Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Крючкова Надежда Николаевна

Цель:

1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.

2. Использовать один из методических приёмов обучения пересказу: упражнение - индивидуальные и хоровые повторения фраз.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: водоём, море всколыхнулось.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_lebedi.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по речевому развитию

«Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди»

в старшей группе.

Цель:

1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.

2. Использовать один из методических приёмов обучения пересказу: упражнение - индивидуальные и хоровые повторения фраз.

Оборудование: презентация.

Словарная работа: водоём, море всколыхнулось.

Вступительное слово воспитателя.

В начале осени птицы собираются в стаи, потому что подошло время осенних перелётов. Наш разговор пойдёт сегодня о лебедях, красивых и крупных водоплавающих птицах, которые осенью тоже летят в тёплые края. Зимуют лебеди на побережье тёплых море и незамерзающих водоёмов.

Я прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди». Вы узнаете, как нелегко добираться птицам до тёплых краёв.

2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди».

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою.

На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спустился к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья.

Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

3. Беседа по содержанию рассказа и форме прочитанного произведения (анализ рассказа).

- Что я прочла: рассказ, сказку, стихотворение? (Ответы детей : это рассказ).

- Кто главный герой рассказа? (Ответы детей : молодой лебедь).

- О чём говорится в этом рассказе? (Ответы детей : о перелёте лебедей из холодной стороны в тёплые земли).

- Сколько дней и ночей находились в пути лебеди? (Ответы детей : день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая).

- В каком порядке летели лебеди? (Ответы детей : впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее).

- Кто летел позади всех? (Ответы детей : один молодой лебедь летел позади всех).

- Почему он летел позади всех? (Ответы детей : он устал).

- Что он сделал, когда силы покинули его? (Ответы детей : опустился на воду).

- Скажите, что сделал лебедь, когда очутился в воде? (Ответы детей : сложил крылья, загнул назад шею и закрыл глаза).

- Стадо лебедей продолжило свой путь или тоже опустилось на воду? (Ответы детей : стадо лебедей полетело дальше).

- Что сделал лебедь перед зарёй? (Ответы детей : вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел).

4. Упражнение «Проговори вместе со мной фразу». Индивидуальные и хоровые повторения фраз.

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли.

Они летели через море.

Лебеди летели день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая.

Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

Один молодой лебедь летел позади всех.

Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.

Лебедь опустился на воду.

Он сложил крылья, загнул шею и закрыл глаза.

Перед зарёй молодой лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

а). Так как текс сложен, к пересказу сначала вызвать детей с более развитой речью.

. б). Разделив текст рассказа на 3 части, вызвать к пересказу трёх более слабых детей.

Первая часть. Стадо лебедей летит в тёплые края.

Вторая часть. Молодой лебедь устал.

Третья часть. Перед зарёй лебедь взмахнул крыльями и полетел.

в). После пересказов привлекать детей к оценке рассказов товарищей.

7. Игра-драматизация текста рассказа.

Приглашаю вас в игру-драматизацию текста рассказа «Лебеди». Наденьте шапочки и превратитесь в прекрасных лебедей, совершающих трудный перелёт. Впереди стада полетят сильные лебеди, сзади – моложе и слабее, а самым последним – молодой лебедь. Летит наше стадо лебедей день и ночь, и другой день и другую ночь, не отдыхая, над водою. Устал молодой лебедь и опустился на воду. А лебеди продолжили свой полёт.

Утром, отдохнувший лебедь, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.

8. Итог.

- Какое впечатление у вас осталось от рассказа «Лебеди»?

- Какие чувства вы испытывали к молодому лебедю?

Я рада слышать ваши ответы, свидетельствующие о сочувствии и переживании за судьбу молодого лебедя. На ваш вопрос«Догонит ли лебедь своё стадо?» мне бы хотелось сказать, что догонит. Давайте вместе надеяться, что догонит, что уставшие лебеди тоже где-то отдыхали, поэтому молодому лебедю удалось их догнать. А может он присоединился к другому стаду лебедей?

Что касается ваших пересказов, могу сказать, что каждый старался пересказать события рассказа последовательно и близко к тексту.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию "Пересказ рассказа В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет" в подготовительной группе...

Технологическая карта по речевому развитию. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Косточка"

Данная разработка учить пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их....

ООД по направлению "Речевое развитие" пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Цель занятия определена,задачи так же определены.Знакомство с незнакомыми словами т.е. проведена словарная работа, чтение произведений  Льва Николаевича Толстого, обсуждение содержаний литературн...

Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе

Интеграция образовательных областей ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: Помогать детям переск...

Конспект ОД по речевому развитию "Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж"

Пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж" по серии сюжетных картинок.https://disk.yandex.ru/i/6j85qidtJZsB3w...

Конспект по речевому развитию "Пересказ рассказа Л.Н. Толстого "Галка и кувшин" 14.04.2025 г

В конспекте раскрыты цели, задачи и методы проведения занятия....