Приёмы использования клавес на музыкальных занятиях
консультация по развитию речи (средняя группа)

Шорова Дарья Александровна

В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Развитие чувства ритма напрямую связано с развитием таких когнитивных функций мозга, как речь, память, внимание. Поскольку с развитием ритмических способностей активизируются деятельность мозга, развивается мелкая моторика, формируются новые нейронные связи, можно с уверенностью утверждать, что чувство ритма влияет и на развитие личности в целом. В свою очередь сам ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2

Для Вас, воспитатели!

Консультация для воспитателей на тему:

«ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАВЕС НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

f2ae99e2a375738f1e8f046a3c08c307.jpg

Подготовила
музыкальный руководитель
Шорова Дарья Александровна

г. Саров

Сентябрь 2023 года

В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Развитие чувства ритма напрямую связано с развитием таких когнитивных функций мозга, как речь, память, внимание. Поскольку с развитием ритмических способностей активизируются деятельность мозга, развивается мелкая моторика, формируются новые нейронные связи, можно с уверенностью утверждать, что чувство ритма влияет и на развитие личности в целом. В свою очередь сам ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

Ритм в музыке – категория времени, имеющая эмоционально-выразительный, образно-поэтический, художественно-смысловой характер. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что эта сфера очень популярна в различных образовательных системах, действенна для освоения и имеет широкий спектр применения, начиная от визуально-ритмических рядов в раннем возрасте и заканчивая профессиональным обучением музыкантов всех уровней.

Содержание музыкально-ритмической составляющей образовательной деятельности ДОО  определено также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В него входит «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения». Целевые ориентиры музыкального развития предполагают, что ребёнок дошкольного возраста проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование).

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком-Далькрозом получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Развитие чувства ритма помогает осознать свои силы и ощутить радость жизни через творчество. В нашей стране система ритмического воспитания разработана такими специалистами, как Н.Г. Александрова, Е.В. Кононова. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М. Тепловым. По мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».

Специфика обучения игры на клавесах

Клавесами, или Клаве называют две палочки из твёрдого дерева, ударяя которыми друг о друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок композиции. Этот незамысловатый инструмент пришёл к нам из Кубы. Это простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент, который ещё называют  палочки – стучалочки или ритмические палочки. На них можно играть в группе или в одиночку. Музыкальный руководитель может использовать игру на клавесах периодически, а не систематически, причём, как в качестве ритмического упражнения, так и качестве исполнения под музыку в виде шумового оркестра.

Клавесы удобны ещё и тем, что не требуют каких-либо навыков при игре, а эффект для развития чувства ритма не уступает эффекту при игре на других музыкальных инструментах, таких как бубенцы, барабан или бубен. А для развития мелкой моторики их значение трудно переоценить. К тому же, известны различные способы игры на клавесах. Помимо обычного стука друг об друга, мы их катаем между ладошек, кладем на ладошку и держим баланс, стучим торцевой частью, складываем в виде «клювика», молоточка, стучим по полу, и т.д. Клавесы отлично подходят для ритмизации стихотворного текста. В качестве такового подойдут ритмические попевки, которые может сочинить сам музыкальный руководитель.

Помимо общего, совместного слаженного исполнения, действенным способом является поочерёдное исполнение каждым ребёнком одного и того же ритмического рисунка с сохранением метрической структуры или стук на определённую долю музыкального размера. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Приёмы использования клавес

Метро-ритмическая пульсация

С помощью клавес можно отстукивать метро-ритмическую пульсацию на каждую долю такта, например:

В руки палочки мы взяли и тихонько постучали,
Тук-тук-тук-тук, вместе палочки идут.

Использование различных приёмов игры

Использование подтекстовки существенно облегчает ребёнку овладение различными приёмами игры, так как текст иллюстрирует определённый способ стука Например, можно использовать песенки с различными приёмами игры.

Песня-игра «Весёлые клавесы» авт. М.В. Картушина

Палочками и стучу,
Вот играть я как могу.
Раз и два повторю,
Превращения начну.

Стучим торцами палочек друг о друга

Пластилин я раскатаю
И колбаску покатаю.
Раз и два повторю,
Превращения начну.

Катаем клавесы в ладошках

Птенчик клювик открывает,
Он со мною так играет.
Раз и два повторю,
Превращения начну.

