Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: Описание картины «Весна» с использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белых Ольга Викторовна

Развитие связной речи у детей, обогащение активного словаря, обучение составлению описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_kartiny_vesna.docx631.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

по теме:  Описание картины «Весна» с использованием мнемотехники.

Автор:

Воспитатель первой квалификационной категории

Белых Ольга Викторовна

2025

Цель: развитие связной речи у детей, обогащение активного словаря, обучение составлению описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

  • Образовательные:

1.Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, используя таблицу мнемотехники.

2.Расширять знания детей о временах года, особенно о весне, о ее приметах.

3.Обогащать словарь детей словами, характеризующими весенний период.

  • Развивающие:

1.Развивать умение видеть детали на картине и передавать их словами.

2.Тренировать внимание, память и логическое мышление.

3.Активизировать творческое воображение.

  • Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

2.Развивать коммуникативные навыки, умение внимательно слушать друг друга.

  • Оборудование: картина с изображением ранней весны; мнемотаблица с символическими изображениями элементов картины (почки на ветках деревьев, сосульки тают, перелетные птицы, солнце, льдины на реке); листы бумаги и карандаши для индивидуальной работы.

Ход занятия:

  • Организационная часть:

Ребята давайте начнём день с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Отгадайте загадку:

Она приходит ласково, со своею сказкою.

Лишь только палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.   

Что же это? (Весна)

Ребята к нам пришла весна! Поприветствуем весну:

« Весеннее приветствие»

- Здравствуй солнышко теплое (руки вверх поднимаем)

- Здравствуй облачко ясное (руки вверх и качаем руками)

- На деревьях почки, первые листочки (по очереди разжимаем  ладошки)

- Здравствуй капелька звонкая   (пальчиками показывают капель)

- Здравствуй лужа глубокая

- Здравствуй быстрый ручеек (пальчиком передвигаться по всей кисти руки)

- Маленький цветок (показать двумя руками бутон цветка)

Здравствуй травка зеленая (внизу машем руками)

-Здравствуй птичка веселая (взмахи ручками)

- Всем привет скажу, ручкой помашу! (машем руками и говорим «Здравствуй, весна»)

  • Основная часть:  Педагог показывает картину с изображением ранней весны и задаёт вопросы:

- Какое время года изображено?

- Какие признаки весны вы видите на картине? Назовите их.

- Кто из вас любит весну? Почему? (Дети отвечают на вопросы, вспоминают свои наблюдения за весной в реальной жизни).

Работа с картиной.

Педагог обращает внимание детей на основные элементы картины (деревья, цветы, небо, вода, птицы) и просит описать их подробнее:

- Какие деревья вы видите? Какого они цвета? Что с ними происходит ранней весной? (набухают почки).

- Есть ли на картине животные или птицы? Что мы можем рассказать о них весной? (некоторые дикие животные просыпаются от спячки; заводят потомство; птицы прилетают с теплых краёв).

- Какой день изображён на картине: солнечный или пасмурный?

-Что происходит весной с природой? (Появляются первоцветы, тает снег, сосульки, ледоход на реках). Дети называют детали, передают своё впечатление от картины.

Физминутка: «Весенняя капель»

Солнце стало пригревать, (руки вверх, потянулись)
Стали капельки стучать.(кулачки стучат)
Капля – раз, капля – два,
(руки поочерёдно вперёд, ладонью вверх)
Капли медленно сперва,(хлопают в ладошки)
А потом быстрей, быстрей…

Побежали ручейки.
Их попробуй, догони!(бег на месте)

Использование мнемотаблицы.

- Посмотрите, ребята сегодня я принесла вам мнемотаблицу, которая поможет нам с вами описать картину о весне. Посмотрите, на мнемотаблице есть последовательность описания картины. Давайте попробуем составить рассказ, глядя на таблицу. Молодцы!

Составление рассказа:

- Ребята, когда мы начинаем описывать картину, то нужно начинать со слов: На картине мы видим время года – весну.

- Перейдем к следующему элементу, описывать его нужно подробно и полным предложением: В центре картины находятся дети, гуляющие по лесу... Рядом с ними бежит быстрый ручей... (Дети рассказывают всё больше деталей о картине, опираясь на мнемотаблицу). Кто желает описать картину, используя мнемотаблицу?

Индивидуальная работа:

--Вспомните,  какие элементы были на картине, и изобразите  их схематично на листочках бумаги. Хорошо! Вы сегодня хорошо потрудились!

Рефлексия:

- Что сегодня вам понравилось?

-Легко ли было вам рассказывать по мнемотаблице?

- Какой элемент картины был самым интересным?

 - Хотелось бы вам увидеть такую же весну в реальности? (Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось больше всего).

Мне сегодня очень понравилось как вы рассматривали и описывали картину о весне с помощью мнемотаблиц. Давайте сделаем коллекцию наших рисунков о весне.

Фотоотчёт о проведенном занятии:

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20250324_092726_707.jpg

C:\Users\Детский сад\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20250324_093139_406.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Описание игрушки"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Описание игрушки"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Описание предметов зимней одежды»

Цель: Формировать умение описывать зимнюю верхнюю одежду, составлять небольшие предложения.Задачи: Формировать умения правильно называть предметы зимней верхней одежды, знать их назначения.Развивать ф...