Технологическая карта по обучению грамоте для детей 5-6 лет "Звук [Ы]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Касимовская Екатерина Александровна

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе ДОУ. Разработана по теме недели "Космос".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте

ФИО: Касимовская Екатерина Александровна.

Образовательная область: речевое развитие.

Тема ОД: «Звук и буква Ы».

Форма ОД: занятие.

Форма организации: групповая.

Возрастная группа: старшая.

Цель: Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.

Задачи:

Обучающие: Учить характеризовать звук [Ы]; продолжать учить определять место звука в слове; упражнять в делении предложения на слова.

Развивающие: развивать словарь детей; развивать фонематические процессы; развивать воображение.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

Планируемый результат: дети запомнили звук [Ы] и научились его характеризовать.

Словарная работа: пришелец (инопланетянин).

Подготовительная работа: беседы о космосе, рассматривание иллюстраций по теме недели.

Оборудование: звуковые фишки, иллюстрации.

Методы развития речи: наглядный, словесный.

Методические пособия: ФОП ДО.– М.: Мозайка-Синтез, 2023.; Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе /О.С. Гомзяк.- М : Издательский дом Гном, 2023.

Этап/продолжительность

Задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Методы, приёмы, формы, возможные виды деятельности

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

5 мин.

Создать эмоционально положительный настрой.

Способствовать развитию общей и мелкой моторики детей.

Развивать словарь детей.

Развивать воображение.

Способствовать развитию мимических мышц и артикуляционного аппарата.

Колокольчик, мой дружочек, собери детей в кружочек.

Здравствуйте ребята!

К полёту мы готовы

Заводим мы моторы

Ввысь, ракета, лети

На орбиту выходи

Вокруг планеты облетели

И на стульчики присели!

Ребята к какому празднику мы с вами готовимся, какой праздник мы празднуем в апреле?

Раз, два, три, четыре, пять - по одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд. – соединить ладошки вместе, поднимают руки вверх

Командир в бинокль глядит - пальцы обеих рук соединяются

с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, звёзды, кометы, спутники, планеты - по одному загибают пальчики на обеих руках.

Представьте ситуацию: приземлились пришельцы (инопланетяне) на Землю. Видят к их летающей тарелке идут

странные существа, удивились: неужели это земляне? Пришельцы сначала

рассердились, что так много землян окружило их корабль. Но люди их успокоили, улыбнулись и сказали, что всегда рады гостям.
Из летающей тарелки вышел первый пришелец, он был очень милый и смешной, у него была поднята верхняя губа (видны верхние зубы). У второго пришельца была опущена нижняя губа (видны нижние зубы). А третий пришелец вышел, широко улыбнулся землянам и произнёс [ыыыыыыы].

Дети делают круг. Приветствуют друг друга и воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Слушают воспитателя и выполняют движения.

Подражают мимике воспитателя.

Произносят звук [ЫЫЫ]

Приветствие со звуком колокольчика.

Вопросы.

Пальчиковая игра

«Полёт»

Игровое упражнение «Эмоции»

Артикуляционные упражнения:

«Поднимание верхней губы»

«Опускание нижней губы»

«Широкая улыбка»

Создан положительный настрой на работу.

Дети заинтересованы в выполнении предстоящей деятельности.

Сконцентрировано слуховое и зрительное внимание.

Основной

10 мин.

Учить характеризовать звук [Ы]

Развивать фонематический слух.

Какой звук вы услышали?

Вот с этим звуком мы сегодня познакомимся.

1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука [Ы] воспитателем, затем детьми хором и индивидуально. Характеристика звука: гласный (язык спокойно лежит на дне ротовой полости, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду), обозначаем его фишкой красного цвета. Голосовые связки вибрируют.

2. Связь звука и буквы.

Звук [ы] обозначается буквой «Ы».

Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Состоит из трёх элементов.

Выложим букву «Ы» из пальцев:

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром поставим мы,

Здорово, друзья, прочтём мы букву «Ы».

3. Развитие фонематического слуха.

Мак-бак-мышка-так.

Том-дом-сынок-ком.

Лимон-вагон-сыр-бутон.

4. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ЫМ и МЫ.

Выкладывание схемы слогов на доске.

5. Закрепление звука в словах.

Определение места звука [Ы] в словах – названиях картинок (мухоморы, мыши, стрекозы, дыня, ландыши).

Произносят звук [Ы]

Слушают воспитателя и образуют с помощью пальцев букву.

Называют слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три.

Указывают, какая из схем к какому слогу подходит.

Выкладывают графическую схему (кладут фишку туда, где находится звук [Ы] в словах (в начале слова, в середине, в конце).

Игра «Четвертый лишний»

Характеризуют звук [Ы]

Умеют концентрировать слуховое внимание.

Динамическая пауза.

2 мин.

Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость.

Проводится динамическая пауза под весёлую детскую мелодию.

Танцуют под динамическую музыку.

Физминутка

«Танец инопланетян»

(под музыкальное сопровождение)

Дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку.

Основной.

5 мин.

Развивать слуховое внимание и фонематический слух.

Продолжать учить определять место звука в слове; упражнять в делении предложения на слова.

5. Закрепление звука в предложениях.

На доске схема предложений из трёх, четырёх слов.

6. Игра «Поймаем звук»

Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Ы] среди других звуков:

[У] [О] [И] [Ы] [А] [Ы] [И] [У] [А] [С] [О] [И] [Э] [Ы] [А]

В слогах:

МЫ, НИ, РЫ, КИ, ДЫ, ПУ, СИ, ФИ, ТЫ

В словах:

сыр, мыло, куст, дым, лук, индюк, пыль, утка.

Составляют предложения с названиями картинок.

Определяют на слух звук [Ы].

Игра «Поймаем звук»

Воспитанники чувствуют себя участниками совместного познавательного процесса.

Рефлексия.

3 мин.

Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Подвести итог занятия, развивать словарь детей.

Какой звук произнёс третий инопланетянин (пришелец), когда вышел из космического корабля на Землю? Какой это звук? Вспомните слова со звуком [ы] в названии.

Спасибо что внимательно слушали меня и друг друга. Думаю, если к нам прилетят настоящие пришельцы, то вы их сможете порадовать своими знаниями и дружелюбием. «Колокольчик прозвенел, нам идти играть велел».

Дети обобщают информацию.

Звук колокольчика.

Умеют слушать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологические карты по обучению грамоте

Технологические игры несут в себе основную особенность умственного развития ребёнка: восприятия, образного мышления,  воображения, развиваются сенсорные способности. Ребёнок  учится синтезир...

Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки Б и Бь. Буква Б».

В данном методическом пособии представлен конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный конспект занятия может быть ис...

Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки В и Вь. Буква В».

Цель: Уточнение и закрепление акустико – артикуляционного образа звуков Б-Бь, знакомство с буквой Б. Закрепление правильного произношения звуков в речи....