Палочки в виде «клюва» открываем и закрываем

Рожки острые, смотри,
Но не бодаются они.
Раз и два повторю,
Превращения начну.

Ставим клавесы на голову и немного раскачиваемся

Мы моторчик заводили,
Покататься мы решили.
Раз и два повторю,
Превращения начну.

Крутим палочками моторчик

Взяли в руки молоток,
Стром домик невысок.
Ту-тук молоток,
Строим домик невысок.

Стучим по торцу палочки словно молотком

Для усложнения исполнения метрической пульсации интересно попробовать сочетание ударов палочек друг о друга с ударами палочек о пол. Для этого удобнее всего расположиться в кругу на полу, сидя на коленях.

Игра «Две лошадки» сл. Н. Кучинской, муз. Ф. Лещинской

Скачут, скачут две лошадки,

Но, но!
Мчатся, мчатся без оглядки, но, но! Скачут, скачут в город новый, цок, цок! Звонко цокают подковы, цок, цок!

Ритмично ударяют по полу обеими палочками.
4 раза ударяют палочкой о палочку.
Далее движения повторяются: сначала ударяют по полу, затем палочка о палочку.

Вы лошадки, нас возьмите, да, да! Быстро, быстро нас домчите, да, да!

Эй, лошадки на пригорок, гоп, гоп!
Вот он город, новый город, стоп, стоп!

Ударяют палочкой о пол, затем по другой палочке, о пол и по палочке и т.д.
Движения те же, но меняется ударная рука.

Одна метрическая доля

Клавесы можно использовать и без речевого сопровождения. Например, стучать на определенную долю такта несложной мелодии с ярко выраженной метрической пульсацией в четырёхдольном размере.

  • Одна метрическая доля.

Клавесы можно использовать и без речевого сопровождения. Например, стучать на определённую долю такта несложной мелодии с ярко выраженной метрической пульсацией в четырёхдольном размере, например:

Х – --  -- ;   – Х – -- ;   – -- Х –;  –- --  -- Х.
(Где Х – это ударная доля каждого такта)

Здесь музыкальный руководитель должен всё время считать доли в такте: «Раз, два, три, четыре». (см. видео.) При этой форме игры целесообразно разделить детей на группы, каждая из которых стучит в определённый момент счёта.

Исполнение метрической пульсации с использованием ритмических карточек (ритмической визуализации)

При постепенном усложнении музыкального материала целесообразно добавление ритмической визуализации, ритмических карточек,  где условно обозначены сами удары и их количество.

Screenshot.png

Данный вид исполнения интересен тем, что внутри одной композиции возможны различные комбинации метроритма.

Можно усложнить задание. По ходу звучания музыки, взрослый может произвольно показывать карточку для воспроизведения ритма.

Популярной и любимой детской ритмической игрой является отстукивание ритма по картинкам. Пример:

Досуг старшая сент.jpg

Совмещение игры на клавесах с движением и перестроением

По мере усложнения музыкально-ритмических заданий можно добавить движения, перемещение по залу во время игры на клавесах. В качестве музыкального сопровождения лучше взять музыкальную композицию с чёткой метро-ритмической пульсацией.

Используемая литература

  1. Борисова Е. Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 2.
  2. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – С. 21.
  3. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом» Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры со звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. 100с.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2022/11/17/razlichnye-priyomy-ispolzovaniya-klavesov-na


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях"

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответ...

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?» (использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)

Музыкальное занятие «Что растет на грядке?»(использование ИКТ на музыкальном занятии с элементами здоровьесбережения)Цель:Развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье...

Использование ИКТ на музыкальных занятиях В ДОУ

Использование  компьютера для занятий  с дошкольниками имеет широкий спектр возможностей: показ презентаций, видео-иллюстрации для сопровождения музыкальных произведений  при  слуш...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Мастер-класс «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма в работе с детьми со статусом ОВЗ»

В данном мастер-классе я рассказываю коллегам о том, какие игры можно проводить с клавесами....

«РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАВЕСОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОО»

В пкбликации представлен опыт освоения детьми игры на клавесах. Это очень увлекательное занятие можно представлено в различных вариантах использования клавесов....

Сообщение из опыта работы «Использование клавес в музыкальных играх как эффективная форма развития ребёнка»

Использование клавес – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образно...