Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «На помощь к сказкам» (по произведениям К. И. Чуковского)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Цель: Уточнить знания детей о сказках К. И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, их детеныши. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги«в»«на»«под»«за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. 

Развивающие : Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказокРазвивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. 

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.

Материалы к занятию : Портрет К. И. Чуковского. Иллюстрации к произведениям Чуковского : «Доктор Айболит»«Тараканище»«Федорино горе»«Телефон». Картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей; модель домика и дерева. Картинки на предлоги.

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций в детских книгах, просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, д/и "Пазлы", д/и "Угадай сказку", словесная игра "Угадай, из какой сказки отрывок".

Ход ООД:

В: Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. А кто вам дома читает сказки? А в детском саду? Когда вы подрастете и пойдете в школу, кто вам будет читать сказки? Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, волшебный мир.

В: Ребята, а вы любите сказки?

Д: Да.

В: а какие сказки вы знаете(ответы детей).

Раздается телефонный звонок. В: - У меня зазвонил телефон. Ребята, а из какой сказки эти строчки? («Телефон»).

В: Давайте вспомним отрывок из этой сказки!

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит? Слон

-Откуда? – От верблюда.

- Что вам надо? –Шоколада.

- Для кого? – Для сына моего.

-А много ли прислать? –Да пудов эток пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький!

-А потом позвонили зайчатки: -Нельзя ли прислать нам перчатки?

А потом зазвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки!

В: Ой, ребята, а где же наши книги? Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробочка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открывают коробку, в ней Флешка) От кого она может быть? Давайте сходим в музыкальный зал и попросим включить её?

(Дети с воспитателем идут в муз. зал, включают флешку, на экране появляется изображение Бабы-Яги)

Звучит звукозапись:

«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала сказки к себе в дремучий лес, но не все сказки я забрала себе, только одного писателя. А остальные спрятала в вашей группе. Чтобы их вернуть вам нужно выполнить мои задания. Если сделаете все верно- сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!».

В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).

В: А, где же задание от Бабы Яги. (на экране).

1. задание : «Нужно назвать писателя и какие произведения он написал»

(На экране появляется портрет Чуковского, дети отвечают, как его зовут и какие произведения он написал).

В: Посмотрите, ребята, кто-то растерял всю посуду. На каждом шагу встречается: то ложка, то чашка, то тарелка!

«А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу

-Я больше идти не могу».

В: Из какой сказки эти строчки? (Федорино горе», а что случилось в этой сказке(от Федоры ушла посуда, потому- что она за ней не ухаживала).

В: Ребята, а вот и следующее задание от Бабы-Яги (находит конверт с заданием) : - она хочет чтобы мы с вами помирили Федору с посудой.

В: Как же нам это сделать? (ответы детей). А давайте назовем посуду ласковыми словами, и тогда она вернется к Федоре.

Блюдце-блюдечко

Ложка-ложечка

Тарелка-тарелочка и т. д.

В: Молодцы ребята, помогли Федоре помирится с посудой, а нам пора дальше выполнять задания. (показывает картинку с улыбающейся Федорой).

В: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, как называется эта сказка(Доктор Айболит).

В: А, давайте вспомним с вами отрывок из этой сказки :

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

В: - Кого лечил Айболит? (Животных).

В: - Какие бывают животные (Дикие и домашние).

В: - Почему животных называют дикими? (они живут в лесу).

В: - Где живут домашние животные? (Рядом с человеком).

В: - А вот и задание от Бабы-Яги (открывает следующий конверт) :

Все животные попрятались, нужно помочь Айболиту их найти. Баба-Яга приготовила для нас картинки. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть кто где спрятался:

Лиса спряталась в норе

Белка спряталась в дупле

Зайчик спрятался под грибком

Птичка спряталась в гнездышке

(Под стульчиками стоят дикие и домашние животные).

В: - Все животные перепутались между собой, и нам нужно: диких животных поставить рядом с деревом, а домашних - рядом с домиком.

(Дети выполняют задание, объясняя своё действие: «Я поставил волка рядом с деревом, потому что он дикое животное и т. д.).

В: Молодцы ребятки, и с этим заданием мы справились! Давайте немножко отдохнем!

Физминутка «Доктор Айболит»

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим.

Воспитатель обращает внимание на еще один конверт с заданиями: Нужно отгадать загадку про сказку и прочитать из нее отрывок.

Боялись усатого

Все, хоть убей!

Но справился с ним

Удалой воробей!

(“Тараканище”)

(Дети отгадывают загадку и читают наизусть отрывок).

