Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Буквозвукия»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Максимова Алена Зиновьевна

Цель: выявление уровня знаний детей.

Задачи:

Образовательные: Закрепить полученные знания: звук, речь, предложение, деление слов на слоги. Упражнять в словоизменении, словообразовании, развивать речевое чутье. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам. Совершенствовать навыки чтения. 
Закрепить правило написания предложений, правило употребления заглавной буквы. 

Развивающие: Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове). Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. 

Воспитательные: Воспитывать целеустремленность, усидчивость, умение понимать учебную задачу, самостоятельность, мелкую моторику руки. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте
в старшей группе
«Путешествие в страну Буквозвукия» 


Цель: выявление уровня знаний детей.

Задачи: 

Образовательные: Закрепить полученные знания: звук, речь, предложение, деление слов на слоги. Упражнять в словоизменении, словообразовании, развивать речевое чутье. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам. Совершенствовать навыки чтения. 
Закрепить правило написания предложений, правило употребления заглавной буквы. 

Развивающие: Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове). Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. 

Воспитательные: Воспитывать целеустремленность, усидчивость, умение понимать учебную задачу, самостоятельность, мелкую моторику руки. 

Ход занятия: 

1. Организационный момент. (Дети стоят в центре группы). 

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами многому учились: правильно произносить звуки, различать их, и сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЯ» на встречу к двум сказочным персонажам, а кто это – мы узнаем на последней станции. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение. Вы готовы отправиться в путешествие? (Да).
- Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём артикуляционную гимнастику.

 «У бабушки с дедушкой»:

 -Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись – в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим».

- Итак, на чём мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей).

- А я предлагаю отправиться на весёлом поезде, сказав волшебные слова:

«Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях».

- Предлагаю занять свои места в вагонах.

(Звучит песенка «Паровозик из Ромашково», дети садятся за столы в три вагона)

Первая станция «ПРЕДЛОЖЕЙКИНО».  Я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них полным ответом и по поднятой руке.

- Дети, скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- А из чего состоят предложения? (Из слов). 
- Какими бывают слова и предложения? (Они бывают длинными и короткими). 
- Какое время года у нас наступит через один месяц? (Лето).

- Составьте длинное предложение со словом «ЛЕТО».

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое первое слово? Назовите второе слово. Какое следующее слово?

- А какое время года у нас сейчас? (Весна).

- Составьте короткое предложение со словом «ВЕСНА».

- Сколько в нём слов? Какое первое, второе, третье слово?

Игра «Небыли».  Послушайте и исправьте, если не согласны с ними.

Телега везет лошадь.

Забор красит маляра.

Горшок растет в цветке.

Каша съела Машу.

Заяц съел лису.

Мышка поймала кошку.


Словесная игра «Хитрые загадки».

1. В чаще голову задрав,

Воет с голоду (жираф) волк.

2. Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый (волк) медведь.

3. Дочерей и сыновей

Учит хрюкать (соловей) свинья.

4. Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая (лисица) белка.

5. Быстрее всех от страха

Несется (черепаха) заяц.

6. По горной круче проходил

Обросший шерстью (крокодил) баран.

7. В теплой лужице своей

Громко квакал (Бармалей) лягушонок.

8. С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает (корова) обезьяна.


- Молодцы, отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Вторая станция «ЗВУКОВАЯ».

- Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение о звуках.

«Много звуков есть на свете: 
Шелест листьев, плеск волны, 
А бывают звуки речи 
Мы их точно знать должны. 
Мы не можем звук увидеть, 
И не можем в руки взять. 
Звук мы можем только слышать, 
А еще его сказать». 


- Ребята, так из чего состоят слова? (Из звуков).

- А что же такое звуки? (Звуки – это то, что мы слышим и произносим).

- Какие бывают звуки? (Речевые и неречевые).

- На какие две группы делятся речевые звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Назовите гласные звуки.

- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).

- Каким цветом мы их обозначаем? (Мы их обозначаем красным цветом.) 

- А мы с вами знаем чистоговорки с гласными звуками, давайте проговорим (с опорой на картинки):

А – а - а – Аня гладила кота;

О – о – о – у Оли новое пальто.

У – у – у – утка плавает в пруду;

И – и – и – у Инны синие носки;

Ы – ы – ы – тыквы, бусы и усы;

Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо;

Дидактическое упражнение «Назови гласный звук»

Лак, ком, пух, мир, сын, мэр

- А теперь назовите согласные звуки (М, Мь, Н, Нь, Т,Ть,С, Сь).

