Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Описание картины «Весна» с использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развитие связной речи у детей, обогащение активного словаря, обучение составлению описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 631.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
по теме: Описание картины «Весна» с использованием мнемотехники.
Автор:
Воспитатель первой квалификационной категории
Белых Ольга Викторовна
2025
Цель: развитие связной речи у детей, обогащение активного словаря, обучение составлению описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
- Образовательные:
1.Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя таблицу мнемотехники.
2.Расширять знания детей о временах года, особенно о весне, о ее приметах.
3.Обогащать словарь детей словами, характеризующими весенний период.
- Развивающие:
1.Развивать умение видеть детали на картине и передавать их словами.
2.Тренировать внимание, память и логическое мышление.
3.Активизировать творческое воображение.
- Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
2.Развивать коммуникативные навыки, умение внимательно слушать друг друга.
- Оборудование: картина с изображением ранней весны; мнемотаблица с символическими изображениями элементов картины (почки на ветках деревьев, сосульки тают, перелетные птицы, солнце, льдины на реке); листы бумаги и карандаши для индивидуальной работы.
Ход занятия:
- Организационная часть:
Ребята давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Отгадайте загадку:
Она приходит ласково, со своею сказкою.
Лишь только палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Что же это? (Весна)
Ребята к нам пришла весна! Поприветствуем весну:
« Весеннее приветствие»
- Здравствуй солнышко теплое (руки вверх поднимаем)
- Здравствуй облачко ясное (руки вверх и качаем руками)
- На деревьях почки, первые листочки (по очереди разжимаем ладошки)
- Здравствуй капелька звонкая (пальчиками показывают капель)
- Здравствуй лужа глубокая
- Здравствуй быстрый ручеек (пальчиком передвигаться по всей кисти руки)
- Маленький цветок (показать двумя руками бутон цветка)
Здравствуй травка зеленая (внизу машем руками)
-Здравствуй птичка веселая (взмахи ручками)
- Всем привет скажу, ручкой помашу! (машем руками и говорим «Здравствуй, весна»)
- Основная часть: Педагог показывает картину с изображением ранней весны и задаёт вопросы:
- Какое время года изображено?
- Какие признаки весны вы видите на картине? Назовите их.
- Кто из вас любит весну? Почему? (Дети отвечают на вопросы, вспоминают свои наблюдения за весной в реальной жизни).
Работа с картиной.
Педагог обращает внимание детей на основные элементы картины (деревья, цветы, небо, вода, птицы) и просит описать их подробнее:
- Какие деревья вы видите? Какого они цвета? Что с ними происходит ранней весной? (набухают почки).
- Есть ли на картине животные или птицы? Что мы можем рассказать о них весной? (некоторые дикие животные просыпаются от спячки; заводят потомство; птицы прилетают с теплых краёв).
- Какой день изображён на картине: солнечный или пасмурный?
-Что происходит весной с природой? (Появляются первоцветы, тает снег, сосульки, ледоход на реках). Дети называют детали, передают своё впечатление от картины.
Физминутка: «Весенняя капель»
Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей…
Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!(бег на месте)
Использование мнемотаблицы.
- Посмотрите, ребята сегодня я принесла вам мнемотаблицу, которая поможет нам с вами описать картину о весне. Посмотрите, на мнемотаблице есть последовательность описания картины. Давайте попробуем составить рассказ, глядя на таблицу. Молодцы!
Составление рассказа:
- Ребята, когда мы начинаем описывать картину, то нужно начинать со слов: На картине мы видим время года – весну.
- Перейдем к следующему элементу, описывать его нужно подробно и полным предложением: В центре картины находятся дети, гуляющие по лесу... Рядом с ними бежит быстрый ручей... (Дети рассказывают всё больше деталей о картине, опираясь на мнемотаблицу). Кто желает описать картину, используя мнемотаблицу?
Индивидуальная работа:
--Вспомните, какие элементы были на картине, и изобразите их схематично на листочках бумаги. Хорошо! Вы сегодня хорошо потрудились!
Рефлексия:
- Что сегодня вам понравилось?
-Легко ли было вам рассказывать по мнемотаблице?
- Какой элемент картины был самым интересным?
- Хотелось бы вам увидеть такую же весну в реальности? (Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось больше всего).
Мне сегодня очень понравилось как вы рассматривали и описывали картину о весне с помощью мнемотаблиц. Давайте сделаем коллекцию наших рисунков о весне.
Фотоотчёт о проведенном занятии:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"
В данном конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...

Занятие по развитию речи в старшей группепо картинке из серии «Весна»
(«Дети вешают скворечники»)Конспект НОД...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Описание игрушки"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Описание игрушки"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Описание предметов зимней одежды»
Цель: Формировать умение описывать зимнюю верхнюю одежду, составлять небольшие предложения.Задачи: Формировать умения правильно называть предметы зимней верхней одежды, знать их назначения.Развивать ф...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием мнемотаблиц»
Формирование навыков составления рассказа по картине по плану...


