НОД Что мы знаем про слово ,,Игла"
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Многозначные слова: что мы знаем про слово игла»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
коррекционно-развивающей направленности
в старшей дошкольной группе для детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Многозначные слова: что мы знаем про слово игла»
Цели: расширять представления о переносном значении и многозначности слов.
Задачи:
Познавательные:
- познакомить с разными значениями слова «игла»;
- расширять представления о многозначных словах;
- учить сопоставлять предметы и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов синонимов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение использовать многозначные слова в своей речи;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
-формировать навыки согласования слов;
- развивать умения называть признаки и действия предмета;
-вырабатывать самоконтроль за поставленными звуками речи;
- совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные;
- развивать мышление, память, внимание и чувство юмора;
- упражнять в образовании родительного падежа имени существительного;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать чувство здорового соперничества, взаимопомощи;
-воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры;
-учить соблюдать правила игры, достойно проигрывать и выигрывать в различных играх.
Лексический материал: иголка (медицинская, елочная, сосновая, швейная), колется, уколоться, хвоинки, елка, сосна, хвойные, лиственные, ароматный, тонкие, острые, гладкие, колючие, иголочка, игольное, иглы.
Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, предметные картинки (еж, елка, кактус, швейная иголка, медицинский шприц с иголкой, иголки для вязания), мяч, веточки еловые и сосновые по количеству детей, швейные иголки по количеству детей, картинки на картоне с перфорацией, нитки для вышивания.
Ход деятельности:
Педагог говорит детям, что сегодня получил письмо от Незнайки, в котором он просит их помочь отгадать ему загадки. Послушайте их и постарайтесь догадаться, о чем или о ком идет речь.
Под соснами, под елками ползет клубок с иголками. (Ёж)
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка)
Про какие иголки говорится в первой загадке? (ответы детей). Педагог выставляет на доску картинку.
А во второй загадке? (ответы детей). Педагог выставляет на доску картинку.
Педагог; Ребята, Незнайка спрашивает, а есть ли еще какие-то предметы с таким же названием?
Какие иголки вы еще знаете? (ответы детей).
Педагог выставляет картинки, на которых нарисованы разные иголки.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру «чего не стало?». Посмотрите на картинки и постарайтесь запомнить их. Закрывайте глаза. (Воспитатель убирает одну из картинок). Какой иголки не стало? (ответы детей).
Ребята, Незнайка в своем письме просит вас рассказать ему для чего эти предметы нужно или как они используются? Вставайте в круг. Тот, у кого в руках окажется мяч, должен придумать предложение об иголке. Какая она? Что с ней можно делать? А мы угадаем, про какую иголку вы говорите.
Ребята, а что может случиться, если мы будем не очень аккуратно обращаться с иголкой? (ответы детей).
Послушайте смешное стихотворение про бычка, который не соблюдал правила обращения с иголками.
Встретил ежика бычок
И лизнул его бочок.
И лизнув его бочок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется
В рот не суй, что попадется!
(П. Воронько)
Понравилось вам стихотворение? Что неправильно сделал бычок (ответы детей).
А что означает слово «колется»?
А что еще может вас уколоть? (ответы детей).
Давайте с вами немножечко поиграем и превратимся в ежиков, которые любят играть на барабане.
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане.
Маршируют, спрятав руки за спину.
Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.
Разводят руками.
Руки на поясе, выполняют прыжки на месте.
Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
Педагог: Ребята, как вы считаете, зачем иголки нужны ежу? (ответы детей).
А елке и сосне зачем нужны иголки? (ответы детей). Да, вы правильно сказали, что у елки и у сосны иголки вместо листьев – это хвоинки. Деревья, у которых есть листья, мы называем лиственными. А как мы назовем деревья, у которых есть хвоя? Правильно. Хвойные. Ребята, Незнайка в своем письме прислал нам две веточки. Посмотрите, как вы думаете, от каких деревьев эти ветки? Как вы догадались?
Посмотрите на веточки, потрогайте их. Чем отличаются иголки сосны от иголок ели? (у первой они длинные, у второй – короткие).
Чем они похожи? (они тонкие, острые, гладкие, колючие). Разомните в руках хвоинку, что вы почувствовали? Правильно. Они очень ароматные. А что еще может быть ароматным? (ответы детей).
Ребята, а теперь давайте подберем семейку к слову «игла». (иголочка, иголка, игольное, игольчатое, иглы).
Я заглянула в конверт, который прислал нам Незнайка, и нашла там еще целый набор швейных иголок. Давайте с вами сделаем Незнайке подарок. Мы возьмем швейные иголки и вышьем ему картинки на картоне, только вначале немного разомнемся.
Жил в лесу колючий ежик,
(Маршируют)
Был клубочком и без ножек,
(Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши).
Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
(качают головой)
А ребятки в лес пришли,
(маршируют)
Ежика в лесу нашли,
(Хлопают по коленкам.)
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .
Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах).
И хвосточком двигать…
(двигают бедрами)
А потом домой пришли
(Маршируют)
И тихонько спать легли.
(Приседают)
Педагог раздает детям нитки, иголки и картон с нанесенным рисунком и перфорацией. Дети вышивают подарки для Незнайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многозначность слова "ИГЛА"
Фотографии предметов, которые называются "ИГЛА"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Многозначные слова. Для чего нужна игла».
Продолжать знакомить детей с многозначными словами. Закрепить значение слов «ручка», «ножка». Познакомить детей со словом «иголка». Учить детей отличать многозначное число от единственного. Учит...

Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"
Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"...
Статья для родителей " Я знаю пять слов..."
Часто родители жалуются учителям, а учителя родителям на то, что ребенок плохо успевает в школе. Казалось бы, он пошел в первый класс, зная буквы и умея чита...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе 5–6 лет «Звуковой анализ слова «игла» Аксарина Е.А.
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», &laq...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками шестого года жизни. Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «Игла»
Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «Игла»Цель: Закреплять правильное произношение звука [И], познакомить с буквой И.Задачи:Расширить представления о профессиях...

