Конспект занятия по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием сюжетных картинок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Денисова Анастасия Дмитриевна

Возрастная группа 5-6 лет

 

Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина»»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_oblast_rechevoe._razv._denisova_a.d._2.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием сюжетных картинок

Цель занятия: формирование умения составления повествовательного рассказа по частям и целиком с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающей последовательность событий.

Детская цель: повышение мотивации к коммуникативно - речевой активности, к проявлению инициативы и самостоятельности в процессе придумывания рассказов, овладение первичными приёмами аргументации и доказательства, установление закономерностей причинно- следственного характера, овладение основными правилами безопасного поведения на улице.

Образовательные области: речевое развитие (социально- коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Форма проведения: интегрированное занятие с применением изобразительной наглядности

Виды деятельности: речевая, коммуникативная, игровая, двигательная.

Дополнительные задачи:

Техническая: развивать формообразующие движения, быстроту движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения при рисовании карандашами.

Изобразительная: учить передавать свои впечатления в художественных образах.

Словарная работа: активизация- светофор, полицейский, регулировщик; уточнение- жезл; обогащение- ясный день, безоблачный денёк, погожий денёк.

Предварительная работа: разучивание загадок по теме «Правила Дорожного Движения»; работа над общими речевыми навыками; чтение воспитателями книги А. Иванова «Азбука безопасности» и беседа по ней.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Интерактивная (магнитная) доска, серия картинок И. Яблочкиной «Новая машина», три картинки со светофорами, предметные карточки (развязка, фуражка, светофор, милиционер, фургон, троллейбус и т. п), магнитная доска, карточка с ребусом, мяч.

Раздаточный материал: Карточки с изображением наложенных картинок (трамвай, светофор, жезл); набор цветных карандашей, сигнальные карточки зелёного, жёлтого и красного цвета.

Планируемый результат занятия: сформировано умение составления повествовательного рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Возрастная группа 5-6 лет

                                                                                                       

Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина»»

Основные задачи

  1. Обучающие:

- способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме «Правила Дорожного Движения»;

 - формировать целостное представление об изображенном на серии картинок;

 - создавать условия для совершенствования грамматического строя речи (подбор одно коренных слов к слову «дорога»);

 - совершенствовать навык звукобуквенного анализа.

2. Развивающие:
- способствовать развитию связной речи: придумывать объяснения поступкам персонажей сюжета;

- развивать у детей потребность грамматически правильно строить предложения;

- продолжать развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление.

3. Воспитывающие:

- продолжать воспитывать установку положительного отношения к труду взрослых;

- продолжать воспитывать умение слушать внимательно, не перебивая;

- совершенствовать навыки сотрудничества.

- поддерживать положительное эмоциональное настроение.

Формы организации

  1. совместная деятельность педагога с детьми;
  2. самостоятельная деятельность детей.

                                                                        Этапы образовательного мероприятия

  1. Организационный этап

Воспитанники собираются в групповой комнате, где установлена интерактивная доска и рабочие столы с карточками – заданиями, расположенные в два ряда. В начале занятия дети располагаются на ковре, потом переходят на стульчики, расставленные полукругом перед доской, затем, во второй части практического этапа, рассаживаются за столы, разделившись на пары.

Дети подходят к воспитателю, встают вкруг, слушают, выполняют игровые движения в соответствии с текстом.

Круг приветствия «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

- У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Дети свободно располагаются на ковре перед воспитателем.

  1. Мотивационный этап

- Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, про что сегодня мы будем вести беседу.

Я загадываю загадки:

1. Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный

- Что это?

Дети: Это светофор. Он помогает переходить дорогу. На нем три огня зеленый, желтый, красный.

2. Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

- Что это?

Дети: Это дорога. Она бежит и вперед, и назад.

3. На дороге - лежит,

Под машиной – бежит,

Теплый, размягченный.

А когда постареет,

Затвердеет, посереет.

- Что это?

Дети: Это асфальт. Он покрывает дорогу. Сначала он бывает черным, а потом становится серым.

4. Веселая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши.

- О ком эта загадка?

Дети: О регулировщике. Он машет полосатой палочкой, подает сигналы свистком.

