Конспект занятия по развитию речи: Чтение русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи:
Чтение русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка».
Анализ пословиц, фразеологизмов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи:
Чтение русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка».
Анализ пословиц, фразеологизмов.\
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств, обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Вопросы после прочтения сказки:
Чем отличаются сказки от рассказов и стихов? (В сказках волшебство, и животные разговаривают. В сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка.) Послушайте сказку «Крошечка-Хаврошечка», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».
Беседа после прочтения сказки:
Попросить детей коротко рассказать, о чем эта сказка. Какие «сказочные слова» вы услышали?
Как вы думаете, почему сказка начинается словами: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Какими были мачеха и ее дочки? Как вы это поняли? Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Если бы вы стали рисовать Хаврошечку, то какой бы ее нарисовали? А какими вы бы изобразили мачеху и сестер?
Как помогала Хаврошечке коровушка? Как узнала мачеха об этом? Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Подходит ли она к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете?
Есть и другая пословица: Сам себя губит, кто других не любит. О ком в сказке можно так сказать?
Назовите незнакомые слова, которые вам встретились в сказке. (Журить, холсты, лихо)
Объясните, как вы понимаете выражения: мастер на все руки, сгореть со стыда, засучив рукава, водой не разольешь. Когда так говорят? Как можно сказать по-другому?
Крошечка-Хаврошечка
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая - Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.
Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.
Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.
Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила, и в трубы скатала.
Так ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь – Двуглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:
— Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову!
Старик так, сяк:
— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только!
Наточил старик ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:
— Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.
Рефлексия.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Назовите главных героев сказки.
- Какие эмоции у вас вызвала сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Познакомить детей с новой сказкой,учить следить за развитием действия,сопереживать героям....

Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Задачи:познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;учить детей участвовать в бесе...

Конспект занятий по развитию речи "Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»"
quot;Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»"...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.Провела Седова О. А. 24.11.2022.Литература. В. В. Гербова. Раз...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди» в обработке М. Булатова. Младшая группа....

Конспект занятия по развитию речи чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» в старшей группе
формировать умение слушать, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев....
