Игры для знакомства с многозначностью слова
картотека по развитию речи

Рерих Ольга Григорьевна

игры для знакомства с многозначностью слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_znakomstva_s_mnogoznachnostyu_slova.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для знакомства с многозначностью слова.

1.«Отгадай загадку - нарисуй отгадку».

Развивать понимание описанных в загадках признаков предметов, умение объединить их в единый образ.

Я уколов не боюсь,

если надо уколюсь (иголка шприца);

Вдруг иголки и булавки

вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

молока они хотят  (иголки ежа)

Конь стальной,

хвост льняной (швейная иголка)

Ходят в рыженьких беретах

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые …(лисички - грибы)

Рыжие птичницы в курятник пришли,

Всех кур перечли и с собой унесли…(лисички - звери)

На табло их показали –

Мы результат игры узнали.

Спортсмены соревнуются –

Зрители волнуются. (очки - результат соревнования)

Что такое перед нами

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И седелко на носу. (очки - оптический прибор)

2. «Одинаковые слова»

Учить находить слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

- Найди в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

1. В чужой стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

(И. Токмакова)

2. Много есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Д. Лукич)

3. Шел я с сумкой за плечом,

Вижу: бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом.

Уронил я в воду ключ.

(В. Лившиц)

3.«У кого и у чего»

Упражнять детей в составлении предложений с многозначными словами, понимать разные значения этого слова

Воспитатель напоминает детям, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но называют разные предметы.

 Например слово «ножка».

Предлагает назвать у чего, кого может быть ножка.

ножка у стула, стола, дивана, шкафа,

у куклы ножка,

ножка у гриба.

Затем предлагает детям: «Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите»

 У стула сломалась ножка,

У стола ножки крепкие,

У гриба ножки бывают толстые и тонкие

У девочки заболела ножка..

  • Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?

Затем предлагает другие слова:

Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки.

Язычок — у человека, у ботинка.

Глазок — у ребенка, у двери.

Горлышко — у ребенка, у бутылки.

Иголка – у сосны, у врача, у ежа, у портнихи

4. «Подбери пары»

Ведущий по очереди открывает карточки на столе, называет слова-действия и спрашивает, у кого есть подходящая картинка на желтой карточке. Если ребенок дает правильный ответ, то получает парную зеленую карточку. Составляет два предложения по обеим картинкам.

Например: Дятел стучит клювом по дереву. Девочка стучит в дверь.

5. «Скажи иначе»

Ведущий по очереди открывает карточки на столе, называет слова-действия и спрашивает, у кого есть подходящая картинка на желтой карточке. Если ребенок дает правильный ответ, то получает парную зеленую карточку. Затем воспитатель предлагает заменить слова-действия подходящими по смыслу другими словами.

Например: Девочка ловит мяч (играет в мяч). Мышка ловит мышку(охотится на мышку).

6. «Запомни пары»

Детям предлагают рассмотреть пары своих карточек, назвать и запомнить их. Затем карточки переворачиваются картинками вниз. Каждый участник по очереди должен вспомнить и назвать не подглядывая свои пары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами

  Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....

Знакомство с многозначными словами

Цель данной презентации расширить знания детей старшего дошкольного возраста в области русского языка и познакомить их с понятием «многозначные слова».  Так используя современные технические сред...

Дидактическая игра «Многозначные слова. Что перепутал художник?»

Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов; учит понимать их значения с основой на наглядный материал. Развивает  мышление, память, воображение, фантаз...

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Знакомство дошкольников с многозначными словами.

Одним из способов уточнения и расширения словарного запаса дошкольников является ознакомление детей с таким явлением, как многозначность слова....

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...