Словарная работа

Я раскрываю смысл слова «жезл»:

- Полосатая палочка, окрашенная в чёрно-  белые полоски, правильно называется жезл. Жезл используется регулировщиком дорожного движения для управления движением.

Например, подняв жезл вверх, регулировщик останавливает движение машин, а опуская его и указывая направление, машины едут в нужном направлении.

Хорошо. Вы разгадали загадки. Молодцы!

- Ребята, вы догадались, о чём же мы сегодня поговорим?

 Дети: о правилах дородного движения.

- А кто, по вашему мнению, должен соблюдать ПДД: водители или пешеходы? (Ответы детей)

- Сегодня вы убедите меня и убедитесь сами, что ПДД нужно строго соблюдать и пешеходам, и водителям!

- Мы рассмотрим серию картинок «Нова машина» и составим рассказ по ней.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом, перед интерактивной доской.

  1. Информационный этап

Я даю указание: 

- А сейчас внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь расставить правильно их по порядку на доске.

- Молодцы. Вы правильно расставили картинки.

На интерактивной доске в порядке очерёдности появляются четыре картинки.

Я веду беседу с детьми:

-  Расскажите, что вы видите на первой картинке.

Появляется первая картинка

Дети: На картинке- тёплый летний день.

- А как еще можно сказать про такой день?

Дети: солнечный.

Обогащение словаря:

- Про такой день можно ещё так сказать: ясный день, безоблачный денёк, погожий денёк.

Дети: Семья собирается ехать за город. Машина стоит во дворе дома. Папа укладывает в багажник надувной матрас, а мама - корзину с продуктами.

Появляется вторая картинка

Обратите внимание: что мальчики находятся на заднем сиденье в специальных детских креслах. Они обеспечивают безопасность детей. Что вы видите на второй картинке?

Дети: На тротуаре стоят и разговаривают две мамы. А их дети играют с новой машинкой рядом с проезжей частью.

- Как вы оцениваете эту ситуацию? Все ли правильно ведут себя на улице?

Дети: Нет. Мамы увлеклись разговором и не следят за своими детьми.

А дети играют рядом с проезжей частью. Этого делать нельзя.

- Почему нельзя, что может произойти?

- Опишите, что нарисовано на третьей картинке?

Появляется третья картинка

Дети: Машинка неожиданно выкатилась на проезжую часть, и мальчик бросился за ней. А машина с путешественниками была совсем уже близко.

- Что может случиться? (Ответы детей)

- Что изображено на четвертой картинке?

Появляется четвертая картинка

Дети: Водитель резко затормозил и вывернул руль. Мама бросилась к своему сыну.

Обобщаю:

-  Правильно. Папа водитель спас жизнь маленькому мальчику, но он рисковал жизнью и здоровьем членов свое семьи. Хорошо, что в машине все были пристегнуты ремнями, а на тротуаре, куда ехала машина, не было других пешеходов. Видите, как важно правильно вести себя на улице, соблюдать правила безопасности.

 Предлагаю детям выйти.

Физминутка «Машины»

На улице нашей (дети двигаются от стены к стене по группе, изображая машины)  

Машины малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат грузовые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

- Эй, машины, (один из детей изображает пешехода) полный ход,

Я примерный пешеход.

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

(Роль пешехода дети исполняют по очереди).

- Молодцы, немного поиграли, а теперь присаживайтесь.

  1. Практический этап

 Составление рассказа детьми

Совместный рассказ:

«Стоит ясный солнечный день. Семья собирается ехать за город. Машина стоит во дворе дома. В машине уже сидят мальчики. На крыше прикреплены велосипеды. Папа укладывает в багажник надувной матрас, а мама - корзину с продуктами. Машина с путешественниками едет по улице города. А на тротуаре стоят и разговаривают две мамы. Они увлеклись разговором и не следят за своими детьми. Дети играют с новой машинкой рядом с проезжей частью. Вдруг машина выкатывается на проезжую часть, и мальчик бросается за ней. А машина с путешественниками уже совсем близко. Папа – водитель резко тормозит и выворачивает руль. А мама бросается к своему сыну».

