Технологическая карта по обучению грамоте для детей 5-6 лет "Звук [Ы]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Разработана по теме недели "Космос".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте
ФИО: Касимовская Екатерина Александровна.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема ОД: «Звук и буква Ы».
Форма ОД: занятие.
Форма организации: групповая.
Возрастная группа: старшая.
Цель: Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
Задачи:
Обучающие: Учить характеризовать звук [Ы]; продолжать учить определять место звука в слове; упражнять в делении предложения на слова.
Развивающие: развивать словарь детей; развивать фонематические процессы; развивать воображение.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.
Планируемый результат: дети запомнили звук [Ы] и научились его характеризовать.
Словарная работа: пришелец (инопланетянин).
Подготовительная работа: беседы о космосе, рассматривание иллюстраций по теме недели.
Оборудование: звуковые фишки, иллюстрации.
Методы развития речи: наглядный, словесный.
Методические пособия: ФОП ДО.– М.: Мозайка-Синтез, 2023.; Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе /О.С. Гомзяк.- М : Издательский дом Гном, 2023.
Этап/продолжительность | Задачи этапа | Содержание совместной деятельности | Методы, приёмы, формы, возможные виды деятельности | Планируемый результат | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||||
Организационный
5 мин. | Создать эмоционально положительный настрой. Способствовать развитию общей и мелкой моторики детей. Развивать словарь детей. Развивать воображение. Способствовать развитию мимических мышц и артикуляционного аппарата. | Колокольчик, мой дружочек, собери детей в кружочек. Здравствуйте ребята! К полёту мы готовы Заводим мы моторы Ввысь, ракета, лети На орбиту выходи Вокруг планеты облетели И на стульчики присели! Ребята к какому празднику мы с вами готовимся, какой праздник мы празднуем в апреле? Раз, два, три, четыре, пять - по одному загибают пальчики на обеих руках. В космос полетел отряд. – соединить ладошки вместе, поднимают руки вверх Командир в бинокль глядит - пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». Что он видит впереди? Солнце, звёзды, кометы, спутники, планеты - по одному загибают пальчики на обеих руках. Представьте ситуацию: приземлились пришельцы (инопланетяне) на Землю. Видят к их летающей тарелке идут странные существа, удивились: неужели это земляне? Пришельцы сначала рассердились, что так много землян окружило их корабль. Но люди их успокоили, улыбнулись и сказали, что всегда рады гостям. | Дети делают круг. Приветствуют друг друга и воспитателя. Отвечают на вопросы. Слушают воспитателя и выполняют движения. Подражают мимике воспитателя. Произносят звук [ЫЫЫ] | Приветствие со звуком колокольчика. Вопросы. Пальчиковая игра «Полёт» Игровое упражнение «Эмоции» Артикуляционные упражнения: «Поднимание верхней губы» «Опускание нижней губы» «Широкая улыбка» | Создан положительный настрой на работу. Дети заинтересованы в выполнении предстоящей деятельности. Сконцентрировано слуховое и зрительное внимание. |
Основной 10 мин. | Учить характеризовать звук [Ы] Развивать фонематический слух. | Какой звук вы услышали? Вот с этим звуком мы сегодня познакомимся. 1. Акустико-артикуляционный образ звука. Произнесение звука [Ы] воспитателем, затем детьми хором и индивидуально. Характеристика звука: гласный (язык спокойно лежит на дне ротовой полости, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду), обозначаем его фишкой красного цвета. Голосовые связки вибрируют. 2. Связь звука и буквы. Звук [ы] обозначается буквой «Ы». Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Состоит из трёх элементов. Выложим букву «Ы» из пальцев: Указательный с большим Мы в «кольцо» соединим, Остальные пальцы прямо Вверх направятся упрямо. Правую ладонь ребром поставим мы, Здорово, друзья, прочтём мы букву «Ы». 3. Развитие фонематического слуха. Мак-бак-мышка-так. Том-дом-сынок-ком. Лимон-вагон-сыр-бутон. 4. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ слогов ЫМ и МЫ. Выкладывание схемы слогов на доске. 5. Закрепление звука в словах. Определение места звука [Ы] в словах – названиях картинок (мухоморы, мыши, стрекозы, дыня, ландыши). | Произносят звук [Ы] Слушают воспитателя и образуют с помощью пальцев букву. Называют слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три. Указывают, какая из схем к какому слогу подходит. Выкладывают графическую схему (кладут фишку туда, где находится звук [Ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце). |
Игра «Четвертый лишний» | Характеризуют звук [Ы] Умеют концентрировать слуховое внимание. |
Динамическая пауза. 2 мин. | Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость. | Проводится динамическая пауза под весёлую детскую мелодию. | Танцуют под динамическую музыку. | Физминутка «Танец инопланетян» (под музыкальное сопровождение) | Дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку. |
Основной. 5 мин. | Развивать слуховое внимание и фонематический слух. Продолжать учить определять место звука в слове; упражнять в делении предложения на слова. | 5. Закрепление звука в предложениях. На доске схема предложений из трёх, четырёх слов. 6. Игра «Поймаем звук» Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков: [У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А] В слогах: МЫ, НИ, РЫ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ В словах: сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка. | Составляют предложения с названиями картинок. Определяют на слух звук [Ы]. | Игра «Поймаем звук» | Воспитанники чувствуют себя участниками совместного познавательного процесса. |
Рефлексия. 3 мин. | Воспитывать умение выслушивать друг друга. Подвести итог занятия, развивать словарь детей. | Какой звук произнёс третий инопланетянин (пришелец), когда вышел из космического корабля на Землю? Какой это звук? Вспомните слова со звуком [ы] в названии. Спасибо что внимательно слушали меня и друг друга. Думаю, если к нам прилетят настоящие пришельцы, то вы их сможете порадовать своими знаниями и дружелюбием. «Колокольчик прозвенел, нам идти играть велел». | Дети обобщают информацию. | Звук колокольчика. | Умеют слушать друг друга. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"
В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"
Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"
Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологические карты по обучению грамоте
Технологические игры несут в себе основную особенность умственного развития ребёнка: восприятия, образного мышления, воображения, развиваются сенсорные способности. Ребёнок учится синтезир...
Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки Б и Бь. Буква Б».
В данном методическом пособии представлен конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный конспект занятия может быть ис...
Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки В и Вь. Буква В».
Цель: Уточнение и закрепление акустико – артикуляционного образа звуков Б-Бь, знакомство с буквой Б. Закрепление правильного произношения звуков в речи....

