Развитие речи у детей от 1 года до 7 лет
консультация по развитию речи
Нормальное развитие детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающее развитие всех компонентов языка (фонетико-фонематическое и лексико- грамматическое).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормальное развитие детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающее развитие всех компонентов языка (фонетико-фонематическое и лексико- грамматическое).
Критерии | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Звуко | Крик П, б, т, к, ч Гуление Аааа-аа-аа Нечленораздельные гля | Дь, нь, ль, чь, х Сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н | Ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего Онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произ- носятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ за- меняются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа. | Исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то - д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. | Правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки. | В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоя- тельной речи всеми звуками родного языка. |
Слоговая структура | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается | В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Звуковая сторона речи усвоена полностью | Звуковая сторона речи усвоена полностью |
Фонематическое восприятие | Большинство стечений согласных замещаются одним звуком | Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно | Заканчивается усвоение стечения согласных | Звуковая сторона речи усвоена полностью Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | Звуковая сторона речи усвоена полностью Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | |
Фонематический анализ и синтез | Нет | Нет | Нет | Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. Определение наличия звука в слове. | Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова). | Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове). |
Пассивный словарь | Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса) | Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - на чем ты сидишь? Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) | Понимает сложноподчиненные предложения типа: "когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа. | Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: картина была нарисована машей. | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. |
Активный словарь | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай | Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;. Пользуется словами: да, нет, еще | Словарный запас 500 слов и выше, | Владеет словарем примерно 1500 слов. | Обладает словарным запасом около 3000 слов | Обладает словарем около 4000 слов . |
Словообразование | Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Совершенно свободно образуют существительные с различ- ными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, кукол- ка, платьице. | Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности Легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плаву- чий). | Легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плаву- чий). | ||
Связная речь | Показывает части тела, начало фразы из 2 слов | Начинает использовать предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один"; | Общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» | Количество сложных предложений, встречающихся в детской ре- чи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается на- личие почти всех придаточных предложений (кроме определительного). В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои дейст- вия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; вова там, где воспитательница и т. Д.). Способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий) Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия |
Словоизменение | Нет | Согласование и.п. С глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны | Использует множественное число существительных и глаголов Начинают употреблять падежи: в.п. С окончанием -у, и.п. Мн.ч. С окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда п.п. С окончанием -е; | Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); | Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития речи у детей третьего года жизни
статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Конспект НОД по развитию речи для детей 7 года жизни "Новогодний праздник"
Цель: Формирование представлений о новогоднем празднике.Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова, ра...

Тесты по развитию речи для детей 3 года.
Ребёнок к трём годам должен:Выполнить словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; жёлтый мячик; маленького зайчика»).Знать названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей от года до трех»
Особенности развития речи детей младшего возраста...

Развитие речи у детей третьего года жизни.
Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни....
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи для детей четвертого года жизни Тема: «Описание предметов посуды»
laquo;Описание предметов посуды»...

Консультация для родителей "Развитие речи у детей второго года жизни"
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний де...