Семинар-практикум «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников».
учебно-методический материал по развитию речи
«Игра есть практика развития.
Ребёнок, играет, потому что развивается,
и развивается, потому что играет»
А. С. Макаренко
Всем известно, что речь - это средство общения и воздействия на окружающих, способ формирования и формулирования мысли, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
В современном обществе проблема речевого развития дошкольников актуальна, так как многие дети испытывают трудности в звукопроизношении. У таких дошкольников трудности и в овладении лексико-грамматической стороной речи, у них скудный словарный запас. Большинство детей трудно воспринимают текстовый материал, поэтому они испытывают сложности и при пересказывании, при составлении рассказов и не могут дать развёрнутый ответ на вопрос по знакомому тексту. Им трудно самостоятельно излагать свои мысли и суждения, так как у ребят недостаточный уровень связной речи.
Развитие речи дошкольника – это длительный, сложный процесс. Как же сделать его интересным и увлекательным для ребёнка? В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются обучающие игры и игровые технологии.
Ведь мы все знаем, что игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Использование игр и игровых технологий способствует повышению речевой активности детей и коммуникативных качеств. В игре дети естественным образом, без принуждения, учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.17 КБ | |
| 923.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников».
(1 СЛАЙД) Тема сегодняшнего семинара «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников».
(2 СЛАЙД) Всем известно, что речь - это средство общения и воздействия на окружающих, способ формирования и формулирования мысли, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Я думаю, вы со мною согласитесь, что в современном обществе проблема речевого развития дошкольников актуальна, так как многие дети испытывают трудности в звукопроизношении. У таких дошкольников трудности и в овладении лексико-грамматической стороной речи, у них скудный словарный запас. Большинство детей трудно воспринимают текстовый материал, поэтому они испытывают сложности и при пересказывании, при составлении рассказов и не могут дать развёрнутый ответ на вопрос по знакомому тексту. Им трудно самостоятельно излагать свои мысли и суждения, так как у ребят недостаточный уровень связной речи.
Развитие речи дошкольника - это длительный, сложный процесс. Как же сделать его интересным и увлекательным для ребёнка? В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются обучающие игры и игровые технологии. (3 СЛАЙД)
Ведь мы все знаем, что игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Обратимся к словам советского педагога Антона Семёновича Макаренко: «Игра есть практика развития. Ребёнок, играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет». Коллеги, предлагаю вам вспомнить, что же означает термин «Игровые технологии» (ответы) Давайте себя проверим. (4 СЛАЙД) Игровые технологии – обширная группа методов и приемов взаимодействия педагога с детьми в форме различных игр. Обратите внимание на слайд.
Использование игр и игровых технологий способствует повышению речевой активности детей и коммуникативных качеств. В игре дети естественным образом, без принуждения, учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
(5 СЛАЙД) В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования речевое развитие включает несколько разделов (перечень их представлен на слайде):
Как мы проговаривали ранее, понятие «современные игровые технологии в развитии речи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных обучающих игр. В своей работе с воспитанниками я использую разные виды игр и игровых технологий. Сегодня я постараюсь вам рассказать о них более подробно.
- (6 СЛАЙД) С раннего возраста мы с детьми играем в пальчиковые игры, я тоже активно их использую в своей работе – так как они способствуют переключению внимания, развитию памяти, мелкой моторики. Кроме того, повторение стихотворных строк и одновременное движение пальцами способствует автоматизации звукопроизношения у детей, развитию способности согласовывать движения и речь, так как это происходит ритмично, чётко, эмоционально. И конечно это прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. Для работы с детьми созданы картотеки пальчиковых игр, игр с использованием шарика – массажёра Су – Джок и эластичных колец, используются книги, пособия, в которых есть описание пальчиковых игр.
Мы возьмём в ладошки ёжик,
И потрём его слегка,
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
Ты колечко помоги, мои пальцы разомни.
Первый пальчик наш большой,
Указательный второй,
Средний пальчик самый длинный,
Безымянный забыл имя,
А мизинчик молодец, у нас пятый удалец.
Я думаю, что многие педагоги используют такие игры в работе со своими воспитанниками.
- Дидактические игры можно также разделить по направлениям речевого развития:
Это игры на формирования грамматического строя речи:
- «Жадина» - формирование умения согласовывать притяжательные местоимения с существительным.
- «Два и пять», «Посчитай до пяти» - образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
- «Назови ласково» - образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- «Один – много» - формирование умения образовывать существительные множественного числа. (7 СЛАЙД) к примеру игры
- «Расскажи, какой предмет», «Свойства предметов» - способствуют развитию активного словаря, умения подбирать прилагательные, обозначающие свойства и качества предмета.
