Методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ
учебно-методический материал по развитию речи

Новикова Любовь Сергеевна

 Обучение детей составлению описательного рассказа по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000b05da-b9e94272.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Методика обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Цель: Обучение детей составлению описательного рассказа по картине.

 Иллюстрация к стихотворению «Мячик» А. Барто

1 Этап

Дети называют предметы, которые видят на картине, воспитатель отражает их на ватмане.

2 Этап

Производится связь предметов действиями.

1. Девочка сидит на бревне

2. На мяче сидит стрекоза

3. Мяч плывет по реке

4. По бревну бегают муравьи

5. Птицы летают по небу

6. Стрекоза сидит на камыше

7. В небе светит солнце

8. По небу плывут облака

9. По земле бегают муравьи

10. На земле растет трава

11. На траве растут цветы

12. На берегу реки лежит песок

13. По реке плывет кувшинка

14. На земле растет куст

15. На девочке одето платье

16. Девочка надела туфли

17. На земле лежит песок

18. Камни лежат на песке

19. Камни лежат на земле

20. В траве бегают муравьи

21. Камыши растут на земле

3 Этап

Слуховой анализатор

Я слышу:

- девочка плачет

- шумит вода в реке

- дует ветерок

- шелестит трава

- плюхнулся в речку мяч

- где-то голоса детей

- шумят камыши

- щебечут птицы

- летит стрекоза

- девочка топает ногами

- скрепит бревно

- кто-то шуршит в кустах

- квакают лягушки

- крякают утки

- мычат коровы

- блеют барашки

- стрекочут кузнечики

Тактильный анализатор

Я чувствую:

- волосы у девочки мягкие и волнистые

- платье на девочке ситцевое

- бревно твердое, грубое, шершавое и не ровное

- вода в речке прохладная

- мяч мокрый, твердый, легкий, прохладный

- песок возле речки мокрый

- песок рядом с травой сухой и теплый

- трава прохладная, мягкая

- у стрекозы крылышки хрупкие

- камыши мягкие

- погода жаркая

- камень твердый

- кусты колючие

- ласточка мягкая, гладкая

- мох возле бревна прохладный влажный и мягкий

- тапочки у девочки гладкие и твердые

- брызги воды

Обонятельный анализатор

Я ощущаю запах:

- болотистой воды

- цветов

- летнего ветра

- древесной коры

- камышей

- листвы

- запах ила

Вкусовой анализатор

Я пробую на вкус:

- горькая кора дерева

- вода безвкусная

- вкус травы

- клевер сладкий

- одуванчик горький

- вкус резины у мяча

- муравей кислый

- вкус мела у камня

- вкус травы у камыша

4 Этап

4.1 Картотека загадочных слов

 

Песчаный берег,  Красочный мяч

Песчаный – это состоящий из песка или покрытый слоем песка.

Примеры употребления: песчаный берег, песчаный пляж, песчаное дно, песчаная буря.

Красочный – яркий, сочный.

Примеры употребления: красочный мяч, красочная картина; красочные, яркие цвета лета.

4.2 Метод Фокальных объектов

Объект видимый

Объект по представлению реальный

Объект нереальный, фантастический

Девочка (какая?)

Игрушка (какая?)

Фея (какая?)

маленькая

интересная

сказочная

плачущая

красочная

добрая

хорошая

деревянная

волшебная

румяная

большая

радостная

рыжая

забавная

танцующая

упитанная

яркая

летающая

нарядная

музыкальная

блестящая

добрая

разноцветная

цветочная

красивая

веселая

солнечная

обиженная

обучающая

парящая

Фокальный объект  - СТРЕКОЗА

4.3 Задание на сравнение

Чем отличается камыш от ромашки?

Ответ: размером; цветом; камыш растет на болоте, а ромашка в поле;

Чем похожи бабочка и стрекоза?

Ответ: летают; есть крылья; насекомые; живут летом, любят цветы;

4.4 Составление загадок

Какой?

Что такое же?

