Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание ягод»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Краснянская Татьяна Евгеньевна

Конспект занятия по развитию речи "Описание ягод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_sredney_gruppe_opisanie_yagod.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в средней группе

Тема: «Описание ягод»

Цель: расширение и обогащение знаний детей о «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора.

Образовательные задачи:

-Уточнить и расширить представления детей о ягодах, их отличительных особенностях.

- Формировать представление детей о месте произрастания ягод.

-расширить и уточнить словарь по теме.

Развивающие задачи:

- Активизировать речевую деятельность детей.

- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя;

- Развивать слуховое внимание, память, мышление.

- Развивать общую и мелкую мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность. 

Оборудование: игрушка Лиса, демонстрационные изображения ягод (клубники, смородины, земляники, черники, малины)

Ход занятия:

  1. Организационный  момент

Круг приветствия: Круг широкий вижу я, рядом все мои друзья

                                   Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево

                                   В центр круга соберемся, и на место мы вернемся!

Ребятки ,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в  маленький колокольчик ,слышите  как  нежно звучит, как ласково он просит  вас проснуться. Ну теперь все давайте позвоним в колокольчики.

Колокольчики звенят, динь, динь,динь,динь.

С добрым утром говорят, динь-динь-динь-динь

Всем давно пора вставать, динь-динь-динь-динь

Просыпайтесь, хватит спать, динь-динь-динь-динь

Воспитатель:  А теперь я проверю, действительно помогли нам колокольчики или они старались зря.

Речевая разминка: 

Ла-Ла-Ла, к нам весна пришла

Ом-Ом-Ом,  всё зелёное  кругом

Та-Та-Та Ах, какая красота!

-Да действительно, мои помощники -колокольчики ,старались  не зря.

(садятся на места)

  1. Основная часть

Организационный момент.

«Дорогие дети!

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю загадку, отгадайте ее!

Тает снежок,

Ожил лужок!

День прибывает!

Когда это бывает?     (Весной)

Воспитатель  – Ребята, а как можно догадаться, что наступила весна?(ответы детей – Солнце ярче светит, тает снег, сосульки на крыше  и т.д.)

Воспитатель– Правильно, ребята! А ещё весной дни становятся длиннее, а ночи короче; солнце пригревает и появляются проталины.  Из тёплых краёв прилетают птицы, дует тёплый ветер. Люди надевают весеннюю одежду.

– Скажите, пожалуйста, какое время года наступит после весны?(ответы детей -лето)

Воспитатель – А весна и лето похожи друг на друга? (ответы детей)

Воспитатель- Что изменится летом? (ответы детей)

 Воспитатель – А сейчас мы сыграем с вами в одну игру

Дидактическая игра 

«Так бывает или нет» 

Цели:  учить  замечать  непоследовательность  в  суждениях,  развивать логическое мышление. 

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: 

• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

-«Летом,  когда  ярко  светило  солнце,  мы  с  ребятами  вышли  на прогулку.  Сделали  из  снега  снеговика  и  стали  кататься  на  санках». 

-«Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.» 

-«Когда наступит зима, я пойду в лес собирать ягоды». (дети исправляют недочёты)

 Воспитатель: Ребята, а когда собирают ягоды? (летом или осенью). К нам сегодня пришло письмо на почту от девочки Жени из сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»

«Дорогие дети, я научилась собирать ягоды земляники и очень бы хотела, чтобы вы мне помогли разобраться, какие ягоды ещё есть в природе и где они растут.»

Ну что, ребята, поможем Жене? Тогда нам нужно отправиться в путешествие и спеть песенку, которая нас перенесёт в лето.

Текст песенки «По малину в сад пойдём»

По малину в сад пойдём,
В сад пойдём, в сад пойдём.
Плясовую заведём,
Заведём, заведём.

Припев:

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, —
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.

Припев:

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

Как малины наберём,
Наберем, наберём,
Пирогов мы напечём,
Напечём, напечём.