- Вы молодцы, составили интересный рассказ.

Предлагаю детям пересесть за столы, разделившись на пары.

Упражнение «Что ты видишь?»

- Перед вами лежат карточки, переверните и внимательно посмотрите, что изобразил художник?

Дети: Трамвай, светофор, жезл.

Даю указание:

- Возьмите простой карандаш и обведите светофор по контуру, а потом правильно раскрасьте его. Я надеюсь, вы помните, в каком порядке расположены красный, желтый, зеленый огни на светофоре.

-  Молодцы! Все справились с заданием.

Разгадывание ребуса

-  Ребята, посмотрите на доске карточка с ребусом, давайте его разгадаем. Прочитайте слог, с которого начинается ребус.

Дети: До.

-  Что видите дальше?

Дети: Рога.

-  Что получилось?

Дети: Дорога.

- Правильно. Молодцы!

Игра с мячом «Семейка слов»

Предлагаю детям: Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову «дорога».

- Как можно назвать маленькую дорогу?

Дети: Дорожка.

- Как можно ласково назвать дорогу?

Дети: Дороженька.

- Как называется растение, которое растет рядом с дорогой?

Дети: Подорожник.

- А как называется движение по дороге? - - Какое оно?

Дети: Дорожное.

- Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Я могу гордиться вами.

Упражнение «Определи место звука в слове»

На магнитной доске расположены «светофоры» с цветными сигналами - модели слов (начало слова, середина слова, конец слова).

Даю указание:  

- Выберите по одной картинке, лежащих на столе, определите место звука [р] названии и в зависимости от его расположения поместите на магнитной доске под одним из светофорчиков.

  1. Оценочно – рефлексивный этап

- Ребята давайте вспомним, что мы с вами делали?

Дети: Составили рассказ по картинкам, закрепили знание правил дорожного движения и соблюдение их.

- Как называется рассказ?

- Ребята, какая главная мысль рассказа?

- Почему так поступил этот персонаж?

- Что ты сделаешь в следующий раз в такой же ситуации, как эта?

- Кому было легко?

- Почему тебе было легко?

- Как бы ты назвала этот рассказ?

- Чем мы ещё занимались?

Дети: Разгадывали ребус. Играли в игру с мячом, подбирали слова к слову «дорога». Находили и называли предметы из накладного изображения, обводили по контуру светофор и раскрасили его, раскрасили его. Определяли где находиться звук [р] в слове и прикрепляли картинку к нужной схеме.

- У кого возникли трудности с определением звука [р] в слове?

- Почему тебе было сложно?

- Кто (или что) тебе помогли в этом?

Рефлексия «Светофор».

- Давайте вместе с вами мы «зажжём» светофор:

 Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких занятий, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – занятие не понравилось, скучно.

Выражаю одобрение:

- Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали своими знаниями. 

- Кто хочет завтра продолжить участие в проекте «Азбука дорожной безопасности», посетить параллельную группу и пообщаться по содержанию занятия с нашими друзьями? ( Дети выражают согласие нанести визит сверстникам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ (подготовительная к школе группа) Тема: «Любимые детские стихи. А.Л. Барто»

Конспект открытого мероприятия  по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ(подготовительная к школе группа)Тема: «Любимые детские стихи. А.Л. Барто»...

Конспект открытого мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ (младшая группа) Тема: «В ожидании Нового года…»

Развитие познавательной активности у детей  через обогащение их представлений о предстоящем празднике....

Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ

Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие»с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗЦель: создание условий для усвоения дет...

Конспект открытой НОД по образовательной области: «Речевое развитие» с использованием ИКТ в старшей группе №8 «Звездочки» на тему: «Зимушка - зима»

Программное содержание: Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З и Ж. Образовательные задачи: обобщение знаний детей по теме «З...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТРАНСПОРТ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Конспект занятия «Транспорт» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе.Цель: закреплять знания о видах транспорта, действия, которые они совершают и а...

Конспект занятия. Средняя группа. Образовательная область: речевое развитие.Тема. Описание игрушек - кошки и собаки

Конспект занятия. Средняя группа. Образовательная область: речевое развитие.Тема. Описание игрушек - кошки и собаки...