«Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гюльмалиева Елена Викторовна

конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_zanyatie_po_tvorch_rasskazyvaniyu.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа

Подготовительная  группа  

Форма проведения

фронтальная

Форма организации

подгрупповая

Виды деятельности

Развитие речи, игровая деятельность

Тема занятия

«Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ»

Образовательная (ые) область (ти)

Речевое развитие, игра

Цель занятия:

Формирование у детей умение составлять описательный рассказ по  сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Задачи:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

- формировать у детей умение составлять творческие рассказы по мотивам содержания картины;

-учить выделять объекты, изображенные на картине;

-совершенствовать умение детей устанавливать взаимосвязь между объектами, изображенными на картине;

-закреплять умение отвечать развернутыми предложениями;

-развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

-продолжать развивать умение оценивать рассказы друг друга;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картина «Привет, белка!», картинки – изображения Волшебников, аудиозапись.

Предварительная работа

Отгадывание загадок о домашних животных, составление загадок, рассматривание картины; использование элементов ТРИЗ на разных занятиях.

Ход занятия

Этап деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

I.Вводный (Организационный этап)

Разминка: С добрым утром!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Моргают глазами

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? Ладонями поглаживают ушки.

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? Поглаживают ладошки.

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Топают ногами.

С добрым утром, солнце! Я проснулся! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце.

С добрым утром, гости!

Воспитатель загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый

По деревьям любит лазать.

                                      (белка)

Села на цветок

В цветке – хоботок!

Нектару взяла,

Сзади игла.

                 (пчела)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

                          (улитка)

Дети заинтересованы, замотивированы

Отвечают на загадки

Дети отвечают

Мотивация детей на предусматриваемую деятельность

II.Основной этап

Я вам покажи картину. (воспитатель выставляет картину "Привет, белка!" Береснёвой А Е)

А теперь давайте посмотрим на нее. Посмотрите внимательно, есть ли здесь те животные, про которых я загадала загадки?

- Кто в центре картины?

Дети по очереди называют объекты.

-Кто на переднем плане?

-Кто на заднем? (в центре, по середине, в верхнем правом углу и т.п.)

(и так про все объекты)

-Где находится улитка?

- Какая белочка? Опишите ее?

- Какое время года?

Воспитатель: Молодцы, мы хорошо поработали.

Воспитатель: Как можно назвать эту картину? (Дети дают названия, объясняют, почему они так назвали, выбирается одно)

Игра «Сыщики»

Воспитатель: Все изображенные предметы связаны. Найдите эти связи. Почему вы так решили? (Дети находят пары: белочка – пень, потому что белочка сидит на пеньке; пчела – цветок, птичка – веточка и т.п.)

Игра «Из чего сделано?»

Воспитатель: Из чего сшили футболку, кепку, ботинки мальчика? Из чего пенек?

 Воспитатель: Я хочу проверить, внимательные вы или нет? Педагог убирает картину, затем задает вопросы: «Сколько шишек?», «Сколько ягод?», «Сколько елочек?», «Сколько у мальчика на футболке голубых полосок?»

Игра «Такого же цвета»

Воспитатель: Вспомните, какого цвета пчела? Что еще может быть черного цвета в природе? (земля, туча, ночное небо). Что может быть желтого цвета? (солнце, банан и т.п.). Какого цвета цветок, на котором сидит пчела? Что может быть синего цвета? (небо, река, тучка). Белка какого цвета? (рыжая) Что может быть рыжим? (лиса, апельсин)

Игра «Волшебник»

К нам пришли волшебники «Я слышу», «Я ощущаю», «Я нюхаю»

Звучит мелодия, выставляется картинка волшебника «Я Слышу»

Воспитатель: посмотрите на картину, войдите в нее. Представьте, что вас  Волшебник «Я слышу» заколдовал и вы теперь все слышите. Что вы услышали в лесу? (Пение птиц, стрекотание кузнечика, слабый ветерок)

Звучит волшебная музыка, выставляется волшебник «Я ощущаю»

А теперь Волшебник «Я ощущаю» вас околдовал. Что вы чувствуете? (мягкая трава, колючие иголочки у елки, пушистая белка.)

Звучит волшебная музыка, выставляется картинка «Я нюхаю»

 Волшебник «Я нюхаю» подарил вам такую возможность, как почувствовать запахи, что вы чувствуете? (запах травы, деревьев, земляники)

Описывают картину, выбранную воспитателем

Дети играют в игры

Детям весело, заняты игрой

Развитие детей посредством игр и беседы по картине

Физ.минутка в любой форме

(включается музыка)

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

На нос села пчела.

Посмотрите вниз друзья.

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягоды набрали.

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Отдыхают, смена деятельности

Смена деятельности, отдых

Ознакомление с новым материалом /Самостоятельное применение знания на практике.

Прием Эмпатия

Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться вместо этих героев?

 - Сейчас вы закроете глаза (включить музыку) и попадете в картину. Открываем глаза. Лиза, кто ты?  Расскажи, что с тобой было сначала, что происходит на картине, что будет. (Ребенок составляет рассказ от имени задуманного героя)

(Я рыжая пушистая белочка, добрая, красивая. У меня хорошее настроение. Я прискакала на полянку в поисках еды. Увидела мальчика, он угостил меня орешками. Мне немножко было страшно, ведь люди могут обидеть животных, но мальчик говорил ласковым голосом, и я подошла к нему, прыгнула на пенек. Забрала орешки и унесла их в дупло.)

Составляют рассказ 3 -4 человека.

Анализ рассказа.

Воспитатель: «Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?»

Воспитатель: Давайте сочиним стихотворение про белочку.

Белка, белка, ты куда? (У меня сейчас страда)

Ты бельчонок где гулял? ( Я орешки собирал)

Дети слушают, думают, воображают

Сочиняют  вместе стихотворения и затем анализируют, делают выводы

Понять и переосмыслить  сказанное

III.Заключительный этап

Рефлексия.

Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось?

Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали.

Беседуют по занятию, уверенно отвечают

Подведение итогов занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »

Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ....

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ

Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...