина Елена Ивановна

Технология «Сказочные лабиринты игры - Фиолетовый лес» полностью соответствует ФГОС ДО и возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет, поэтому хорошо подходит  и активно используется в работе с детьми раннего возраста, в том числе в период их адаптации к условиям детского сада.

Цель использования данной технологии: оказание содействия для благополучной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Для внедрения данной технологии была разработана система игр и развивающих упражнений для детей раннего возраста на основе использования развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fioletovyy_les.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича

«Фиолетовый лес»

как условие благополучной адаптации детей раннего возраста

к условиям детского сада.

Воспитатели:

Синяпкина Елена Ивановна

Звягина Ольга Николаевна,

 

г. Губкин 2020

Использование развивающей среды В.В. Воскобовича

«Фиолетовый лес»

как условие благополучной адаптации детей раннего возраста

к условиям детского сада.

Дошкольный период является тем возрастом, когда активно развиваются эмоции, усложняются чувства и переживания ребёнка. Эмоции – это своеобразный «мостик» между внутренним миром малыша и человеческим окружением.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят особенный адаптационный период. Адаптация – это процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. В период привыкания к детскому саду важно учитывать, что, находясь в группе, дети чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое может стать причиной невроза. В то же время детям свойственно быстро заражаться эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Уже 2 года наш детский сад является региональной инновационной площадкой по проблеме: «Апробация технологии интеллектуально-творческого развития дошкольников «Сказочные лабиринты игры» В.Воскобовича в дошкольных образовательных организациях Белгородской области.

Для внедрения и апробирования данной технологии было закуплено много оборудования, игр и пособий, но самым важным для малышей стал комплект «Фиолетовый лес». Комплект представляет собой развивающую сенсорную среду и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), позволяет детям самовыразиться и положительно влияет на их эмоциональное благополучие.

Развивающая предметно-пространственная среда В.Воскобовича полностью соответствует ФГОС ДО и возрастным особенностям детей от 6 месяцев до 7 лет, поэтому активно используется нами в работе с детьми раннего возраста, в том числе в период их адаптации к условиям детского сада.

Цель использования данной технологии: оказание содействия для более быстрой и благополучной адаптации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности посредством использования развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».

При использовании данной технологии решаются следующие задачи:

  • Способствовать преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду, снятию эмоционального и мышечного напряжения.
  • Развивать у детей игровые навыки, познавательные способности.
  • Вырабатывать навыки взаимодействия детей друг с другом, произвольное поведения.
  • Обеспечить развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

Организация игровой деятельности с детьми в адаптационный период направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» и включает в себя различные игры и упражнения на формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Наглядно-дидактический комплект «Фиолетовый лес» В.Воскобовича  активно способствует такой работе.

В процессе адаптации малышей к детскому саду, нами используется малая развивающая среда В.Воскобовича (панно 100х125 см), которая  представляет собой ковролиновую основу с закрепляющимися на ней элементами леса. Благодаря красочным деталям и их разнообразию дети вместе с воспитателем легко и с большим интересом погружаются в сказочный мир, где живут гномы, обитают разные животные и происходит много интересных событий.

Лес можно оформить по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, сгруппировать листочки по цвету и размеру, вариантов -  множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей.

Игры «Фиолетового леса» помогают в установлении эмоционально-тактильного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними, активизируется ориентировка детей в предметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту.

 Развивающая среда «Фиолетовый лес» открыла простор для создания системы игр и развивающих упражнений, которые помогут маленькому ребёнку адаптироваться в новых условиях и привыкнуть к новым людям.

Учитывая принцип сезонности в период адаптации детей к детскому саду, предлагаем детям следующие игры и упражнения в «Фиолетовом лесу», начиная работу «от простого»:

игра: «Дождик, дождик – лей, лей!» (Приложение, ФОТО 1)

Задачи: - закрепление понятия о природных явлениях; - развитие речи через разучивание заклички.

Материалы и оборудование: набор голубых капелек, солнышко, тучка.

Игровая ситуация: 

В лесу давно не было дождя. А ведь его ждут все обитатели леса и растения. Давайте вместе позовём дождик и покажем, как он пошёл.

Задание: Прикрепить капельки ниже тучки, которая закрыла солнышко.

Игра «Помоги ёжикам собрать листочки» (Приложение, ФОТО 2)

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ёжики двух размеров (большой и маленький).

Игровая ситуация: ёжики гуляли по лесу и увидели много опавших листочков. Ёжики решили украсить и утеплить листочками свои дома (норки). Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ёжику большие листочки, маленькому – маленькие.

Игра «Подарим гномам осенний букет» (Приложение, ФОТО 3)

Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.

Оборудование и материалы: листочки 2 цветов, 2 гнома. Постепенно усложняем задачу и берём листочки 3 цветов и 3-х гномов, 4 цветов и 4-х гномов.

Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.

Задание: помочь гномам собрать листочки по цвету.

Игра «Украсим деревья листочками»

Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: фигурки деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация. Ночью в лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Давайте украсим деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми).

Игра «Продолжи узор» (Приложение, ФОТО 4)

Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения чередовать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: фигурки листьев 2-х (3-х, 4-х цветов).

Игровая ситуация: Ветерок испортил узор из листиков, который сделал Мишик. Надо ему помочь восстановить разноцветную дорожку.

Задание: Продолжить узор (ряд из повторяющихся листочков).

Ежедневные игры с детьми раннего возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»  способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, положительно сказывается на процессе адаптации детей раннего возраста, отвлекая от грустных мыслей о доме и родителях, способствуют установлению стойкой привязанности к воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"

Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...