В: Молодцы ребята! А вот еще задание, ну я надеюсь, что оно будет последним!

Воспитатель читает задание: -Все звери испугались таракана и разбежались в разные стороны и потеряли своих детенышей, нужно им помочь найти их.

(детям раздаются листы с нарисованными животными и их детенышами, дети соединяют их линиями).

На экране появляется изображение Бабы-Яги: - Молодцы ребятки, справились со всеми моими заданиями, вижу вы знаете много сказок. Возвращаю вам их и дарю вам новую книгу. А найдете вы их в своей группе. До свидания! (Дети идут в группу и находят свои книги).

В:-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? По каким сказкам выполняли задания Бабы-Яги? Кто написал эти сказки? –Молодцы ребята, бегите играйте, а после прогулки мы с вами почитаем новую книгу, которую подарила нам Баба-Яга.

Самоанализ НОД по развитию речи через художественную литературу

«На помощь к сказкам» (по произведениям К. И. Чуковского) в средней группе.

Цель: Уточнить знания детей о сказках К. И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, их детеныши. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги«в»«на»«под»«за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. Развивающие : Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказокРазвивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.

Материалы к занятию : Портрет К. И. Чуковского. Иллюстрации к произведениям Чуковского : «Доктор Айболит»«Тараканище»«Федорино горе»«Телефон». Картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей; модель домика и дерева. Картинки на предлоги.

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций в детских книгах, просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, д/и "Пазлы", д/и "Угадай сказку", словесная игра "Угадай, из какой сказки отрывок".

Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 20-25 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.

Использовала методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Использовала приемы: Просмотр видео, художественное слово (стихи, пояснения, поощрение).

Для лучшего усвоения программного материала в свою НОД внесла игровую мотивацию – это видео обращение с заданием от Бабы-Яги. Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. В ходе НОД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач. Все части занятия логичны и последовательны, связаны друг с другом единым игровым сюжетом.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Водная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов : игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.

В заключительной части подводила итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Детям понравилась НОД.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была хорошая.

Считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере,

Итог подвела, оценила участие детей в занятии.

Длительность занятия соответствовала всем нормам для детей средней группы.

Считаю, что удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_na_atestatsiya.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «На помощь к сказкам» (по произведениям К. И. Чуковского)

Цель: Уточнить знания детей о сказках К. И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, их детеныши. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги«в»«на»«под»«за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. 

Развивающие : Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказокРазвивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. 

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.

Материалы к занятию : Портрет К. И. Чуковского. Иллюстрации к произведениям Чуковского : «Доктор Айболит»«Тараканище»«Федорино горе»«Телефон». Картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей; модель домика и дерева. Картинки на предлоги.

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций в детских книгах, просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, д/и "Пазлы", д/и "Угадай сказку", словесная игра "Угадай, из какой сказки отрывок".

Ход ООД:

В: Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. А кто вам дома читает сказки? А в детском саду? Когда вы подрастете и пойдете в школу, кто вам будет читать сказки? Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, волшебный мир.

В: Ребята, а вы любите сказки?

Д: Да.

В: а какие сказки вы знаете(ответы детей).

Раздается телефонный звонок. В: - У меня зазвонил телефон. Ребята, а из какой сказки эти строчки? («Телефон»).

В: Давайте вспомним отрывок из этой сказки!

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит? Слон

-Откуда? – От верблюда.

- Что вам надо? –Шоколада.

- Для кого? – Для сына моего.

-А много ли прислать? –Да пудов эток пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький!

-А потом позвонили зайчатки: -Нельзя ли прислать нам перчатки?

А потом зазвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки!

В: Ой, ребята, а где же наши книги? Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробочка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открывают коробку, в ней Флешка) От кого она может быть? Давайте сходим в музыкальный зал и попросим включить её?

(Дети с воспитателем идут в муз. зал, включают флешку, на экране появляется изображение Бабы-Яги)

Звучит звукозапись:

«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала сказки к себе в дремучий лес, но не все сказки я забрала себе, только одного писателя. А остальные спрятала в вашей группе. Чтобы их вернуть вам нужно выполнить мои задания. Если сделаете все верно- сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!».

В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).

В: А, где же задание от Бабы Яги. (на экране).

1. задание : «Нужно назвать писателя и какие произведения он написал»

(На экране появляется портрет Чуковского, дети отвечают, как его зовут и какие произведения он написал).

В: Посмотрите, ребята, кто-то растерял всю посуду. На каждом шагу встречается: то ложка, то чашка, то тарелка!

«А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу

-Я больше идти не могу».

