Игры для знакомства с многозначностью слова
картотека по развитию речи
игры для знакомства с многозначностью слова
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр для знакомства с многозначностью слова.
1.«Отгадай загадку - нарисуй отгадку».
Развивать понимание описанных в загадках признаков предметов, умение объединить их в единый образ.
Я уколов не боюсь,
если надо уколюсь (иголка шприца);
Вдруг иголки и булавки
вылезают из-под лавки,
На меня они глядят,
молока они хотят (иголки ежа)
Конь стальной,
хвост льняной (швейная иголка)
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые …(лисички - грибы)
Рыжие птичницы в курятник пришли,
Всех кур перечли и с собой унесли…(лисички - звери)
На табло их показали –
Мы результат игры узнали.
Спортсмены соревнуются –
Зрители волнуются. (очки - результат соревнования)
Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И седелко на носу. (очки - оптический прибор)
2. «Одинаковые слова»
Учить находить слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
- Найди в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
1. В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
(И. Токмакова)
2. Много есть ключей:
Ключ — родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)
3. Шел я с сумкой за плечом,
Вижу: бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом.
Уронил я в воду ключ.
(В. Лившиц)
3.«У кого и у чего»
Упражнять детей в составлении предложений с многозначными словами, понимать разные значения этого слова
Воспитатель напоминает детям, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но называют разные предметы.
Например слово «ножка».
Предлагает назвать у чего, кого может быть ножка.
ножка у стула, стола, дивана, шкафа,
у куклы ножка,
ножка у гриба.
Затем предлагает детям: «Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите»
У стула сломалась ножка,
У стола ножки крепкие,
У гриба ножки бывают толстые и тонкие
У девочки заболела ножка..
- Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?
Затем предлагает другие слова:
Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки.
Язычок — у человека, у ботинка.
Глазок — у ребенка, у двери.
Горлышко — у ребенка, у бутылки.
Иголка – у сосны, у врача, у ежа, у портнихи
4. «Подбери пары»
Ведущий по очереди открывает карточки на столе, называет слова-действия и спрашивает, у кого есть подходящая картинка на желтой карточке. Если ребенок дает правильный ответ, то получает парную зеленую карточку. Составляет два предложения по обеим картинкам.
Например: Дятел стучит клювом по дереву. Девочка стучит в дверь.
5. «Скажи иначе»
Ведущий по очереди открывает карточки на столе, называет слова-действия и спрашивает, у кого есть подходящая картинка на желтой карточке. Если ребенок дает правильный ответ, то получает парную зеленую карточку. Затем воспитатель предлагает заменить слова-действия подходящими по смыслу другими словами.
Например: Девочка ловит мяч (играет в мяч). Мышка ловит мышку(охотится на мышку).
6. «Запомни пары»
Детям предлагают рассмотреть пары своих карточек, назвать и запомнить их. Затем карточки переворачиваются картинками вниз. Каждый участник по очереди должен вспомнить и назвать не подглядывая свои пары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами
Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Знакомство с многозначными словами
Цель данной презентации расширить знания детей старшего дошкольного возраста в области русского языка и познакомить их с понятием «многозначные слова». Так используя современные технические сред...

Дидактическая игра «Многозначные слова. Что перепутал художник?»
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов; учит понимать их значения с основой на наглядный материал. Развивает мышление, память, воображение, фантаз...

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Знакомство дошкольников с многозначными словами.
Одним из способов уточнения и расширения словарного запаса дошкольников является ознакомление детей с таким явлением, как многозначность слова....

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

Сценарий ООД по развитию речи в подготовительной группе "Беседа по картине "Зимний вечер в городе". Знакомство с многозначным словом"
Знакомство с многозначным словом. Работа по обогащению словаря. Беседа по картине....
