Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

 продолжать закреплять отчетливое произношение звуков;

Задачи: формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: л — р.

формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);

Оборудование и материалы.

          Демонстрационный материал: мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], мячик, карточки к играм.

Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации звуков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, колокольчики, лепестки ромашки.

                                                               Ход занятия:

Психологический настрой

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.

 «Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

Воспитатель: Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.

Основная часть: 

Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно и повторяйте вместе со мной  две чистоговорки  и подумайте, что можете  сказать: 

Мила- помощница

Ла-ла-ла- как-то Мила пол мела.

Ло-ло-ло- видит, на полу стекло.

Лу-лу-лу- сто осколков на полу.

Лы-лы-лы- Мила подмела полы.

Ла-ла-ла- Мила маме помогла.

                                                                Веселая игра

Ра- ра- ра- вот хорошая игра.

Ру-ру-ру- поиграем мы в игру.

Ро-ро-ро- попади мячом в ведро.

Ры-ры-ры- грустно детям без игры.

Воспитатель: Что вы заметили, прослушав и проговорив чистоговорки?

Дети: мы услышали много звуков [л] и [р].

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л] и правильно выговаривать их. Посмотрите, как они выглядят.(картинка звуков/букв)

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста,звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий).  Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произношение детьми.)

Произнесите, пожалуйста,звук «Р».Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произношение)

Игра «Составь слово» (с мячом).

Воспитатель. Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.

Воспитатель. Зо  Дети. Ла.

Воспитатель. Но Дети. Ра

Воспитатель.Шко Дети. Ла.

Воспитатель. Го Дети. Ра

Воспитатель: Молодцы. Язычок наш отлично поработал.

Игра "Услышь звук"  (определение наличия звука в слогах и словах).

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Услышь звук» 

 Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р],топните ногой). Будьте внимательны. Итак, начинаем.

( Слова полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).

Игра «Цветок» (на ковре).

Воспитатель. Ребята, пока мы играли, подул ветер и рассыпал  ромашки.

Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р].

(Воспитатель раздает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «цветок». 

Слова (Лев, стул, рыба, сыр, роза, лимон, малина, перо) и определяет где находится звук в начале, середине, конце слова.

Воспитатель. Что у тебя изображено на картинке?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Какой звук есть в названии?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Почему ты положил сюда этот лепесток?

Дети. (Ответы детей).

Воспитатель. Молодцы ребята и предлагаю поиграть еще в одну игру.

Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель. Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. Слушайте внимательно:

Я сегодня утром рано умывался из-под. Дети. (Крана) .

Воспитатель. Часто к озеру напиться Ходит рыжая Дети. … (Лисица).

Воспитатель. Верещунья, белобока, А зовут её … Дети. (Сорока).

Воспитатель. Из скорлупки без пелёнок Вылез желтенький Дети. (Цыпленок).

Воспитатель. Получилась, чтоб причёска, Честно трудится … Дети. (Расчёска)

Воспитатель. Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

 Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

Дети: «Л» и «Р»

Воспитатель: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорки: «Три сороки – тараторки тараторили на горке»,

«Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила». 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...