Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи
тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»
Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
продолжать закреплять отчетливое произношение звуков;
Задачи: формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: л — р.
формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал: мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки [л] и [р], мячик, карточки к играм.
Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации звуков [л] и [р], лепестки с наклеенными картинками, колокольчики, лепестки ромашки.
Ход занятия:
Психологический настрой
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи.
«Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно»
Воспитатель: Сегодня мы будем играть, учиться правильно произносить звуки.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно и повторяйте вместе со мной две чистоговорки и подумайте, что можете сказать:
Мила- помощница
Ла-ла-ла- как-то Мила пол мела.
Ло-ло-ло- видит, на полу стекло.
Лу-лу-лу- сто осколков на полу.
Лы-лы-лы- Мила подмела полы.
Ла-ла-ла- Мила маме помогла.
Веселая игра
Ра- ра- ра- вот хорошая игра.
Ру-ру-ру- поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро- попади мячом в ведро.
Ры-ры-ры- грустно детям без игры.
Воспитатель: Что вы заметили, прослушав и проговорив чистоговорки?
Дети: мы услышали много звуков [л] и [р].
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л] и правильно выговаривать их. Посмотрите, как они выглядят.(картинка звуков/букв)
Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?
Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».
Произнесите, пожалуйста,звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произношение детьми.)
Произнесите, пожалуйста,звук «Р».Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произношение)
Игра «Составь слово» (с мячом).
Воспитатель. Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ла или ра.
Воспитатель. Зо Дети. Ла.
Воспитатель. Но Дети. Ра
Воспитатель.Шко Дети. Ла.
Воспитатель. Го Дети. Ра
Воспитатель: Молодцы. Язычок наш отлично поработал.
Игра "Услышь звук" (определение наличия звука в слогах и словах).
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Услышь звук»
Я буду произносить слова со звуками [л] и [р]. Если вы услышите в слове звук [л], позвоните в «колокольчик», а если услышите звук [р],топните ногой). Будьте внимательны. Итак, начинаем.
( Слова: полка, лев, зебра, лодка, ковёр, дрова, лиса, помидоры, футбол, стол, рябина, глаза, фонарик, огурец, шар, мыло, пила, радуга).
Игра «Цветок» (на ковре).
Воспитатель. Ребята, пока мы играли, подул ветер и рассыпал ромашки.
Вам надо сложить ромашку со звуком [л] и со звуком [р].
(Воспитатель раздает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки [л] и [р]. Каждый ребенок ясно и четко произносит название картинки и составляется «цветок».
Слова (Лев, стул, рыба, сыр, роза, лимон, малина, перо) и определяет где находится звук в начале, середине, конце слова.
Воспитатель. Что у тебя изображено на картинке?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Какой звук есть в названии?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Почему ты положил сюда этот лепесток?
Дети. (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы ребята и предлагаю поиграть еще в одну игру.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель. Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам надо назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. Слушайте внимательно:
Я сегодня утром рано умывался из-под. Дети. (Крана) .
Воспитатель. Часто к озеру напиться Ходит рыжая Дети. … (Лисица).
Воспитатель. Верещунья, белобока, А зовут её … Дети. (Сорока).
Воспитатель. Из скорлупки без пелёнок Вылез желтенький Дети. (Цыпленок).
Воспитатель. Получилась, чтоб причёска, Честно трудится … Дети. (Расчёска)
Воспитатель. Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Дети: «Л» и «Р»
Воспитатель: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорки: «Три сороки – тараторки тараторили на горке»,
«Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...