- Как произносятся согласные звуки? (Они произносятся коротко, так как во время их произношения, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, нёбо).

- Послушайте и скажите, какой звук лишний и почему? (к, п, т, о), (и, у, м, э) 

- Какими бывают согласные звуки? (Мягкими или твердыми).

- Что делает согласный звук мягким? (Позади стоящий звук «И»).

Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.

Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.

 ([б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'] и т.д.).

- А ещё какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).

- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Проложи ладонь к горлу. Если горло дрожит при произношении звука – это звонкий звук, если не дрожит – глухой).

- Вы молодцы, все знаете про звуки. Давайте расскажем стихотворение про них: 

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать, 
Могут в кровати баюкать ребенка, 
Но не желают свистеть и ворчать. 
А согласные, согласны, 
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть 
Но не хочется им петь». 

- Молодцы, отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Третья станция «ОТДЫХАЙКИНО» (Выходим из вагонов).

Физкультминутка 
Игра на внимание. 
Гласный звук - присесть. 
Согласный звук - хлопок. 

- Молодцы, отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Четвёртая станция «СЛОГОВАЯ».

 - Ребята, а как определить, сколько слогов в слове? (Прохлопать. Посчитали гласные: сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Игра «Раздели слова на слоги» 
Вот, например – слово – мяч. Сколько слогов в этом слове? Давайте похлопаем вместе. А если его назвать ласково «мя –чик». (дети произносят слова и хлопают в ладоши). Слова: шко-ла, иг–ра, ма–лыш, ко–ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом. 

Игра «Придумай слово»

Вам показаны только первые слоги слова, с помощью этих слогов надо придумать слова. Не спешим перед ответом. С места не кричим. ма– пи–ды– бу– но.

-Молодцы! Отправляемся дальше! ( Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Пятая остановка «БУКВЕННО-ЗВУКОВАЯ».

- Дети, а знаете ли вы, как обозначаются звуки на письме? 
- Чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). 
- Все буквы можно назвать одним словом? (алфавит, азбука). 

Перед тем, как поработать с кассами, давайте ещё раз заедем на станцию «ОТДЫХАЙКИНО».

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

- На станции «БУКВЕННО-ЗВУКОВОЙ» нас ждут два сказочных персонажа.

Послушайте мою первую загадку:

«Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — …» (КОТ).

(Показ картинки ).  

- Выполним звуковой анализ слова «КОТ».

- Какой у вас последний звук? Какой первый? А какой в середине?

- Теперь ниже выложим слово «КОТ» из букв.

- На что похожа буква «Т»?

- На что похожа буква «О»?

- На что похожа буква «К»?

- Послушайте вторую загадку:

«Мы увидели вчера:

По воде плывет гора.

Из горы вода летит.

Оказалось — это…» (КИТ)

 (Показ картинки).

- Выполним звуковой анализ слова «КИТ».

- Какой у вас последний звук? Какой первый? А какой в середине?

- Теперь ниже выложим слово «КИТ» из букв.

- На что похожа буква «И»?

- Какие буквы повторяются в этом слове? («К» и «Т»).

Дидактическое упражнение «Измени слово» 
Замени первый звук на «З», назови новое слово: бал – зал, майка - …, губы - …. 
На «С»: бок – сок, лук - …, боты - …. 
На «Ж»: пучок – жучок, билет - …, китель - … 
На «Ч»: кашка – чашка, майка -…, май - … 
На «Щ»: кит – щит, венок - …, тётка - …. 

- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «БУКВОЗВУКИЮ». Нам пора возвращаться в детский сад. (Звукозапись).

- Скажем волшебные слова:

«Говорить с тобою мы

Чётко, правильно должны.

Чтобы звуки зазвучали,

Чтобы все нас понимали!»

Рефлексия: - Ребята, понравилось вам наше путешествие?  (Да). Первая станция как называлась? (Предложейкино). Что мы делали на этой станции? (Отвечали на вопросы полным предложением, играли в игры). Вторя станция как называлась? (Звуковая). Что мы делали?  (Мы вспоминали стихотворения о звуках). Третья станция была (Отдыхайкино). Четвертая (Слоговая. Мы определяли сколько слогов в слове прохлопывая руками). Последняя станция называлась? (Буквенно-звуковой). (Мы отгадали загадки про кота и кита и изменяли слова заменяя первый звук). Молодцы ребята. Спасибо вам, вы все были активными и внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну Буквляндия"

В данном занятии дети повторяют знания по подготовке обучению грамоте, полученные на занятиях в старшей группе. Детям в игровой форме предлагается вспомнить деление на слоги, слоговые домики, звуковой...