Предлагаю посмотреть вам короткое видео организации игры «Свойства предметов». Начало старшей группы, группа компенсирующей направленности. ВИДЕО (8 СЛАЙД).
(9 СЛАЙД) Следующая группа игр – это игры на обогащение словаря:
- «Назови одним словом», «Найди лишний предмет» - формирование умения классифицировать предметы.
- «Назови части предмета» - обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.
- «Сравни предметы» - формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- «Скажи наоборот» - направлена на формирование умения использовать в речи слова-антонимы, подбирать слова с противоположным значением. Эта игра имеет много вариантов: с использованием иллюстраций и предметных картинок, на липучках, интерактивная игра, которые дети очень любят, вариант игры мною сделан на спичечных коробках. Так же это может быть словесная игра без наглядного материала.
У каждого из нас в детстве была любимая игрушка, у меня мяч. Игры с мячом активно использую в работе со своими воспитанниками. Такие игры побуждают детей к активному общению с взрослыми и сверстниками, способствуют развитию координации движений, формированию произвольного внимания, снятию напряжения, помогают обучать детей весело, без принуждения.
Я приглашаю коллег, кто желает, поиграть в игру «Скажи слово наоборот». Встаём в круг, ведущий бросает мяч поочерёдно каждому игроку и называет любое слово (существительные, прилагательные, глаголы…).
- «Я знаю пять названий…», «Что лишнее», «Назови одним словом» - формирование умения классифицировать предметы.
- «Назови слово на звук «а»…», «Мяч передавай, слово называй» - развитие фонематических процессов.
(10 СЛАЙД) Очень большое изобилие игр на развитие фонематических процессов:
- «Первый и последний звук в слове» - развитие умения определять первый и последний звук в слове.
- «Собери слово по первым звукам» - формирование умения выделять первый звук в словах, из полученных звуков образовывать новые слова. Предлагаю вам попробовать поиграть. Дети называют слово по картинке, выделяют первый звук, каждый звук обозначают буквой и так в процессе этой игры непроизвольно формируем навыки чтения.
Всем известны развивающие игры Воскобовича, которые тоже рекомендую использовать в практической деятельности с детьми:
- «Складушки», «Тысячеслов» - развитие фонематических процессов, формирование навыков чтения. Показ игр
(11 СЛАЙД) Для развитие связной речи:
- «Составь предложение» - развитие умения составлять предложение с предлогами по заданным словам.
- «Что ты видишь на картинке» - формирование умения составлять предложение по сюжетной картинке.
В процессе этих игр у детей формируются умения составлять сложные предложения по картинке, предложения с предлогами, умение составлять рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом….
- Игры с элементами ТРИЗ используют многие педагоги в своей деятельности с детьми, я тоже их применяю и в индивидуальной работе, и во время проведения занятий (теория решения изобретательских задач). Так как ТРИЗ стимулируют речевую активность, развивают логическое мышление, способствует умению не только отвечать на вопрос, на и задавать вопросы, в целом способствуют развитию связной речи. Практически все эти игры словесные, используются без наглядности.
К примеру, игра «Хорошо-плохо» направлена на умение выделять противоречия в предметах, объектах. Предлагаю вам попробовать на объекте неживой природы «Солнце». Солнце – это хорошо, согревает землю, от солнца тепло, улучшается настроение, организм получает витамин Д, плохо - когда солнце ярко светит, испаряется быстро влага, растениям не хватает влаги и они погибают, может получится солнечный удар,…
- Есть игры, которые требуют не только активного речевого участия, но и активизируют двигательные способности дошкольников. Хочу представить вам игровое пособие «Весёлая дорожка». Предлагаю вашему вниманию небольшое видео. Первая игра с использованием всем знакомых классиков, игра на формирование умения называть представителей животного мира в единственном и множественном числе, умение правильно называть детёнышей животных и взрослых особей. ВИДЕО (12 СЛАЙД)
(13 СЛАЙД) Следующее видео – это ещё один вариант игры «Противоположности»
- Хочу обратить ваше внимание на нетрадиционную технологию речевого развития – Синквейн: направлена на формирование творческих, интеллектуальных возможностей ребёнка. Данная технология довольна сложна и поэтому применяю её в работе с детьми, которые опережают развитие своих сверстников. А другие дети тоже являются участниками игры в роли слушателя, и постепенно включаются в процесс игры. Дети любят в неё играть, потому что в ней присутствует элемент сочинительства.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк без рифмы». Предлагаю вашему вниманию ещё видео, на котором видно, как ребёнок с помощью синквейна описывает предмет. Видео местами приостанавливали, так как мальчик записывает слово медленно, а время видео ограничено, вернее память на телефоне. (15 СЛАЙД)
(16 СЛАЙД) Применяя игры и игровые технологии, сделала вывод о том, что – это эффективное средством речевого развития дошкольников. Их использование помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме. Вы со мной согласитесь, что у каждого педагога имеется своя методическая копилка, но важно использовать материал не от случая к случаю, а в системе и в соответствии с возрастом детей.
