«Развитие речевых навыков у детей подготовительной школы группы с использованием инновационной технологии «Синквейн»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Яколцевич Виктория Игоревна

Урок (НОД) в инновационном режиме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnoe_zanyatie.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад № 14 «Красная шапочка» г. Сафоново

Урок (НОД) в инновационном режиме на тему: «Развитие речевых навыков у детей  подготовительной  школы группы с использованием  инновационной технологии «Синквейн»

Разработал:

Учитель-логопед:

Яколцевич Виктория Игоревна

        Сафоново, 2025 г.

Цель: научить детей составлению синквейна и рассказыванию

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закреплять  умение инновационной технологии синквейн для составления нерифмованного стихотворения в рамках данной лексической темы.
  2. Формировать  умение у детей образовывать слова, обозначающие  предметы, признаки, действия, задавая вопросы: «Кто?», «Что», «Какая?», «Какие»? «Что делает?», «Что сделает?», «Что можно  делать?» и т.д.
  3. Пополнять словарный запас, развивать лексико-грамматическое навыки.
  4. Обобщать  знания о предложении, его построении и уметь отвечать полным предложением на данный вопрос.
  5.  Закреплять   цвет, размер, счет в пределах 10,  разгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать у детей желание использовать и применять  инновационную технологию для описания, рассказывания.
  2. Развивать память, слух, внимание,  зрительное восприятие.
  3. Продолжать формировать умение внимательно слушать воспитателя.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей уважение друг к другу, уважение к воспитателю, не перебивать при ответах на вопросы воспитателя, уступать, договариваться.
  2. Продолжать формировать навыки взаимопомощи.
  3. Создать на занятии благоприятную  эмоциональную обстановку.

Материалы и оборудование:

Ноутбук,  видеофайл, колонка, коробка с бантом, записка, картинный материал по  лексической теме «транспорт», картинки для синквейна, методическое пособие - ёлочка, картинки с изображение разных видов транспорта.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:  Ребята, всем доброе утро! Сегодня такой прекрасный день, наступила весна, светит солнышко. Как ваше настроение? (ответы детей)

      Это хорошо, когда у каждого из вас хорошее настроение. Но чтобы оно стало ещё лучше, я предлагаю вам сейчас встать в круг и поделиться друг с другом искоркой тепла и доброты в виде легкого пожатия руки. Я начну, а вы продолжайте. А когда искорка тепла дойдёт до меня, я вам расскажу, что-то интересное.

      По дороге в детский сад, я встретила почтальона, который мне передал вот это письмо и очень красивую коробочку. А в этом письме была записка, что это для детей подготовительной группы. И вот я с этим письмом и с этой коробочкой, к вам и пришла. Мне очень интересно, что же написано в этом письме, а  вам, ребята? Давайте прочитаем вместе. Вы согласны? Тут написано, что открыть коробку после одного видеособщения, которое было отправлено на электронную почту детского сада. Ну, что давайте, скорей смотреть сообщение, которое нам было отправлено.

 

Девочка Маша

       Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша и я учусь в 5 классе, в школе, в которую вы скоро пойдете. Недавно, я узнала, что вы умеете сочинять необычные стихотворения – синквейны.  Мне стало очень интересно, что это такое. К сожалению, я не могу к вам прийти в гости, так как у меня очень много учебы, и очень мало времени. И я хотела бы попросить вас записать, как вы это делайте и отправить мне на электронную почту, чтобы я могла поделиться этой информацией со своими одноклассниками.

       Я решила, вас  попросить составить синквейн, о том предмете, который лежит у вас в коробке, отправленной почтальоном. Если она у вас, то прежде чем открыть её отгадайте мою загадку. Отгадка-это есть тот, предмет, который лежит в коробке. Буду Вам очень благодарна, если вы составить синквейн, и за это вам будет сладкий сюрприз от меня.

Загадка:

Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит…..

   Ну, все, ребята, мне пора идти делать домашнее задание. Буду с нетерпением ждать ваш ответ.  Спасибо! До свидания!

Воспитатель: Ну, что, ребята, как вы думаете, что в нашей чудесной коробочке?  (ответы детей) Правильно  это, конечно, же, автомобиль.  Посмотрите, вот какой красивый автомобиль нам прислала девочка Маша, а еще ребята, для вас там лежат угощения. Но это будет потом, когда мы выполним задание.