Припев:

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

Пирогов мы напечём,
Напечём, напечём.
Всех соседей позовём,
Позовём, позовём!

Припев:

Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!

(Картинка лета и летних ягод)

- посмотрите, лето приготовило нам сюрприз (картинки с  ягодами)

А что за ягоды в корзинке, давайте угадаем:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки

1. На маленькой ножке висит красная ягода с белыми точками (земляника)

1)Название: земляника
2)Цвет; красная

3)Форма: овальные, маленькие, с белыми точечками
4)Вкус:  сладкая,

5)Где растет: в саду, садовая ягода
6)Какая на ощупь: мягкая и нежная

7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот,желе

  1. Сидят цветочки на кусточке

А ягоды под листочками

Усы зелёные растут

У ягод красных сладкий вкус. (клубника)

1)Название: клубника
2)Цвет; красная

3)Форма: овальные, маленькие, с белыми точечками
4)Вкус:  сладкая,

5)Где растет: в саду, садовая ягода
6)Какая на ощупь: мягкая и нежная

7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот, желе

Воспитатель: Чем похожи ягоды клубники и земляники? Чем отличаются?

  1. Я черная, красная, белая, 
    Я всем хороша, когда спелая. 
    И листьев узором нарядным 
    Равняюсь с листом виноградным.  
    (Смородина)

1)Название;  смородина
2)Цвет; чёрная
3)Форма; круглая
4)Вкус; сладкая, кислая, кисло – сладкий вкус
5)Где растет; в саду, садовая ягода
6)Какая на ощупь; твёрдая, гладкая
7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот

  1. Колючки с крапивой - соседи, 
    А я переполнена радостью: 
    И люди спешат, и медведи 
    Моей насладиться сладостью. 
    (Малина)
    1)Название;  малина

2)Цвет: красная

3)Форма; овальная, с мелкими выпуклостями
4)Вкус: сладкая

5)Где растет; в саду, в лесу

6)Какая на ощупь: мягкая, нежная

7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот

Из ягод, листьев, цветов малины делают отвары, настойки для лечения простуды, малиновое варенье очень полезно, богато витамином С.


5. Низок, да колюч, 
Сладок да пахуч, 
Ягоды сорвешь - 
Всю руку обдерешь. 
(Крыжовник)


1)Название;  крыжовник
2)Цвет: зелёный, красный
3)Форма:  круглая
4)Вкус:  кислая, кисло – сладкий вкус
5)Где растет; в саду
6)Какая на ощупь; твёрдая, с ворсинками

7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот


Воспитатель: Ребята, а где растут ягоды? (в лесу и в саду)

Ягоды бывают лесные и садовые.

 Воспитатель: Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

 Воспитатель: Как называются ягоды, которые растут в саду? (садовые)

Воспитатель: Ребята, а как нужно срывать с веточек ягоды? (ответы)

А давайте покажем.

С веток ягоды снимаю 
и в лукошко собираю.
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
Ягод - полное лукошко ! 
Я попробую немножко.
(щипотку поднести ко рту) 
Я поем ещё чуть - чуть - 
легче будет к дому путь! 
Я поем ещё малинки . 
Сколько ягодок в корзинке? 
Раз, два, три, четыре, пять… 
(загибаем пальчики)
Снова буду собирать !

Воспитатель: Вот Женя ещё попросила, чтобы мы помогли ей разобраться и не путать ягоды с овощами и фруктами. Поможем?

                                                                    Игра «Что лишнее?».

 Педагог показывает несколько ягод, а дети должны сказать, какая из них лишняя и почему. Например, в ряду малина, земляника, черника, клубника лишней будет черника (она чёрная, остальные красные). 

Воспитатель: Когда собираем ягоды, они от нас прячутся, давайте отыщем ягоды.

                                                     Игра с картинками.

Дети называют ягоды (малина, клубника, смородина, черника, земляника). Затем педагог просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку, дети должны вспомнить, какую. 

Воспитатель: А чтобы ягоды не прятались от вас, нужно называть ласково.

                                                                      «Назови ласково».

