Конспект образовательной деятельности по активизации речи у неговорящих детей: «Транспорт»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Борздых Наталья Александровна

Конспект занятия поможет логопеду в работе с неговорящими детьми. Конспект направлен на расширение и активизацию пассивного и активного славаря по теме "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №170»

Конспект образовательной деятельности по активизации речи у неговорящих детей:

«Транспорт»

Образовательная область «Речевое развитие»

                                                   Подготовила:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       учитель-логопед,

                                                   высшей кв. категории                                                                 Борздых Н.А.

                                     

Оренбург, 2025 год

Организационная информация

Примечание (дополни-тельная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

2.

Вид деятельности детей

Комплексная ОД

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Транспорт»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядный  (картинка с изображением машин четырёх цветов

Словесный  (беседа, вопросы, загадки).

Практический  (Д/у  «Соотнеси  транспорт (игрушку) с картинкой» (самолет, грузовик, лодка, поезд).

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель:

Расширение, уточнение и активизация словаря  по теме «Транспорт».

6.

Задачи:

6.1

Образовательные: обогащать активный и пассивный словарь по теме, закреплять цвета, работать над слоговой структурой слов, закреплять обобщающие понятия.

6.2

Развивающие: развивать речеслуховую память, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику,  координацию речи с движением.

6.3

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к логопедическому занятию и воспитывать самостоятельную активность в течении всего занятия.

7.

Планируемые результаты:

Ребёнок имеет представления о транспорте, о видах транспорта и его назначении.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Игрушки  и картинки (машина, самолёт, поезд, кораблик), картинка с изображением грузовиков разных по цвету и разным грузом.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдение за проезжей частью. Во время прогулки.

Беседа по теме.

Чтение художественной литературы.

Разучивание пальчиковой гимнастики и координации речи с движением.

Рассматривание иллюстраций с разными видами транспорта.

Дидактические игры, рисование, конструирование по теме.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Приветствие.                                                       - Посмотри, какая красивая коробочка. Интересно, что в ней лежит!?                                    - Саша, а тебе интересно, что там внутри?             - Да!  

- Что это? Транспорт?                                           - Да.

                              Ребёнок открывает коробку, в которой игрушки: машинка, самолёт, кораблик, поезд.

1.2

Мотивация деятельности детей

- Я загадаю тебе загадки, а ты покажешь отгадку.

- Вот стальная птица

В небеса стремится,

А ведет ее пилот.

Что за птица? (Самолёт)  

- Где самолёт? Как летит он, покажи.                               – У-У-У …                              

- Он по рельсам быстро мчал -                                                       Шпалы все пересчитал. (Поезд)

- Что это? Покажи. Как гудит поезд?

- Ту-ту.

- По волнам дворец плывёт,                                                На себе людей везёт. (Корабль)

- Покажи, что это? Корабль. Как плывёт корабль? А как гудит?

- Ы-ы-ы

- Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

- Ищи картинку? Что это? Это ма-ши-на. Как сигналит машина?

- Би-би.

- Саша, а что с этой машинкой?

- Что же нам делать? (Ребёнок старается наладить колёса).

- Саша, давай мы её рассмотрим,  а потом попробуем отремонтировать.

Руки в сторону, ребёнок показывает как летит и гудит самолёт.

Волно-    образными движениями рук, ребёнок показывает как плывёт корабль и гудит.

У машины сломаны колёса.

1.3

Целеполагание

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Д/У «Части машины»                                                             - Что есть у машины?                                                          - Ка-би-на, ку-зов, ши-ны, фа-ры, руль, мо-тор, две-ри, ок-на.

- Чтобы отремонтировать нашу машину, надо сделать гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.                               Упр. «Лодочка» - рот открыт, язык высунуть «лодочкой» («чашечка»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то узко («желобок»).                                 Упр. «Гудит пароход» - рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка зажат между зубками, длительно произносить звук [Ы].

Пальчиковая гимнастика «Машина»

Заведу мою машину

(повороты кистями руки сжатой в кулак, как будто заводим машину)

Би-би-би, налью бензину.

(три раза хлопнуть в ладоши и одновременно топать)

Крепко-крепко руль держу

(имитировать движения водителя)

На педаль ногою жму.

(топать правой ногой)

Дыхательная гимнастика.                              «Прокололась шина у машины» - произносить звук [Ш]. Ш-ш-ш-ш-ш…         Возьмём насос. «Насос» - произнесение звука С-с-с-с…                                                            Наладили машину, и она за сигналила. «Сигналит машина» на выдохе «Би-би-би!!!»                                                                      

- Саша, смотри, сколько здесь машин. Посчитай, сколько их?                                                     - Четыре. Как ты думаешь, они все одинаковые?                                                              - Нет.                                                                                   – Чем они отличаются? Цветом?                                           - Да.                                                                                      – Этот грузовик какого цвета? Зелёный?                    - Да.                                                                              – А этот тоже зелёный?                                                              - Нет.                                                                              – Эта машина синяя. А эта?                                             - Эта красная. Эта жёлтая.                                         – Что везёт синий грузовик?                                                                                                                                                                             - Фрукты.                                                                   – Назови их.                                                                           – Киви, груша, яблоко, банан.                                      - Что везёт красный грузовик?                                  - Кубики.                                                                         – Что такое кубики?                                                               - Это игрушки.                                                         – Какие игрушки ты знаешь?                                 - Мяч, ляля(кукла), би-би (машина)…                                              - Что везёт зелёный грузовик?                                - Песок.                                                                       – А что везёт жёлтый?                                                      - Овощи.                                                                          – Покажи капусту. Морковку. Помидор.                                     – Что делают грузовики?                                                          - Везут.                                                                                       – Молодец!

Физкультминутка.
«Грузовик»
Грузовик песок везет.
Идут по кругу, изображая, что крутят руль.
Удивляется народ:
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг,
разводят руками, делают удивленные лица.
«Вот так чудо-чудеса,
В нем песок под небеса».

Два раза наклоняют голову вправо — влево.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Картинка с изображением четырёх машин.

Показывает четыре пальчика или считает.

Называет по слогам вместе с логопедом

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний

-Саша, машину мы отремонтировали (наладили), но где же она будет жить (стоять)? Я предлагаю тебе пойти сейчас в группу и построить ей домик. Как он будет называться? (Га-раж).

- Ты сегодня очень старался на занятие.

- А тебе было интересно на занятии? Выбери смайлик (весёлый или грустный).

IV.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

4.1

Продолжать работу по обогащению словаря по теме «Транспорт» в других образовательных областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»Составила:Воспитатель Коломеец Л.М.Задачи:-расширять словарный запас детей;-учить давать о...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....

Приёмы активизации речи у неговорящих детей

Причины отсутсутствия речи у детей могут быть различного характера. И группы неречевых детей неоднородны. Для детей, имеющих задержку речевого развития, подойдут упражнения, приведённые в данной стать...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Транспорт. Профессии на транспорте»

Цель: создавать условия для умения у детей дошкольного возраста правильно строить сложноподчиненные предложения....