Одежда, обувь, головные уборы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гарина Вероника Сергеевна
«Одежда. Обувь. Головные уборы». Занятие по развитию речи в старшей группе
 
Образовательная область: Речевое развитие.
Возрастная группа: Старшая группа 
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Программное содержание:
1. Совершенствовать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику;
2. Развивать речевой выдох;
3. Развивать интонационную сторону речи (ритм, темп, ударение, пауза, мелодика);
4. Обогащать и активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда, Обувь, Головные уборы» (существительные: комбинезон, свитер, сарафан, плащ, берет; прилагательные: шерстяной, шелковый, удобный; глаголы: носить, надевать); загадки-описания и загадки-сравнения;
5. Совершенствовать грамматический строй речи (уметь замечать и исправлять ошибки
неправильно поставленного ударения в слове; употребление существительных множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении);
6. Развивать связную речь (уметь составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин);
7. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_obuv_golovnye_ubory.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Одежда. Обувь. Головные уборы». Занятие по развитию речи в старшей группе


«Одежда. Обувь. Головные уборы». Занятие по развитию речи в старшей группе

Образовательная область: Речевое развитие.

Возрастная группа: Старшая группа

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Программное содержание:

1. Совершенствовать артикуляционную, пальчиковую, общую моторику;

2. Развивать речевой выдох;

3. Развивать интонационную сторону речи (ритм, темп, ударение, пауза, мелодика);

4. Обогащать и активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда, Обувь, Головные уборы» (существительные: комбинезон, свитер, сарафан, плащ, берет; прилагательные: шерстяной, шелковый, удобный; глаголы: носить, надевать); загадки-описания и загадки-сравнения;

5. Совершенствовать грамматический строй речи (уметь замечать и исправлять ошибки

неправильно поставленного ударения в слове; употребление существительных множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении);

6. Развивать связную речь (уметь составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин);

7. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, стремление к активной деятельности,

самостоятельности.

Ход занятия:

Пришла кукла Маша раздетая, замерзла, плачет. Проблемная ситуация: Как мы можем ей помочь? Что надо сделать? Одеть по погоде, чтоб не мерзла (одеваем)

Благодарит и остается на занятии. Воспитатель загадывает загадки детям.

Загадки

Созданы людьми предметы,

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться

И в мороз не замерзать (одежда)

Вещи эти всем нужны,

Для головы они важны –

От перегрева и простуд

Они ее уберегут (головные уборы)

Шьют изделия эти обычно из кожи.

На пару друзей они очень похожи.

У них есть подошва, шнурки и застежки,

И люди их носят только на ножках (обувь)

- Верно, сегодня на занятии мы вспомним все, что мы знаем об одежде, обуви и головных уборах.

Упражнения для язычка:

«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы»--максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»-- вытянуть губы узкой «трубочкой.

«Иголочка»-- вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

«Строчка»--кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта.

Упражнение на дыхание «Гладим белье»: И. п. : о. с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

Скороговорки. Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

Стеша спешила, рубашку шила,

Да поспешила — рукав не дошила.

Шапка да шубка — Вот и весь Мишутка.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Чистоговорки

АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка

УБА – УБА – УБА - меховая шуба

АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф

ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги

АПКИ – АПКИ – АПКИ - мягонькие тапки

ТО – ТО – ТО - длинное пальто

РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки

ТОК – ТОК – ТОК - узорчатый платок

ЛЯПА – ЛЯПА – ЛЯПА - фетровая шляпа

ЛАТ – ЛАТ – ЛАТ - ситцевый халат

ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали кофту

ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох

УЗА – УЗА – УЗА - новенькая блуза

ТЫ – ТЫ – ТЫ - на рубашечке цветы

АХ – АХ – АХ - туфли на каблуках

КИ – КИ – КИ - теплые носки

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет

ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты

АМА – АМА – АМА - модная панама

АШКА – АШКА – АШКА - красивая рубашка

ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - зеленые колготы

ФАН – ФАН – ФАН - синий сарафан

ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - короткая футболка

АЩ – АЩ – АЩ - примеряем плащ

ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок

ФЫ – ФЫ – ФЫ – теплые шарфы

ОТЫ - ОТЫ - ОТЫ - новые колготы

КО – КО – КО – синие трико

КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки

ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ – мохнатые перчатки

АЮ – АЮ – АЮ – платье кукле постираю

ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу

Ребята, скажите, а откуда берется одежда, кто их шьет? (Ответы детей) Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка. На чем шьют одежду? А где шьют одежду? В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике. Воспитатель: Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.)Для чего нам нужны головные уборы? (Ответы детей) - Из каких деталей они состоят? (складки, рюши, бант, поля, помпон, козырёк, завязки, ленты, бахрома, застёжки, отворот, донышко и т. д.).Какие они бывают по сезону? Когда мы носим панаму, кепку, фуражку? Значит, это какие головные уборы? (Ответы детей) Какие головные уборы мы носим зимой? Значит, это какие головные уборы? и т. д. Как нужно относиться к головным уборам? (Ответы детей)Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.)Для чего нужна обувь человеку? (Ответы детей)Какую обувь еще вы можете назвать? (Ответы детей)Как можно назвать обувь для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это обувь? (Ответы детей)Как относиться нужно к одежде, обуви (Ответы детей)

Игра «Назови, какая» (из какого материала сделана)

Шапка из меха — меховая,

шерсти — шерстяная,

кепка из кожи — кожаная,

панама из ситца — ситцевая,

платок из шелка — шелковый,

шаль из пуха — пуховая,

шляпа из соломы — соломенная,.

фетра — фетровая,

шапка из меха кролика — кроличья,.

лисы — лисья,.

норки — норковая.

сапоги из резины — резиновые сапоги;

шапка из шерсти — шерстяная;

перчатки из кожи — кожаные. .

Игра «Скажи наоборот»

Чистые ботинки – … грязные ботинки;

Новые сапоги – … старые сапоги;

Широкая юбка – … узкая юбка;

Длинное пальто – … короткое пальто;

Белый пиджак – … черный пиджак.

Мокрая шапка – сухая шапка

Неряшливая одежда – аккуратная одежда

Дидактическая игра «Магазин». Вывешиваются разные картинки одежды. Чтобы купить какую-либо вещь, покупатель должен описать её:

Как называется. Цвет и материал. Какие детали присутствуют.

В какое время года носят. (работа со схемой)

Физминутка:

Это платье для Наташки 4 поворота вправо/ влево

Красные горошки. 4 прыжка

А на платье два кармашка, «рисуем» на животе кармашки

Спрячем в них ладошки, прикладываем руки к животу

Это брюки для Илюши топают правой/левой ногой

Сшила бабушка из плюша, показывают, как шить

Ходит в них гулять Илья, идут по кругу

Он большой, как ты и я. руки вверх, тянутся на носочках

Игра «Один — много» Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры.

Взрослый бросает мяч, называя существительное единственного числа. Ребёнок, поймав мяч, называют родительный падеж существительного во множественном числе. Например: У меня одна шапка. — У меня много шапок.

Дидактическое упражнение. «Что будет, если.» Воспитатель предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то.». Поощряется оригинальность ответов.

- Что будет, если летом носить меховую шапку?

- Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

- Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

- Что будет, если в жару не надеть панамы?

- Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

-Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг.

Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды. В. Молодцы ребята. А сейчас приглашаю вас за столы. Проходите пожалуйста, и садитесь.

Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас,

Туфли, тапочки, сапожки,

Для Наташки и Сережки,

А еще ботиночки,

Для нашей Валентиночки.

А вот эти валенки,

Для малышки Галеньки.

Работа за столом. Дорисуем недостающую часть одежды для куклы Маши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Домашнее задание по теме  «Одежда. Обувь. Головные уборы»....

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе по теме: "Одежда. Обувь. Головные уборы"

тематическое планирование с подробным описанием совместных, индивидуальных мероприятий, с учетом федеральных государственных требований, основанный на интеграции образовательных областей....

Конспект занятия по теме "Относительные прилагательные. Одежда, обувь, головные уборы." (подг. гр.)

Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...