Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в космос" для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Космос – это неиссякаемая тема для исследовательской деятельности, и конечно, она вызывает неподдельный интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются важными, необходимыми для них. У детей вызывает огромный интерес космическая тематика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1» г. Сыктывкара
«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса
муниципальнöй асшорлуна учреждение
(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)
Конспект открытого занятия «Путешествие в космос»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Составитель:
Е.М.Жигайло (воспитатель)
Сыктывкар – 2025
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель: Формировать у дошкольников представления о Вселенной, звездах, космосе.
Задачи:
-обогатить и расширить представления и знания детей о космосе;
-продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умение отвечать на вопросы;
- закреплять знание геометрических фигур;
- закреплять умение выкладывать предметы по образцу;
- развивать наблюдательность, мыслительную активность;
- расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх;
- развивать речевое дыхание;
- учить детей объединяться, выполнять игровые действия;
- формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин, инопланетянин, скафандр..
Оборудование: фотографии космоса, планет; карточки к речевой игре « Найди лишнее», карточки с заданиями, звездочки, воздушный шарик..
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе; беседа на тему космонавт; постройки из конструктора «Ракета»; загадывание загадок о космосе.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости (родители). Давайте, поздороваемся с ними.
Приветствие:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, весёлое.)
- Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение, а также нашим гостям (дети дуют с ладошек…)
- Ребята, какое время года наступило? (наступило время года весна)
- Весна, какая? ( Солнечная, тёплая, красивая, долгожданная и т.п.)
- Какие признаки весны вы знаете? (бегут ручьи, прилетают птицы, тает снег, солнышко греет больше и т.п.)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель)
- Какой праздник будет отмечать вся страна 12 апреля? ( День Космонавтики)
- А, почему именно 12 апреля мы празднуем День Космонавтики? (12 апреля в космос полетел первый человек на земле, это был Ю.А.Гагарин.)
- Ребята, а что такое космос?
-Космос - это такое место, где живут луна, солнце и звезды. Космос находится очень высоко над небом. Этот необычный, огромный мир наполнен множеством звезд, планет, комет 1 СЛАЙД
- Как называется планета, на которой мы живём?
- Мы с вами живем на планете «Земля». Вот как она выглядит 2 СЛАЙД
- Земля – это единственная планета, где живут люди – вы, ребята. Посмотрите, какая она красивая! Какой она формы? (шара)
- Как называют людей, которые летают в космос? (космонавты)
- Ребята, а вы бы хотели стать космонавтами и полететь в космос?
3 СЛАЙД
- Посмотрите, пожалуйста, на картинки, на них изображены разные виды транспорта.
- Назовите, пожалуйста, какие виды транспорта на них изображены? (Самолет, корабль, поезд, автобус, ракета).
- Ребята, на каком из них можно отправиться в комическое путешествие? (На ракете).
Раздается стук и появляется Инопланетянка Лулу
ЛУЛУ:
- Здравствуйте, ребята Меня зовут Лулу. Со мной случилась беда. Я не послушалась маму с папой, ушла играть на край своей планеты и упала к вам на Землю. Помогите мне, пожалуйста, вернуться домой к маме и папе. Я слышала, что вы собираетесь в космическое путешествие. Возьмите меня с собой, а я познакомлю вас разными планетами.
Педагог:
- Ребята вы хотите помочь Лулу? Возьмем ее с собой? (ответы детей)
- А можно ли лететь в космос в повседневной одежде? (нет)
ЛУЛУ:
- Но дело в том, что в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать.
Педагог:
- Как вы думаете, ребята: «Что же мы должны на себя надеть, чтобы не замерзнуть?» (Ответы детей).
4 СЛАЙД
- А вот как выглядит костюм космонавта, он называется скафандр. Проговорите вместе со мной слово СКАФАНДР. Молодцы!
- Но для того, чтобы отправиться в полет, мы должные подготовиться, ведь космонавты много тренируются.
Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Чу – чу- чу в космос полететь хочу
Им- им – им – на ракете полетим
Ны – ны – ны – долетим мы до Луны
Ой – ой-ой – затем вернёмся мы домой
- Напомните мне, пожалуйста, сто необходимо надеть для космического путешествия? (Скафандры)
-Давайте оденем скафандры.
-Внимание! Приготовиться к полёту! Пристегнуть ремни.
- Заведём двигатель ракеты - рррррррррррр
Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! (музыка взлёт ракеты)
Итак, мы в космосе! Так выглядит космос, видите как много планет в нем.
5 СЛАЙД
ЛУЛУ: - И на нашем пути первая планета, которая называется Марс. Она находится дальше от Солнца, чем наша Земля. На Марсе есть лёд и значит, существует вода. Но воздуха на планете нет и поэтому она тоже необитаема. Марс иногда называют красной планетой. А знаете, почему? Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым.
Педагог:
- А здесь у нас задание для язычка. Только выполнив его, мы сможем отправиться дальше.
Артикуляционные упражнения:
«Улыбка»
Широка Нева-река
И улыбка широка.
