Конспект занятия по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием сюжетных картинок
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Возрастная группа 5-6 лет
Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина»»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием сюжетных картинок
Цель занятия: формирование умения составления повествовательного рассказа по частям и целиком с наглядной опорой в виде сюжетных картин, отображающей последовательность событий.
Детская цель: повышение мотивации к коммуникативно - речевой активности, к проявлению инициативы и самостоятельности в процессе придумывания рассказов, овладение первичными приёмами аргументации и доказательства, установление закономерностей причинно- следственного характера, овладение основными правилами безопасного поведения на улице.
Образовательные области: речевое развитие (социально- коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Форма проведения: интегрированное занятие с применением изобразительной наглядности
Виды деятельности: речевая, коммуникативная, игровая, двигательная.
Дополнительные задачи:
Техническая: развивать формообразующие движения, быстроту движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения при рисовании карандашами.
Изобразительная: учить передавать свои впечатления в художественных образах.
Словарная работа: активизация- светофор, полицейский, регулировщик; уточнение- жезл; обогащение- ясный день, безоблачный денёк, погожий денёк.
Предварительная работа: разучивание загадок по теме «Правила Дорожного Движения»; работа над общими речевыми навыками; чтение воспитателями книги А. Иванова «Азбука безопасности» и беседа по ней.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Интерактивная (магнитная) доска, серия картинок И. Яблочкиной «Новая машина», три картинки со светофорами, предметные карточки (развязка, фуражка, светофор, милиционер, фургон, троллейбус и т. п), магнитная доска, карточка с ребусом, мяч.
Раздаточный материал: Карточки с изображением наложенных картинок (трамвай, светофор, жезл); набор цветных карандашей, сигнальные карточки зелёного, жёлтого и красного цвета.
Планируемый результат занятия: сформировано умение составления повествовательного рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Возрастная группа 5-6 лет
| |
Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новая машина»» | |
Основные задачи |
- способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме «Правила Дорожного Движения»; - формировать целостное представление об изображенном на серии картинок; - создавать условия для совершенствования грамматического строя речи (подбор одно коренных слов к слову «дорога»); - совершенствовать навык звукобуквенного анализа. 2. Развивающие: - развивать у детей потребность грамматически правильно строить предложения; - продолжать развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. 3. Воспитывающие: - продолжать воспитывать установку положительного отношения к труду взрослых; - продолжать воспитывать умение слушать внимательно, не перебивая; - совершенствовать навыки сотрудничества. - поддерживать положительное эмоциональное настроение. |
Формы организации |
|
Этапы образовательного мероприятия | |
| Воспитанники собираются в групповой комнате, где установлена интерактивная доска и рабочие столы с карточками – заданиями, расположенные в два ряда. В начале занятия дети располагаются на ковре, потом переходят на стульчики, расставленные полукругом перед доской, затем, во второй части практического этапа, рассаживаются за столы, разделившись на пары. Дети подходят к воспитателю, встают вкруг, слушают, выполняют игровые движения в соответствии с текстом. Круг приветствия «Солнечные лучики» Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком. Мы все дружные ребята, Мы ребята – дошколята. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Никого не обижаем. Как заботиться – мы знаем. Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло! - У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Дети свободно располагаются на ковре перед воспитателем. |
| - Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, про что сегодня мы будем вести беседу. Я загадываю загадки: 1. Чтоб дорога для тебя Стала безопасной, День и ночь горят огни – Зеленый, желтый, красный - Что это? Дети: Это светофор. Он помогает переходить дорогу. На нем три огня зеленый, желтый, красный. 2. Шагаешь – впереди лежит, Оглянешься – домой бежит. - Что это? Дети: Это дорога. Она бежит и вперед, и назад. 3. На дороге - лежит, Под машиной – бежит, Теплый, размягченный. А когда постареет, Затвердеет, посереет. - Что это? Дети: Это асфальт. Он покрывает дорогу. Сначала он бывает черным, а потом становится серым. 4. Веселая работа, Завидно от души! Свисти, когда охота, Да палочкой маши. - О ком эта загадка? Дети: О регулировщике. Он машет полосатой палочкой, подает сигналы свистком. Словарная работа Я раскрываю смысл слова «жезл»: - Полосатая палочка, окрашенная в чёрно- белые полоски, правильно называется жезл. Жезл используется регулировщиком дорожного движения для управления движением. Например, подняв жезл вверх, регулировщик останавливает движение машин, а опуская его и указывая направление, машины едут в нужном направлении. - Хорошо. Вы разгадали загадки. Молодцы! - Ребята, вы догадались, о чём же мы сегодня поговорим? Дети: о правилах дородного движения. - А кто, по вашему мнению, должен соблюдать ПДД: водители или пешеходы? (Ответы детей) - Сегодня вы убедите меня и убедитесь сами, что ПДД нужно строго соблюдать и пешеходам, и водителям! - Мы рассмотрим серию картинок «Нова машина» и составим рассказ по ней. Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом, перед интерактивной доской. |
| Я даю указание: - А сейчас внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь расставить правильно их по порядку на доске. - Молодцы. Вы правильно расставили картинки. На интерактивной доске в порядке очерёдности появляются четыре картинки. Я веду беседу с детьми: - Расскажите, что вы видите на первой картинке. Появляется первая картинка Дети: На картинке- тёплый летний день. - А как еще можно сказать про такой день? Дети: солнечный. Обогащение словаря: - Про такой день можно ещё так сказать: ясный день, безоблачный денёк, погожий денёк. Дети: Семья собирается ехать за город. Машина стоит во дворе дома. Папа укладывает в багажник надувной матрас, а мама - корзину с продуктами. Появляется вторая картинка - Обратите внимание: что мальчики находятся на заднем сиденье в специальных детских креслах. Они обеспечивают безопасность детей. Что вы видите на второй картинке? Дети: На тротуаре стоят и разговаривают две мамы. А их дети играют с новой машинкой рядом с проезжей частью. - Как вы оцениваете эту ситуацию? Все ли правильно ведут себя на улице? Дети: Нет. Мамы увлеклись разговором и не следят за своими детьми. А дети играют рядом с проезжей частью. Этого делать нельзя. - Почему нельзя, что может произойти? - Опишите, что нарисовано на третьей картинке? Появляется третья картинка Дети: Машинка неожиданно выкатилась на проезжую часть, и мальчик бросился за ней. А машина с путешественниками была совсем уже близко. - Что может случиться? (Ответы детей) - Что изображено на четвертой картинке? Появляется четвертая картинка Дети: Водитель резко затормозил и вывернул руль. Мама бросилась к своему сыну. Обобщаю: - Правильно. Папа водитель спас жизнь маленькому мальчику, но он рисковал жизнью и здоровьем членов свое семьи. Хорошо, что в машине все были пристегнуты ремнями, а на тротуаре, куда ехала машина, не было других пешеходов. Видите, как важно правильно вести себя на улице, соблюдать правила безопасности. Предлагаю детям выйти. Физминутка «Машины» На улице нашей (дети двигаются от стены к стене по группе, изображая машины) Машины малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат грузовые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. - Эй, машины, (один из детей изображает пешехода) полный ход, Я примерный пешеход. Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. (Роль пешехода дети исполняют по очереди). - Молодцы, немного поиграли, а теперь присаживайтесь. |
| Составление рассказа детьми Совместный рассказ: «Стоит ясный солнечный день. Семья собирается ехать за город. Машина стоит во дворе дома. В машине уже сидят мальчики. На крыше прикреплены велосипеды. Папа укладывает в багажник надувной матрас, а мама - корзину с продуктами. Машина с путешественниками едет по улице города. А на тротуаре стоят и разговаривают две мамы. Они увлеклись разговором и не следят за своими детьми. Дети играют с новой машинкой рядом с проезжей частью. Вдруг машина выкатывается на проезжую часть, и мальчик бросается за ней. А машина с путешественниками уже совсем близко. Папа – водитель резко тормозит и выворачивает руль. А мама бросается к своему сыну». - Вы