Развитие речи через патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Формирование коммуникативных навыков, являющееся неотъемлемым компонентом личностного развития у детей, приобретает особую значимость в контексте современных социокультурных реалий. Одновременно с этим, патриотическое воспитание, как фактор духовно-нравственного становления личности, способствует развитию гражданской ответственности и ценностного отношения к национальной культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи через патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста
Формирование коммуникативных навыков, являющееся неотъемлемым компонентом личностного развития у детей, приобретает особую значимость в контексте современных социокультурных реалий. Одновременно с этим, патриотическое воспитание, как фактор духовно-нравственного становления личности, способствует развитию гражданской ответственности и ценностного отношения к национальной культуре.
Исследование взаимосвязи между развитием речи и патриотическим воспитанием является актуальной научно-педагогической задачей. Данное исследование призвано углубить понимание механизмов формирования коммуникативной компетентности в контексте духовно-нравственного воспитания, а также определить эффективные методики, способствующие гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется интеграции инновационных образовательных технологий и традиционных педагогических методов в целях формирования активной гражданской позиции и повышения уровня речевой культуры.
Таким образом, изучение данной проблематики обладает значительной теоретической и практической ценностью, способствуя совершенствованию образовательного процесса и воспитательной системы, ориентированных на подготовку молодого поколения к успешной адаптации в современном обществе.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, направленная на формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание также направлено на формирование и развитие личности, которая обладает качествами гражданина-патриота и способна успешно выполнять свои гражданские обязанности как в мирное, так и в военное время. Важной составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе. Это процесс воспитания предполагает использование различных методов и форм, включая занятия в туристических кружках, походы, экспедиции, конкурсы и, а также применение таких методов, как игры, проекты, дискуссии и коллективные творческие дела. Основной целью патриотического воспитания является подготовка молодежи к активному участию в жизни общества и служению своей стране.
Взаимосвязь процессов развития речи и патриотического воспитания обусловлена их синергетическим влиянием на комплексное личностное становление и формирование гражданских качеств. Развитие речи, включающее совершенствование устной и письменной коммуникации, расширение лексического запаса, грамматической корректности и экспрессивности высказываний, является необходимым условием успешной социальной адаптации.
Патриотическое воспитание способствует формированию чувства национальной идентичности, уважения к историческому и культурному наследию, а также стремлению к созидательной деятельности на благо страны. Индивид, получивший патриотическое воспитание, будет использовать свои коммуникативные навыки для выражения чувства любви к Родине, участия в общественных дебатах и защиты национальных интересов.
Взаимосвязь военно-патриотического воспитания и развития речи у детей дошкольного возраста проявляется в синергетическом эффекте, где патриотическое воспитание выступает как катализатор речевого развития, а развитая речь, в свою очередь, способствует более глубокому усвоению патриотических ценностей.
Во-первых, словарная работа фокусируется на расширении и активизации лексического запаса детей, используя опыт и знания, полученные из повседневной жизни. Например тематические мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием (например, прослушивание рассказов о героях, рассматривание иллюстраций военной тематики, участие в инсценировках), стимулируют активный лексический рост. Дети осваивают специфическую терминологию, связанную с военной историей, героизмом, патриотизмом, что расширяет их словарный запас и обогащает речевой опыт. Использование метафор, связанных с отвагой и самоотверженностью, способствует развитию образного мышления и формированию выразительности речи.
Во-вторых, военно-патриотическое воспитание, построенное на рассказах, стихах и песнях о героях, способствует развитию связной речи. Дети учатся последовательно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, рассказывать истории, опираясь на полученную информацию. Кроме того, занятия, направленные на знакомство с историей своей страны и подвигами защитников Отечества, стимулируют интерес к чтению и слушанию познавательных историй. Это, в свою очередь, способствует формированию связной монологической речи, улучшению грамматического строя предложений и увеличению объема высказываний.
Особую роль в развитии речи играет использование военно-патриотической лексики. Несколько примеров использования такой лексики:
1.Празднование Дня Победы (9 мая)
- «Бессмертный полк» — дети участвуют в шествиях с фотографиями ветеранов, используют такие термины, как «ветеран», «героический подвиг», «победа».
- «Георгиевская ленточка» — объясняют детям символику ленты, её цвета и значение.
2.Уроки мужества
- «Герои Великой Отечественной войны» — рассказы о полководцах, бойцах, партизанах, тружениках тыла. Лексика: «солдат», «командир», «снайпер», «партизан», «заслуга», «боевой путь».
В заключение проведенного исследования можно констатировать, что развитие речи и патриотическое воспитание представляют собой взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы, способствующие формированию гармонично развитой личности детей. Результаты анализа демонстрируют, что использование патриотически ориентированных методик, включающих изучение истории, культуры и традиций страны, а также активное участие в мероприятиях, направленных на воспитание гражданственности и любви к Родине, значительно стимулирует речевое развитие детей и подростков. Полученные данные подтверждают необходимость интеграции патриотического воспитания в воспитательный и образовательный процесс как эффективного средства всестороннего развития личности, включая развитие речи и коммуникативных навыков. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку более эффективных методик и технологий, ориентированных на синтез патриотического воспитания и развития речи в различных возрастных группах.
Список используемой литературы:
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Ушакова О.С., Струнина Е.М.. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — С. 288.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. – Москва: изд. «Лабиринт», 1999. – С. 352.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста / Филичева Т.Б., Туманова Т.В . – Москва: Дрофа, 2010. – С. 189.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Божович Л.И. - Москва: Просвещение, 1968. – С. 466.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...

Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми си...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Как развивавать связную речь, используя театрализацию....

"Развитие нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"
Приобщение детей к культурному наследию, народным традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. Знакомство с семьей: история семьи, понятия "предки", "...

Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через песни военных лет.
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого– любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяя...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»...