Зубки все мои видны
От краев и до десны.
(улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать мышцы губ под счет от 1 до5-10)
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну
Как при долгом звуке: у-у-у.
(вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10).
«Домик»
Ротик широко открыт
Язычок спокойно спит
(слегка улыбнуться, медленно открыть рот, как для пропевания звука: а-а-а. держать рот открытм 5-10 секунд и медленно закрыть).
Чередование «Хоботок», «Улыбка», «Домик»
Улыбается ребенок
Хоботок втянул слоненок,
Вот зевает бегемот,
Широко раскрыв свой рот.
(упражнение ф форме игры «Делай, как я», поочередное движение губами в любом порядке «у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 сек.)
ЛУЛУ:
- Умнички, с этим заданием вы справились, а значит, наш корабль может лететь дальше.
6 СЛАЙД
ЛУЛУ:
- На нашем пути следующая загадочная планета, которая называется Венера. Она одна из самых ярких объектов после Солнца и Луны. Тут тоже лежит конверт с заданиями.
Педагог:
- Ребята, на этой планете мы должны отгадать сложные загадки и только тогда мы сможем отправиться дальше. Слушайте внимательно цепочку загадок про «Космос».
1.Астроном – он звездочет, 2.До луны не может птица.
Знает все на перечет! Долететь и прилуниться,
Только лучше звезд видна. Но зато умеет это.
В небе полная…(луна). Делать быстрая… (ракета).
3.У ракеты есть водитель, 4. Не фонарики, не свечи
Невесомости любитель. И не искры от костра.
По-английски: «астронавт», Ночью с неба они светят
А по-русски…(космонавт). Нам до самого утра…(звезды)
5. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его – полоска света
А зовут его …(комета)
ЛУЛУ:
- Молодцы, справились со сложными загадками.
И мы отправляемся дальше. (шум ракеты, дети идут по кругу под музыку)
7 СЛАЙД
ЛУЛУ:
- А вот и самая крупная в Солнечной системе планета – Юпитер, которая крутится вокруг Солнца.
Здесь нам нужно выполнить следующее задание:
Педагог:
Речевая игра «Скажи наоборот»
Здесь перепутаны качества космонавта (какой он). Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество. Ленивый – трудолюбивый
Злой – добрый
Слабый – сильный
Медлительный – быстрый
Неряшливый – аккуратный
Глупый – умный
Старый – молодой
Трусливый – смелый
Больной – здоровый
ЛУЛУ:
- Молодцы, ребята! И с эти заданием вы справились. Теперь мы можем отправиться дальше. (шум ракеты, дети идут по кругу)
8 СЛАЙД
Впереди нас ждет планета с кольцами – Сатурн. Посмотрите, какая она красивая. Вокруг планеты кольца. Здесь также нужно выполнить задание.
Педагог:
Игра на развитие мелкой моторики “ Ракета”.
А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
Заберем мы всех в полет
И построим Звездолет.
И Лулу сможет отправиться на нем домой.
– Давайте выложим из палочек ракету (дети подходят к столам и каждый выкладывает ракету)
Молодцы, ребята! И с эти заданием вы справились. Теперь мы можем отправиться дальше. (шум ракеты, дети идут по кругу)
9 СЛАЙД
- Перед нами планета Меркурий. Эта планета находится ближе всех к Солнцу и на ней так жарко, что жить на этой планете невозможно.
Педагог:
Игра «Найди лишнее»
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, что здесь лишнее. (Дети работают в подгруппах, сначала рассматривают картинки , а затем выбирают лишнюю)
10 СЛАЙД
Солнце, Юпитер, Венера, Африка
11 СЛАЙД
Ракета, спутник, лодка, луноход
12 СЛАЙД
Комета, астероид, космонавт, машина.
ЛУЛУ:
-Ребята, вы такие молодцы! Со всеми заданиями справились, а главное – помогли мне отправиться домой. Спасибо вам, большое!
Педагог:
- А тебе, ЛУЛУ, большое спасибо за знакомство с планетами. Впредь, слушайся маму и папу. До свидания
ЛУЛУ: До свидания! (улетает)
- Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданиями, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогли инопланетянке Лулу. Но нам пора возвращаться на Землю, в наш детский сад. Занимаем места в нашей ракете. Внимание! Всем приготовится к пуску! Начать отсчёт 5, 4, 3 …0. Пуск!
- Вот мы с вами опять в нашем детском саду.
Рефлексия:
- Скажите, вам понравилось наше путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
- На каких планетах мы побывали с вами?
- Летали мы в космос на чём?(На ракете)
- Как звали первого космонавта? (Ю. Гагарин)
- А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам звёздочки. Смотрите на них и знайте, вы маленькие звёздочки своей планеты Земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...

Конспект открытого занятия по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Цель: Уточнение и закрепление математических представлений у детей. Задачи:Обучающие:- Совершенствование умения считать в пределах 10, закрепление навыков порядкового счета, формирование понимани...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...