молодцы, составили интересный рассказ. Предлагаю детям пересесть за столы, разделившись на пары. Упражнение «Что ты видишь?» - Перед вами лежат карточки, переверните и внимательно посмотрите, что изобразил художник? Дети: Трамвай, светофор, жезл. Даю указание: - Возьмите простой карандаш и обведите светофор по контуру, а потом правильно раскрасьте его. Я надеюсь, вы помните, в каком порядке расположены красный, желтый, зеленый огни на светофоре. - Молодцы! Все справились с заданием. Разгадывание ребуса - Ребята, посмотрите на доске карточка с ребусом, давайте его разгадаем. Прочитайте слог, с которого начинается ребус. Дети: До. - Что видите дальше? Дети: Рога. - Что получилось? Дети: Дорога. - Правильно. Молодцы! Игра с мячом «Семейка слов» Предлагаю детям: Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову «дорога». - Как можно назвать маленькую дорогу? Дети: Дорожка. - Как можно ласково назвать дорогу? Дети: Дороженька. - Как называется растение, которое растет рядом с дорогой? Дети: Подорожник. - А как называется движение по дороге? - - Какое оно? Дети: Дорожное. - Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки. Я могу гордиться вами. Упражнение «Определи место звука в слове» На магнитной доске расположены «светофоры» с цветными сигналами - модели слов (начало слова, середина слова, конец слова). Даю указание: - Выберите по одной картинке, лежащих на столе, определите место звука [р] названии и в зависимости от его расположения поместите на магнитной доске под одним из светофорчиков. |
| - Ребята давайте вспомним, что мы с вами делали? Дети: Составили рассказ по картинкам, закрепили знание правил дорожного движения и соблюдение их. - Как называется рассказ? - Ребята, какая главная мысль рассказа? - Почему так поступил этот персонаж? - Что ты сделаешь в следующий раз в такой же ситуации, как эта? - Кому было легко? - Почему тебе было легко? - Как бы ты назвала этот рассказ? - Чем мы ещё занимались? Дети: Разгадывали ребус. Играли в игру с мячом, подбирали слова к слову «дорога». Находили и называли предметы из накладного изображения, обводили по контуру светофор и раскрасили его, раскрасили его. Определяли где находиться звук [р] в слове и прикрепляли картинку к нужной схеме. - У кого возникли трудности с определением звука [р] в слове? - Почему тебе было сложно? - Кто (или что) тебе помогли в этом? Рефлексия «Светофор». - Давайте вместе с вами мы «зажжём» светофор: Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких занятий, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – занятие не понравилось, скучно. Выражаю одобрение: - Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали своими знаниями. - Кто хочет завтра продолжить участие в проекте «Азбука дорожной безопасности», посетить параллельную группу и пообщаться по содержанию занятия с нашими друзьями? ( Дети выражают согласие нанести визит сверстникам) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ (подготовительная к школе группа) Тема: «Любимые детские стихи. А.Л. Барто»
Конспект открытого мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ(подготовительная к школе группа)Тема: «Любимые детские стихи. А.Л. Барто»...

Конспект открытого мероприятия по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ (младшая группа) Тема: «В ожидании Нового года…»
Развитие познавательной активности у детей через обогащение их представлений о предстоящем празднике....

Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ
Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие»с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗЦель: создание условий для усвоения дет...

Конспект открытой НОД по образовательной области: «Речевое развитие» с использованием ИКТ в старшей группе №8 «Звездочки» на тему: «Зимушка - зима»
Программное содержание: Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З и Ж. Образовательные задачи: обобщение знаний детей по теме «З...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТРАНСПОРТ» ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Конспект занятия «Транспорт» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе.Цель: закреплять знания о видах транспорта, действия, которые они совершают и а...
Конспект занятия. Средняя группа. Образовательная область: речевое развитие.Тема. Описание игрушек - кошки и собаки
Конспект занятия. Средняя группа. Образовательная область: речевое развитие.Тема. Описание игрушек - кошки и собаки...