Воспитатель: Ребята,  вы готовы  помочь девочке Маше составить синквейн про автомобиль? (ответы детей)

Воспитатель: Рассаживайтесь ребята по свои местам, и будем с вами вспоминать, что же такое синквейн? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, синквейн – это нерифмованное стихотворение.

Воспитатель:  А кто мне скажет, на что похожа схема этого стихотворения? (ответы детей) Правильно, схема похожа на ёлочку.

Воспитатель: А из скольки строк состоит это стихотворение? (ответы детей) Правильно, из пяти.

Воспитатель: Итак, давайте мы с свами составим первую строчку нашего синквейна. Какой вопрос мы задаём к первой строчке? (Это что?). А почему, ребята, что, а не кто? (ответы детей). Надо теперь переместить картинку на первую строчку (вызываю первого ребёнка).

1-я строка стихотворения: Это автомобиль.

Воспитатель: Какой вопрос мы  задаем к слову автомобиль на  второй строчке? (ответы детей). Автомобиль какой? А ещё ребята, хочу вам напомнить, что раз мы составляем вторую строчку, то надо, сколько поместить картинок? (ответы детей) Правильно, две картинки. Картинки нужно выбрать те, которые подходят под описание нашего автомобиля. (вызываю детей выбрать картинки и поместить их на ёлочку).

2-я строка стихотворения: красный, быстрый.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть картинка, на которой изображены автомобили. Скажите, они одинаковые или разные? (ответы детей) Конечно, они разные.  Они отличаются и по цвету, и по форме. Ребята, а сколько их здесь нарисовано? Давайте посчитаем.  ( Один автомобиль, два автомобиля…. Десять автомобилей)

Воспитатель: А сейчас, давайте составим третью строчку нашего стихотворения. Какой вопрос мы задаём к  словам   на третьей строчке? (ответы детей) Правильно, что делает? что сделает? Так, что же делает наш автомобиль?

3-я строка стихотворения: едет, мчится, гоняет.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте мы с вами немножко отдохнем и выполним физкультминутку.

Физкультминутка

Мы — шофёры»:

Едем — едем на машине (руками крутим руль)

Нажимаем на педаль (ногу сгибаем и разгибаем)

Газ включаем, выключаем (движения рукой вперёд-назад)

Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу, вглядываемся вдаль)

Дворики смывают капли (руки согнуты в локтях, движения вправо-влево)

вправо-влево — чистота!

Ветер волосы взъерошил (взъерошить волосы)

Мы шофёры — хоть куда! (выставляем большой палец)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы свами приблизились к четвертой строчке. И там сложное задание. Как, думаете какое? Нам нужно с вами уже придумать предложения, используя ранние придуманные  слова из нашего стихотворения. А что же такое предложение? С чего оно начинается? И что мы ставим в конце предложения? (ответы детей).

Если, это четвертая строчка, из скольких слов будет состоять предложение? (ответы детей) Правильно из четырех слов.

Воспитатель: Давайте каждый из вас составит свое предложение и мы выберем самый подходящий вариант (дети составляют предложения).

Молодцы! Много вариантов вы придумали.

4-я строка стихотворения: едет по дороге быстро.

Воспитатель: Вот мы свами добрались и до пятой строчки. Здесь, посмотрите у нас основание нашей елочки. Как по-другому назвать автомобиль? (ответы детей) Конечно, это транспорт. А какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. По-моему у вас получилось составить синквейн. Давайте мы попробуем прочитать, что же у нас получилось.

Синквейн к слову автомобиль, составленное детьми подготовительной группы.

Автомобиль

Красный, быстрый

Едет, гоняет, мчится

Едет по дороге быстро

Транспорт

Воспитатель: Правда, интересно получилось? Скажите, вам  понравилось составлять синквейн? Для вас, это было трудно или легко? (ответы детей).

Воспитатель:  Ну вот, ребята, сейчас я вам раздам угощение от Маши и мы с вами пойдем пить чай.  На этом наше с вами занятие окончено. Идём кушать угощение,  а я пока попробую отправить видеосообщение Маше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Развитие речевых навыков детей подготовительной группы, посредством развития мелкой моторики рук».

Формирование речевых навыков детей старшего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики рук....

Педагогический час «Развитие речевых навыков через использование развивающей технологии В.В.Воскобовича».

Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игр Воскобовича для развития речевых навыков....

Презентация " Развитие речевых навыков дошкольников в экологическом воспитании через использование современных образовательных технологий"

Синквейн- один из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат....

"Работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей дошкольного возраста с помощью технологии волонтерства".

Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где де...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе....