Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в космос" для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Космос – это неиссякаемая тема для исследовательской деятельности, и конечно, она вызывает неподдельный интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются важными, необходимыми для них. У детей вызывает огромный интерес космическая тематика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_rr_kosmos.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» г. Сыктывкара

«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса

муниципальнöй асшорлуна учреждение

(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)

Конспект открытого занятия «Путешествие в космос»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Возраст воспитанников: 4-5 лет

Составитель:

Е.М.Жигайло (воспитатель)

Сыктывкар – 2025

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие

     Цель: Формировать у дошкольников представления о Вселенной, звездах, космосе.

Задачи:

-обогатить и расширить представления и знания детей о космосе;

-продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умение отвечать на вопросы;

- закреплять знание геометрических фигур;                         

- закреплять умение выкладывать предметы по образцу;

- развивать наблюдательность, мыслительную активность;

- расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх;

- развивать речевое дыхание;

- учить детей объединяться, выполнять игровые действия;

- формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

        Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин, инопланетянин, скафандр..

        Оборудование: фотографии космоса, планет; карточки к речевой игре « Найди лишнее», карточки с заданиями, звездочки, воздушный шарик..

        Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций о космосе; беседа на тему космонавт; постройки из конструктора «Ракета»; загадывание загадок о космосе.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости (родители). Давайте, поздороваемся  с ними.

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

 Скажите, а какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, весёлое.)

- Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение, а также нашим гостям (дети дуют с ладошек…)

- Ребята, какое время года наступило?   (наступило время года весна)

- Весна, какая? ( Солнечная, тёплая, красивая, долгожданная и т.п.)

- Какие признаки весны вы знаете? (бегут ручьи, прилетают птицы, тает снег, солнышко греет больше и т.п.)

- Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель)

- Какой праздник будет отмечать вся страна 12 апреля? ( День  Космонавтики)

- А,  почему именно 12 апреля мы празднуем День Космонавтики?  (12 апреля в космос полетел первый человек на земле, это был Ю.А.Гагарин.)

- Ребята, а что такое космос?

-Космос - это такое место, где живут луна, солнце и звезды. Космос находится очень высоко над небом. Этот необычный, огромный мир наполнен множеством звезд, планет, комет 1 СЛАЙД

- Как называется планета, на которой мы живём?

- Мы с вами живем на планете «Земля». Вот как она выглядит 2 СЛАЙД

- Земля – это единственная планета, где живут люди – вы, ребята. Посмотрите, какая она красивая! Какой она формы? (шара)

Как называют людей, которые летают в космос? (космонавты)

Ребята, а вы бы хотели стать космонавтами и полететь  в космос?

3 СЛАЙД 

- Посмотрите, пожалуйста, на картинки, на них изображены разные виды транспорта.    

- Назовите, пожалуйста, какие виды транспорта на них изображены? (Самолет, корабль, поезд, автобус, ракета).

- Ребята, на каком из них можно отправиться в комическое путешествие? (На ракете).

Раздается стук и появляется Инопланетянка Лулу

ЛУЛУ:

- Здравствуйте, ребята Меня зовут Лулу. Со мной случилась беда. Я не послушалась маму с папой,  ушла играть на край своей планеты и упала к вам на Землю.  Помогите мне, пожалуйста, вернуться домой к маме и папе. Я слышала, что вы собираетесь в космическое путешествие. Возьмите меня с собой, а я познакомлю вас разными планетами.

Педагог:  

- Ребята вы хотите помочь Лулу? Возьмем ее с собой? (ответы детей)

- А можно ли лететь в космос  в повседневной одежде? (нет)

ЛУЛУ:

- Но дело в том, что в космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек в нем не сможет дышать.

Педагог:

- Как вы думаете, ребята: «Что же мы должны на себя надеть, чтобы не замерзнуть?» (Ответы детей).

4 СЛАЙД

- А вот как выглядит костюм космонавта, он называется скафандр. Проговорите вместе со мной слово СКАФАНДР. Молодцы!

- Но для того, чтобы отправиться в полет, мы должные подготовиться, ведь космонавты много тренируются.

Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычок.

Артикуляционная гимнастика.

Чу – чу- чу  в космос полететь хочу

Им- им – им – на ракете полетим

Ны – ны – ны – долетим мы до Луны

Ой – ой-ой – затем вернёмся мы домой

- Напомните мне, пожалуйста, сто необходимо надеть для космического путешествия? (Скафандры)

-Давайте оденем скафандры.

-Внимание! Приготовиться к полёту! Пристегнуть ремни.

- Заведём двигатель ракеты - рррррррррррр

Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!  (музыка взлёт ракеты)

Итак, мы в космосе! Так выглядит космос, видите как много планет в нем.

5 СЛАЙД

ЛУЛУ: - И  на нашем пути  первая планета, которая называется Марс. Она находится дальше от Солнца, чем наша Земля. На Марсе есть лёд и значит, существует вода. Но воздуха на планете нет и поэтому она тоже необитаема. Марс иногда называют красной планетой. А знаете, почему? Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно-бурым. 

Педагог:

- А здесь у нас задание для язычка. Только выполнив его, мы сможем отправиться дальше.

Артикуляционные упражнения:

«Улыбка» 

Широка Нева-река

И улыбка широка.

Зубки все мои видны

От краев и до десны.

(улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать мышцы губ под счет от 1 до5-10)

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну

Как при долгом звуке: у-у-у.

(вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10).

«Домик»

Ротик широко открыт

Язычок спокойно спит

(слегка улыбнуться, медленно открыть рот, как для пропевания звука: а-а-а. держать рот открытм 5-10 секунд и медленно закрыть).

Чередование «Хоботок», «Улыбка», «Домик»

Улыбается ребенок

Хоботок втянул слоненок,

Вот зевает бегемот,

Широко раскрыв свой рот.

(упражнение ф форме игры «Делай, как я», поочередное движение губами в любом порядке «у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 сек.)

 ЛУЛУ:

- Умнички, с этим заданием вы справились, а значит, наш корабль может лететь дальше.

6 СЛАЙД

ЛУЛУ:

- На нашем пути  следующая загадочная планета, которая называется Венера. Она одна из самых ярких объектов  после Солнца и Луны. Тут тоже лежит конверт с заданиями.

Педагог:

- Ребята, на этой планете мы должны отгадать сложные загадки и только тогда мы сможем отправиться дальше. Слушайте внимательно цепочку загадок про «Космос».

1.Астроном – он звездочет,             2.До луны не может птица.

    Знает все на перечет!                        Долететь и прилуниться,

    Только лучше звезд видна.              Но зато умеет это.

    В небе полная…(луна).                   Делать быстрая… (ракета).

 3.У ракеты есть водитель,            4. Не фонарики, не свечи

    Невесомости любитель.                 И не искры от костра.

     По-английски: «астронавт»,        Ночью с неба они светят

А по-русски…(космонавт).              Нам до самого утра…(звезды)

   

                               5. В космосе сквозь толщу лет

                                  Ледяной летит объект

                                  Хвост его – полоска света

                                  А зовут его …(комета)

ЛУЛУ:

 - Молодцы, справились со сложными загадками.

И мы отправляемся дальше. (шум ракеты, дети идут по кругу под музыку)

7 СЛАЙД

               ЛУЛУ:    

        - А вот и самая крупная в Солнечной системе планета – Юпитер, которая крутится вокруг Солнца.

Здесь нам нужно выполнить следующее задание:

Педагог:

Речевая игра «Скажи наоборот»                                                      

Здесь перепутаны качества космонавта (какой он). Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество. Ленивый – трудолюбивый

Злой – добрый

Слабый – сильный

Медлительный – быстрый

Неряшливый – аккуратный

Глупый – умный

Старый – молодой

Трусливый – смелый

Больной – здоровый

ЛУЛУ:

- Молодцы, ребята! И с эти заданием вы справились.  Теперь мы можем отправиться дальше. (шум ракеты, дети идут по кругу)

8 СЛАЙД

Впереди нас ждет планета с кольцами – Сатурн. Посмотрите, какая она красивая. Вокруг планеты кольца. Здесь также нужно выполнить задание.

Педагог:

Игра на развитие мелкой моторики “ Ракета”.

А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
Заберем мы всех в полет

И построим Звездолет.

И Лулу сможет отправиться на нем домой.

– Давайте выложим из палочек ракету (дети подходят к столам и каждый выкладывает ракету)

Молодцы, ребята! И с эти заданием вы справились.  Теперь мы можем отправиться дальше. (шум ракеты, дети идут по кругу)

9 СЛАЙД

- Перед нами планета Меркурий. Эта планета находится ближе всех к Солнцу и на ней так жарко, что жить на этой планете невозможно.

Педагог:

Игра  «Найди лишнее»

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, что здесь лишнее. (Дети работают в подгруппах, сначала рассматривают картинки , а затем выбирают лишнюю)

10 СЛАЙД

Солнце, Юпитер, Венера, Африка

11 СЛАЙД

Ракета, спутник, лодка, луноход

12 СЛАЙД

Комета, астероид, космонавт, машина.

ЛУЛУ:

-Ребята, вы такие молодцы! Со всеми заданиями справились, а главное – помогли мне отправиться домой. Спасибо вам, большое!

Педагог:

- А тебе, ЛУЛУ, большое спасибо за знакомство с планетами. Впредь, слушайся маму и папу. До свидания

ЛУЛУ: До свидания! (улетает)

- Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданиями, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогли инопланетянке Лулу. Но нам пора возвращаться на Землю, в наш детский сад. Занимаем места в нашей ракете.  Внимание! Всем приготовится к пуску! Начать отсчёт 5, 4, 3 …0. Пуск!

- Вот мы с вами опять в нашем детском саду.

Рефлексия:

 Скажите,  вам понравилось наше путешествие?

- Что запомнилось больше всего?

- На каких планетах мы побывали с вами?

- Летали мы в космос на чём?(На ракете)

- Как звали первого космонавта? (Ю. Гагарин)

- А чтобы вы помнили о нашем путешествии, я дарю вам звёздочки. Смотрите на них и знайте, вы маленькие звёздочки своей планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель: Уточнение и закрепление математических представлений у детей. Задачи:Обучающие:- Совершенствование умения считать в пределах 10, закрепление навыков порядкового счета, формирование понимани...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...