Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание ягод»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по развитию речи "Описание ягод"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Описание ягод»
Цель: расширение и обогащение знаний детей о «ягодах», о среде обитания, назначении, времени сбора.
Образовательные задачи:
-Уточнить и расширить представления детей о ягодах, их отличительных особенностях.
- Формировать представление детей о месте произрастания ягод.
-расширить и уточнить словарь по теме.
Развивающие задачи:
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.
- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя;
- Развивать слуховое внимание, память, мышление.
- Развивать общую и мелкую мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: игрушка Лиса, демонстрационные изображения ягод (клубники, смородины, земляники, черники, малины)
Ход занятия:
- Организационный момент
Круг приветствия: Круг широкий вижу я, рядом все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево
В центр круга соберемся, и на место мы вернемся!
Ребятки ,я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем, я позвоню в маленький колокольчик ,слышите как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться. Ну теперь все давайте позвоним в колокольчики.
Колокольчики звенят, динь, динь,динь,динь.
С добрым утром говорят, динь-динь-динь-динь
Всем давно пора вставать, динь-динь-динь-динь
Просыпайтесь, хватит спать, динь-динь-динь-динь
Воспитатель: А теперь я проверю, действительно помогли нам колокольчики или они старались зря.
Речевая разминка:
Ла-Ла-Ла, к нам весна пришла
Ом-Ом-Ом, всё зелёное кругом
Та-Та-Та Ах, какая красота!
-Да действительно, мои помощники -колокольчики ,старались не зря.
(садятся на места)
- Основная часть
Организационный момент.
«Дорогие дети!
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю загадку, отгадайте ее!
Тает снежок,
Ожил лужок!
День прибывает!
Когда это бывает? (Весной)
Воспитатель – Ребята, а как можно догадаться, что наступила весна?(ответы детей – Солнце ярче светит, тает снег, сосульки на крыше и т.д.)
Воспитатель– Правильно, ребята! А ещё весной дни становятся длиннее, а ночи короче; солнце пригревает и появляются проталины. Из тёплых краёв прилетают птицы, дует тёплый ветер. Люди надевают весеннюю одежду.
– Скажите, пожалуйста, какое время года наступит после весны?(ответы детей -лето)
Воспитатель – А весна и лето похожи друг на друга? (ответы детей)
Воспитатель- Что изменится летом? (ответы детей)
Воспитатель – А сейчас мы сыграем с вами в одну игру
Дидактическая игра
«Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
-«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках».
-«Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
-«Когда наступит зима, я пойду в лес собирать ягоды». (дети исправляют недочёты)
Воспитатель: Ребята, а когда собирают ягоды? (летом или осенью). К нам сегодня пришло письмо на почту от девочки Жени из сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»
«Дорогие дети, я научилась собирать ягоды земляники и очень бы хотела, чтобы вы мне помогли разобраться, какие ягоды ещё есть в природе и где они растут.»
Ну что, ребята, поможем Жене? Тогда нам нужно отправиться в путешествие и спеть песенку, которая нас перенесёт в лето.
Текст песенки «По малину в сад пойдём»
По малину в сад пойдём,
В сад пойдём, в сад пойдём.
Плясовую заведём,
Заведём, заведём.
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!
Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, —
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!
Как малины наберём,
Наберем, наберём,
Пирогов мы напечём,
Напечём, напечём.
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!
Пирогов мы напечём,
Напечём, напечём.
Всех соседей позовём,
Позовём, позовём!
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка!
(Картинка лета и летних ягод)
- посмотрите, лето приготовило нам сюрприз (картинки с ягодами)
А что за ягоды в корзинке, давайте угадаем:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
1. На маленькой ножке висит красная ягода с белыми точками (земляника)
1)Название: земляника
2)Цвет; красная
3)Форма: овальные, маленькие, с белыми точечками
4)Вкус: сладкая,
5)Где растет: в саду, садовая ягода
6)Какая на ощупь: мягкая и нежная
7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот,желе
- Сидят цветочки на кусточке
А ягоды под листочками
Усы зелёные растут
У ягод красных сладкий вкус. (клубника)
1)Название: клубника
2)Цвет; красная
3)Форма: овальные, маленькие, с белыми точечками
4)Вкус: сладкая,
5)Где растет: в саду, садовая ягода
6)Какая на ощупь: мягкая и нежная
7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот, желе
Воспитатель: Чем похожи ягоды клубники и земляники? Чем отличаются?
- Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)
1)Название; смородина
2)Цвет; чёрная
3)Форма; круглая
4)Вкус; сладкая, кислая, кисло – сладкий вкус
5)Где растет; в саду, садовая ягода
6)Какая на ощупь; твёрдая, гладкая
7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот
- Колючки с крапивой - соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью. (Малина)
1)Название; малина
2)Цвет: красная
3)Форма; овальная, с мелкими выпуклостями
4)Вкус: сладкая
5)Где растет; в саду, в лесу
6)Какая на ощупь: мягкая, нежная
7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот
Из ягод, листьев, цветов малины делают отвары, настойки для лечения простуды, малиновое варенье очень полезно, богато витамином С.
5. Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
1)Название; крыжовник
2)Цвет: зелёный, красный
3)Форма: круглая
4)Вкус: кислая, кисло – сладкий вкус
5)Где растет; в саду
6)Какая на ощупь; твёрдая, с ворсинками
7)Что из нее готовят: варенье, сок, джем, компот
Воспитатель: Ребята, а где растут ягоды? (в лесу и в саду)
Ягоды бывают лесные и садовые.
Воспитатель: Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)
Воспитатель: Как называются ягоды, которые растут в саду? (садовые)
Воспитатель: Ребята, а как нужно срывать с веточек ягоды? (ответы)
А давайте покажем.
С веток ягоды снимаю
и в лукошко собираю.
("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку.
Ягод - полное лукошко !
Я попробую немножко.
(щипотку поднести ко рту)
Я поем ещё чуть - чуть -
легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки .
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
(загибаем пальчики)
Снова буду собирать !
Воспитатель: Вот Женя ещё попросила, чтобы мы помогли ей разобраться и не путать ягоды с овощами и фруктами. Поможем?
Игра «Что лишнее?».
Педагог показывает несколько ягод, а дети должны сказать, какая из них лишняя и почему. Например, в ряду малина, земляника, черника, клубника лишней будет черника (она чёрная, остальные красные).
Воспитатель: Когда собираем ягоды, они от нас прячутся, давайте отыщем ягоды.
Игра с картинками.
Дети называют ягоды (малина, клубника, смородина, черника, земляника). Затем педагог просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку, дети должны вспомнить, какую.
Воспитатель: А чтобы ягоды не прятались от вас, нужно называть ласково.
«Назови ласково».
Например: малина — малинка, клубника — клубничка, клюква — клюковка, черника — черничка, смородина — смородинка, земляника — земляничка.
Упражнение «Какой- какое» ( с мячом)
Из ягод варят варенье, компот, джем, делают повидло, фруктовые салаты, соки, пироги, др.
Все это полезное и вкусное».
(Воспитатель задает вопрос:
«Из земляники варенье будет какое?», а дети отвечают: «Земляничное» и т.д.)
Из малины?
Компот из малины, будет какой?
Из Земляники?
Повидло из черники?
Из земляники?
Из малины?
В: Ай да Лето! Какие полезные и вкусные дары она нам послала.
Итог занятия:
Сейчас снова закрываем глазки и отправляемся в группу. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки. И прилетели назад в группу.
- о чем мы сегодня разговаривали?
- Кому мы сегодня помогли?
- Скажите, что на занятии узнали нового?
Цель: - формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде.
Задачи:
- уточнить и закрепить представление об их произрастании;
- развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; - воспитывать бережное отношение к природе.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
- Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)
- Колючки с крапивой - соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью. (Малина)
- Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
- Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
Дети: - О ягодах.
Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника). Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель: - Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
Дети: - Лесные ягоды растут в лесу, а садовые - в саду.
Воспитатель: - Правильно. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.
- Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.
Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны!
В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями , такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.
Физкультминутка
Чтобы с ними «подружиться»,
Нам придется потрудиться,
В ножки низко поклониться,
Под листочки заглянуть,
Голову к земле пригнуть. (Дети выполняют движения)
Воспитатель: - И напоследок осталась самая необычная ягода, слушайте загадку.
Внутри он алый, сахарный,
кафтан - зеленый, бархатный. (арбуз)
Воспитатель: - Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз - любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока - арбузный мёд, из мякоти - патоку. Ну и, конечно же, арбуз кушают в сыром виде.
Ядовитые ягоды
Воспитатель: - Но далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например, волчье лыко и вороний глаз.
Волчье лыко - это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.
Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.
Воспитатель: - Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет)
Игра «Что приготовим?»
- Из клубники - клубничное варенье.
- Из малины - малиновое варенье.
- Из черники - черничное варенье.
- Из земляники - земляничное варенье.
- Из клюквы клюквенный морс.
- Из брусники - брусничное варенье.
- Из ежевики - ежевичное варенье.
- Из смородины - смородиновое варенье.
Рефлексия:
- С чем мы ребята сегодня познакомились?
- На какие виды делятся ягоды?
- К садовым ягодам относятся какие?
- К лесным?
- А что за ядовитые ягоды вы знаете?
- Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались!
Некоторые вопросы для беседы по сказке:
- Что поспело в лесу? 1
- Кто пошёл в лес собирать землянику? 1
- У кого была кружка, чашка, кувшинчик и блюдце? 1
- Как собирала Женя землянику в начале сказки? 1
- Как папа учил Женю собирать землянику? 1
- Понравилось ли Жене так собирать землянику? Почему? 1
- Кого встретила в лесу Женя? 1
- Что дал Жене лесовичок? 1
- Что случилось дальше? 1
- С каким кувшинчиком вернулась Женя домой? 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»
Цель: - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ, образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными. - закре...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема «Описание мебели»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Тема «Описание мебели» Воспитатель: Рахманова У.В. Цель: расширить представления детей о предметах мебели.Задачи:Образовательн...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...


