Сценарий ООД по развитию речи в подготовительной группе "Беседа по картине "Зимний вечер в городе". Знакомство с многозначным словом"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Усанова Галина Александровна

Знакомство с многозначным словом. Работа по обогащению словаря. Беседа по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rr.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 11 «Колосок»

Сценарий

организованной образовательной деятельности  по развитию речи в подготовительной группе.

Тема:

«Беседа по картине «Зимний вечер в городе». Знакомство с многозначным словом».

Воспитатель: Усанова Г.А.

г. Семенов

2020 r.


Цели:

1. Развивать умение понимать образный смысл загадки.

2. Продолжить учить составлять предложения с заданным словом,

использовать выразительные средства при описании зимы.

3. Упражнять в подборе слов-определений, в подборе слов, противоположных по значению, воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова.

4. Познакомить с многозначностью слова.

Материал:

Стихотворение В. Лунина «Есть у булавки головка», картина «Зимний вечер

в городе», мяч для игры «Скажи наоборот».

Предварительная работа: разучивание загадок о зиме и зимних явлениях природы.

Ход занятия:

Вводная часть. Общая игра в кругу с мячом «Скажи наоборот»:

Теплый — холодный;

Слабый -сильный;

Худой - толстый;

трусливый – храбрый;

кислый — сладкий;

сытый – голодный,

умный – глупый,

вежливый - грубый,

злой – добрый,

дорогой — дешевый,

легкий — тяжелый,

полный — пустой,

сухой – мокрый,

толстый — тонкий,

яркий — бледный,

завязать - - развязать,

говорить - молчать,

зажигать - тушить,

найти - потерять,

хвалить - ругать,

весело - - грустно.

Основная часть. Дети присаживаются на стульчики.

Отгадайте-ка, ребята, сказочную загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -Светлокожа, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в загадке?

Подходят ли зиме определения «белолица», «светлокожа».

- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

- А какие загадки о зиме, о зимних приметах, о зимних явлениях природы

знаете вы?

Дети загадывают друг другу загадки.

Старик у ворот – тепло уволок (мороз).

Растет она вниз головой,

Растет не летом, а зимой,

Но только солнце припечет,

Она заплачет и умрет (сосулька).

И не снег, и не лед,

А деревья серебром уберет (иней).

Без рук, без ног белые мухи летают (снежинки).

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает — ковром устилает (снег).

Он вошел - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес (мороз).

сложное

А теперь давайте внимательно рассмотрим вот эту картину (изображение

зимнего вечера).

Какое время года изображено на картине? Почему?

Как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад

слово, состоит из двух — падать, снег).

Как назвать деревья, покрытые снегом? (заснеженные).

С чем можно сравнить снег, укрывший землю? (белая скатерть, ковер,

покрывало).

Какое время суток изображено (вечер, сумерки, смеркается, темнеет).

Что делают люди на картине? Рады или нет они наступлению зимы? Как вы

догадались? (Дети и взрослые улыбаются, они гуляют, катаются на лыжах,

санках, коньках, играют в хоккей).

Что еще мы видим на картине? (птиц, снеговика, транспорт) Какой это транспорт? (легковые автомобили, автобусы, снегоочистительная

машина).

Что делает снегоочиститель? (убирает снег с проезжей части)

Какое название мы могли бы дать этой картине?

Затем воспитатель предлагает детям подобрать слова-определения к слову

«Зима»: морозная, холодная, снежная, сказочная, волшебная, хрустальная,

студеная, суровая.

Затем воспитатель предлагает детям подумать, какие слова-действия можно

подобрать к слову «снег», что делает снег? (идет, падает, ложится, кружится,

летает). Составим предложения про снег, используя эти слова.

Например:

На улице идет снег.

Белый снег падает на землю.

Пушистый снежок ложится на деревья и дома.

Белые снежинки кружатся над землей.

Белые снежинки летают как пушинки.

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

(руки вверх – вниз)

По ночам трещит мороз,

(руки на поясе, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы,

(руки за спину, повороты)

Побелел морковный нос.

B речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

(топаем ногами)

Вьюга злится, снег кружится,

(кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Главные движения руками).

- Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Такие слова

называют многозначными.

- Какие значения есть у слова многозначного слова шишка? (Сосновая

шишка, на лбу вскочила шишка).

Какие значения есть у многозначного слова игла? (Швейная иглы, иглы у

хвойных деревьев, иглы у ежа). Затем воспитатель предлагает внимательно послушать стихотворение.

Есть у булавки головка.

(В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!

Есть у чайника носик, однако нет головы.

Есть ушко у иголки, но не слышит оно,

Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.

Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,

Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.

Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,

Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.

Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,

По полю, ног не имея, лениво бежит река.

Есть у расчески зубы, но есть не может она,

За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.

Есть рукава у потока, хоть поток не одет,

Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет.

Какие многозначные слова вы услышали? (Головка, носик, ушко, язычок,

ямки, кисти, глазок, ключ, бежит, зубы, месяц, рукава).

Речевое упражнение «Третий лишний»:

Голубой, красный, спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Лес, лесник, лестница.

Лето, весна, воскресенье.

Квакать, кукарекать, говорить.

Понедельник, среда, осень.

Кислый, твердый, сладкий.

Рефлексия.

- Мы с вами сегодня составляли рассказ по картине, отгадывали загадки про

зиму, читали веселое стихотворение с многозначными словами, поиграли в

игру «Третий лишний» и «Скажи наоборот».

Что нового вы узнали? Что было трудным? Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с многозначными словами

Цель данной презентации расширить знания детей старшего дошкольного возраста в области русского языка и познакомить их с понятием «многозначные слова».  Так используя современные технические сред...

Сценарий НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Животные севера»

Сценарий НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Животные севера»Цель: составление детьми подготовительной к школе группы рассказов на тему «Животные севера» с ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей комбинированной группы с задержкой психического развития Тема: Понятие слово, предложение

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группедля детей комбинированной группы с задержкой психического развитияТема: Понятие слово, предложение...

ООД по развитию речи в подготовительной группе Литературная гостиная «Вечер загадок»

ООД по развитию речи в подготовительной группе Литературная гостиная «Вечер загадок»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну волшебных слов» Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей.

Открытое занятие  по развитию речи в подготовительной группе, на котором будут использованы технологии: ТРИЗ, синквейн и друдлы....