      Например: малина — малинка, клубника — клубничка, клюква — клюковка, черника — черничка, смородина — смородинка, земляника — земляничка. 

                                                     Упражнение «Какой- какое» ( с мячом) 

    Из ягод варят варенье, компот, джем, делают повидло, фруктовые салаты, соки, пироги, др.

Все это полезное и вкусное».

(Воспитатель задает вопрос:

«Из земляники варенье будет какое?», а дети отвечают: «Земляничное» и т.д.)

Из малины?

Компот из малины, будет какой?

Из Земляники?

Повидло из черники?

 Из земляники?

 Из малины?

В: Ай да Лето! Какие полезные и вкусные дары она нам послала.

Итог занятия:

Сейчас снова закрываем глазки и отправляемся  в группу. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки. И прилетели назад в группу.

- о чем мы сегодня разговаривали?

- Кому мы сегодня помогли?

- Скажите, что на занятии узнали нового?

Цель: - формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде.

Задачи:
- уточнить и закрепить представление об их произрастании;

- развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; - воспитывать бережное отношение к природе.

Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
- Я черная, красная, белая, 
Я всем хороша, когда спелая. 
И листьев узором нарядным 
Равняюсь с листом виноградным.  
(Смородина)

  • Колючки с крапивой - соседи, 
    А я переполнена радостью: 
    И люди спешат, и медведи 
    Моей насладиться сладостью. 
    (Малина)

    - Низок, да колюч, 
    Сладок да пахуч, 
    Ягоды сорвешь - 
    Всю руку обдерешь. 
    (Крыжовник)

    - Повернулась к грядке боком,
    Налилась вся красным соком.
    Ей сестрица земляника.
    Что за ягодка? 
    (Клубника)
    Воспитатель: - Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
    Дети: - О ягодах.

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника). Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
Дети: - Лесные ягоды растут в лесу, а садовые - в саду.

Воспитатель: - Правильно. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны!

В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями , такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

Физкультминутка

Чтобы с ними «подружиться»,

Нам придется потрудиться,

В ножки низко поклониться, 

Под листочки заглянуть, 

Голову к земле пригнуть. (Дети  выполняют движения)

Воспитатель: - И напоследок осталась самая необычная ягода, слушайте загадку.

Внутри он алый, сахарный,

кафтан - зеленый, бархатный. (арбуз)

Воспитатель: - Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз - любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока - арбузный мёд, из мякоти - патоку. Ну и, конечно же, арбуз кушают в сыром виде.

Ядовитые ягоды

Воспитатель: - Но далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например, волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко - это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Воспитатель: - Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет)

Игра «Что приготовим?»

- Из клубники - клубничное варенье.

- Из малины - малиновое варенье.

- Из черники - черничное варенье.

- Из земляники - земляничное варенье.

- Из клюквы клюквенный морс.

- Из брусники - брусничное варенье.

- Из ежевики - ежевичное варенье.

- Из смородины - смородиновое варенье.

Рефлексия:

- С чем мы ребята сегодня познакомились?

- На какие виды делятся ягоды?

- К садовым ягодам относятся какие?

- К лесным?

- А что за ядовитые ягоды вы знаете?

- Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались!

Некоторые вопросы для беседы по сказке:

  • Что поспело в лесу? 1
  • Кто пошёл в лес собирать землянику? 1
  • У кого была кружка, чашка, кувшинчик и блюдце? 1
  • Как собирала Женя землянику в начале сказки? 1
  • Как папа учил Женю собирать землянику? 1
  • Понравилось ли Жене так собирать землянику? Почему? 1
  • Кого встретила в лесу Женя? 1
  • Что дал Жене лесовичок? 1
  • Что случилось дальше? 1
  • С каким кувшинчиком вернулась Женя домой? 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»

Цель:  - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ,  образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.   - закре...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема «Описание мебели»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Тема «Описание мебели» Воспитатель: Рахманова У.В. Цель: расширить представления детей о предметах мебели.Задачи:Образовательн...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...