Круглый

но не

арбуз

Прыгает

но не

заяц

Не тонет

но не

утка

Резиновый

но не

сапог

Его любят дети

но не

шоколад

Ответ: МЯЧ

Что делает?

Что такое же?

Летает

но не

птица

Гудит

но не

самолет

Полосатая

но не

зебра

Трудится

но не

муравей

Любит мед

но не

медведь

Ответ: ПЧЕЛА

4.5 Игра с открытой загадкой

Круглые как мяч

Ответ: Горошки на платье у девочки

4.6 Слова и словосочетания наоборот

Небо - земля

Трава длинная - короткая

Песок мокрый - сухой

Камни большие – маленькие

Трава пушистая – колючая

Вода прохладная – теплая

Мяч мокрый – сухой

Мох мягкий – бревно твердое

4.7 Описываем объект не называя его.

Круглое, твердое, тяжелое, большое.

Ответ: БРЕВНО

5 Этап

Дети рассуждают по картине о том, что было…, что будет…?

Выдуманная история, что было, что будет?

Что было…

В солнечный, теплый день, маленькая девочка Таня побежала гулять со своими подружками к речке, которая находилась не далеко от ее дома. Мама всегда отпускала ее погулять с соседскими девочками. У Тани был самый красивый мяч, он был ярко красного цвета и с белоснежной широкой полосой посередине. У всех было очень хорошее настроение, потому что был чудесный летний день. Девочки добежали до берега и стали играть с мячом. Но вдруг мяч покатился по склону берега к речке, ударился о бревно лежащее вдоль берега, подскочил и плюхнулся прямо в реку. Таня очень испугалась за свой мячик, она подбежала к речке и попыталась его достать, но у нее ни чего не получилось. Только мячик еще немного унесло ветром подальше от берега. И тут Таня очень громко заплакала, она смотрела на мячик, и ей казалось,  что еще чуть-чуть и ее мяч совсем утонет в реке. А девочки подружки убежали играть в прятки, до Тани доносились только их звонкие голоса и смех. Так бедная Таня осталась возле речки совсем одна. Она присела на бревно и горько-горько заплакала.

Что будет…

Услышав Танин громкий плач к реке снова подбежали девочки. Каждый хотел помочь Тане, девочки давали разные советы, но к сожалению ни один из советов не помог. И только одна из девочек, догадалась побежать к Тане домой для того что бы сообщить Таниной маме о не приятной ситуации.  Мама Тани попросила старшего сына Федю, помочь своей сестренки и достать ее мяч.

Федор побежал к реке, успокоил свою сестренку. Таня очень обрадовалась, потому что Федя был заботливым братом. Она знала, если ее старший брат рядом, значит все будет хорошо. Федя  нырнул в воду и быстро до плыл до мяча.  Достав мячик из реки, Таня так обрадовалась, что ее любимый мяч снова с ней. Таня поблагодарила Федю и сказала: «спасибо!». И все дружно пошли домой. Но по дороге домой Таня решила, что без взрослых больше ни когда не будет играть с мячом возле реки.  

6 Этап

Итог

Готовое полное описание картины

В солнечный, летний, теплый день маленькая девочка Таня сидит на большом, старом, высохшем бревне, которое лежит возле речки. Таня громко плачет, потому что ее  мячик упал в реку, и Таня не может его достать. А неподалеку слышатся голоса девочек, которые весело играют в прятки. Таня тоже хочет поиграть со своими подружками, но не может отойти от своего мяча, потому что она очень боится потерять свою самую любимую игрушку. Танин мяч все считают самым красивым, потому что он ярко красного цвета с широкой белоснежной полоской посередине. Красный и белый  цвета, самые любимые цвета Тани. Поэтому даже платье у Тани красное в крупный белый горошек. Таня очень хочет достать свой мяч, но она еще маленькая и боится залезать в воду, потому что не может плавать. Если прислушаться, то можно услышать, как квакают лягушки, стрекочут кузнечики, щебечут птицы, даже стрекоза села на Танин мяч будто все хотят помочь девочке.

https://schoolfiles.net/1988211


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ

Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...