В: Из какой сказки эти строчки? (Федорино горе», а что случилось в этой сказке(от Федоры ушла посуда, потому- что она за ней не ухаживала).

В: Ребята, а вот и следующее задание от Бабы-Яги (находит конверт с заданием) : - она хочет чтобы мы с вами помирили Федору с посудой.

В: Как же нам это сделать? (ответы детей). А давайте назовем посуду ласковыми словами, и тогда она вернется к Федоре.

Блюдце-блюдечко

Ложка-ложечка

Тарелка-тарелочка и т. д.

В: Молодцы ребята, помогли Федоре помирится с посудой, а нам пора дальше выполнять задания. (показывает картинку с улыбающейся Федорой).

В: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, как называется эта сказка(Доктор Айболит).

В: А, давайте вспомним с вами отрывок из этой сказки :

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

В: - Кого лечил Айболит? (Животных).

В: - Какие бывают животные (Дикие и домашние).

В: - Почему животных называют дикими? (они живут в лесу).

В: - Где живут домашние животные? (Рядом с человеком).

В: - А вот и задание от Бабы-Яги (открывает следующий конверт) :

Все животные попрятались, нужно помочь Айболиту их найти. Баба-Яга приготовила для нас картинки. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть кто где спрятался:

Лиса спряталась в норе

Белка спряталась в дупле

Зайчик спрятался под грибком

Птичка спряталась в гнездышке

(Под стульчиками стоят дикие и домашние животные).

В: - Все животные перепутались между собой, и нам нужно: диких животных поставить рядом с деревом, а домашних - рядом с домиком.

(Дети выполняют задание, объясняя своё действие: «Я поставил волка рядом с деревом, потому что он дикое животное и т. д.).

В: Молодцы ребятки, и с этим заданием мы справились! Давайте немножко отдохнем!

Физминутка «Доктор Айболит»

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим.

Воспитатель обращает внимание на еще один конверт с заданиями: Нужно отгадать загадку про сказку и прочитать из нее отрывок.

Боялись усатого

Все, хоть убей!

Но справился с ним

Удалой воробей!

(“Тараканище”)

(Дети отгадывают загадку и читают наизусть отрывок).

В: Молодцы ребята! А вот еще задание, ну я надеюсь, что оно будет последним!

Воспитатель читает задание: -Все звери испугались таракана и разбежались в разные стороны и потеряли своих детенышей, нужно им помочь найти их.

(детям раздаются листы с нарисованными животными и их детенышами, дети соединяют их линиями).

На экране появляется изображение Бабы-Яги: - Молодцы ребятки, справились со всеми моими заданиями, вижу вы знаете много сказок. Возвращаю вам их и дарю вам новую книгу. А найдете вы их в своей группе. До свидания! (Дети идут в группу и находят свои книги).

В:-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? По каким сказкам выполняли задания Бабы-Яги? Кто написал эти сказки? –Молодцы ребята, бегите играйте, а после прогулки мы с вами почитаем новую книгу, которую подарила нам Баба-Яга.

Самоанализ НОД по развитию речи через художественную литературу

«На помощь к сказкам» (по произведениям К. И. Чуковского) в средней группе.

Цель: Уточнить знания детей о сказках К. И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, их детеныши. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги«в»«на»«под»«за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. Развивающие : Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказокРазвивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.

Материалы к занятию : Портрет К. И. Чуковского. Иллюстрации к произведениям Чуковского : «Доктор Айболит»«Тараканище»«Федорино горе»«Телефон». Картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей; модель домика и дерева. Картинки на предлоги.

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций в детских книгах, просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, д/и "Пазлы", д/и "Угадай сказку", словесная игра "Угадай, из какой сказки отрывок".

Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 20-25 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.

Использовала методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.

Использовала приемы: Просмотр видео, художественное слово (стихи, пояснения, поощрение).

Для лучшего усвоения программного материала в свою НОД внесла игровую мотивацию – это видео обращение с заданием от Бабы-Яги. Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. В ходе НОД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач. Все части занятия логичны и последовательны, связаны друг с другом единым игровым сюжетом.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Водная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов : игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.

В заключительной части подводила итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Детям понравилась НОД.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была хорошая.

Считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере,

Итог подвела, оценила участие детей в занятии.

Длительность занятия соответствовала всем нормам для детей средней группы.

Считаю, что удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж».

Обучение детей содержательному и выразительному пересказываниию литературных текстов с помощью мнемотаблиц....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе №10 На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе №10На тему: «Сказка в гости к нам приходит».Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в г...