Развитие речи у детей от 1 года до 7 лет
консультация по развитию речи

Нормальное развитие детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающее развитие всех компонентов языка (фонетико-фонематическое и лексико- грамматическое).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_razvitie_rechi_u_detey_norma.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Нормальное развитие детской речи за период от одного года до 7 лет, отражающее развитие всех компонентов языка (фонетико-фонематическое и лексико- грамматическое).

Критерии

1 год

2 года

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Звуко
произношение

Крик

П, б, т, к, ч

Гуление

Аааа-аа-аа

Нечленораздельные гля

Дь, нь, ль, чь, х

Сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

Ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего

Онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произ- носятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ за- меняются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

Исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то - д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

Правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоя- тельной речи всеми звуками родного языка.

Слоговая структура

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается

В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Фонематическое восприятие

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно

Заканчивается усвоение стечения согласных

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Звуковая сторона речи усвоена полностью

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Фонематический анализ и синтез

Нет

Нет

Нет

Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. Определение наличия звука в слове.

Вычленение звука в начале в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Пассивный словарь

Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)

Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию: пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - на чем ты сидишь?

Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: картина была нарисована машей.

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Активный словарь

Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов

Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: ниси, ди, дай

Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов;.

Пользуется словами: да, нет, еще

Словарный запас 500 слов и выше,

Владеет словарем примерно 1500 слов.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Обладает словарем около 4000 слов

.

Словообразование

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Совершенно свободно образуют существительные с различ- ными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, кукол- ка, платьице.

Появляются суффиксы увеличительности, принадлежности

Легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плаву- чий).

Легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плаву- чий).

Связная речь

Показывает части тела, начало фразы из 2 слов

Начинает использовать предложения из 2 -3слов.

Появляются прилагательные

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";

Общается предложениями из 3 и более слов,. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения.

Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»

Количество сложных предложений, встречающихся в детской ре- чи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается на- личие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои дейст- вия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; вова там, где воспитательница и т. Д.).

Способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Словоизменение

Нет

Согласование и.п. С глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны

Использует множественное число существительных и глаголов

Начинают употреблять падежи: в.п. С окончанием -у, и.п. Мн.ч. С окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда п.п. С окончанием -е;

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья);

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности развития речи у детей третьего года жизни

статья об особенностях развития речи у детей третьего года жизни...

Конспект НОД по развитию речи для детей 7 года жизни "Новогодний праздник"

Цель: Формирование представлений о новогоднем празднике.Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова, ра...

Тесты по развитию речи для детей 3 года.

Ребёнок к трём годам должен:Выполнить словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик; жёлтый мячик; маленького зайчика»).Знать названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей от года до трех»

Особенности развития речи детей младшего возраста...

Развитие речи у детей третьего года жизни.

Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни....

Консультация для родителей "Развитие речи у детей второго года жизни"

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому одним из стратегических направлений детской педагогики, психологии и логопедии на сегодняшний де...