В заключении мне хочется сделать акцент на методической литературе, которая перечислена в памятках, каждый из вас её может взять с собой. Сейчас много информации в Интернет-ресурсах, но обращаю ваше внимание на то, что пользоваться лучше проверенные временем источники.
Итог нашего семинара предлагаю подвести в форме синквейна (на мольберте таблицы для заполнения). Мне нужны два помощника, остальных педагогов прошу подключиться и помочь коллегам заполнить таблицы, тем самым охарактеризовать сегодняшний семинар.
семинар | |||||
познавательный | интересный | ||||
знакомит | обучает | развивает | |||
семинар | помог | систематизировать | знания | ||
образование | |||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь - это средство общения и воздействия на окружающих, способ формирования и формулирования мысли, который дети начинают осваивать уже в первые годы жизни . Проблемы в речевом развитии: трудности в звукопроизношении; в овладении лексико-грамматической стороной речи; н едостаточный словарный запас; о дносложная речь; бедная диалогическая речь; н едостаточный уровень связной речи.
«Игра есть практика развития. Ребёнок, играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет» Антон Семёнович Макаренко
Игровые технологии – обширная группа методов и приемов взаимодействия педагога с детьми в форме различных игр . Методы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые сюрпризные моменты, игровое упражнение, элементы театрализованной игры, игровое моделирование и экспериментирование .. Приёмы игровых технологий: с ловесные, н аглядные, п рактические.
Разделы речевого развития : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Виды игр и игровых технологий. 1. Пальчиковые игры . 2. Дидактические игры: Игры на формирования ГСР : «Жадина» - формирование умения согласовывать притяжательные местоимения с существительным. «Два и пять», «Посчитай до пяти» - образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
«Назови ласково» - образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. «Один – много» - формирование умения образовывать существительные множественного числа. «Расскажи, какой предмет», «Свойства предметов» - развитие активного словаря, умения подбирать прилагательные, обозначающие цвет, величину, качественные характеристики предмета.
Игры на обогащение словаря : « Назови одним словом», «Найди лишний предмет» - развитие внимания, мышления, сообразительности, формирование умения классифицировать предметы . «Назови части предмета» - обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части . «Сравни предметы» - формирование умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. «Скажи наоборот» - формирование умения использовать в речи слова-антонимы.
Игры на развитие фонематических процессов : «Первый и последний звук в слове» - развитие умения определять первый и последний звук в слове. « Собери слово по первым звукам» - формирование умения выделять первый звук в словах, из полученных звуков образовывать новые слова. Игры Воскобовича : « Складушки », « Тысячеслов » - развитие фонематических процессов, формирование навыков чтения .
Игры на развитие связной речи: « Составь предложение» - развитие умения составлять предложение с предлогами по заданным словам. «Что ты видишь на картинке» - формирование умения составлять предложение по сюжетной картинке. В процессе этих игр у детей формируются умения…. Игры с элементами ТРИЗ: «Да-нет-ка», «Волшебный сундучок», «Угадай, что загадала» - формирование умения находить существенный признак предмета, классифицировать предметы по общим признакам, умение строить свои вопросы, точно формулировать свои мысли. « Хорошо – плохо», «Чёрное - белое», «Нравится –не нравится» - развитие умения видеть в окружающей действительности противоречия и научить детей их формулировать. «Рассказ по цепочке» - формирование умения устанавливать ситуативные связи, составлять цепочку-рассказ.
Нетрадиционная технология речевого развития – синквейн : синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк без рифмы». Правила составления синквейна : Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства . Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это предложение , состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение к тому предмету, о котором мы говорим. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в с инквейне , либо обобщающее слово .
«Важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности » К. Д. Ушинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»
Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...

Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».
В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...

Семинар-практикум для педагогов "Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ"
Материал содержит теоретическую и практическую части, по работе с педагогическим коллективом ДОУ. Игровые технологии играют важную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВ...

Театрализовано – игровая деятельность ,как средство развития эмоциональной сферы дошкольников.
Данная презентация содержит материал по развитию у детей дошкольного возраста театральных способностей....
«Игровая ситуация как средство развития речевой активность дошкольников»
Речевые умения являются необходимыми компанентами общения. В этом помогают игровые ситуации. Создавая определенную ситуацию взрослый вовлекает детей в игру, через которую ребенок усваивает и развивает...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игровая технология "Лепбук" - как средство познавательного развития дошкольников"
Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей....

Игровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольника
Что такое игра? Игра — это такая деятельность, которая осознаётся как ненастоящая воображаемая ситуация, не связанная с обыденной деятельностью, способная полностью захватить играющего....
