Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
методическая разработка по развитию речи

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!

       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материалы нового поколения из методической копилки преподавателя методики речевого развития детей дошкольного возраста. Вашему вниманию предоставляется презентация (слайд- лекция) к уроку по теме: "Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию".

        Цель урока: показать методику обучения детей творческому рассказыванию; отметить пути активизации связной речи детей на таких занятиях.

       Задачи урока:

- закрепить знания студентов об основных приёмах обучения рассказыванию; сформировать понятие о значении воображения для обучения составлению творческих рассказов; способствовать освоению методики обучения творческого рассказывания детей дошкольного возраста (видах творческих рассказов; их тематике; методике проведения занятий);

- формировать самостоятельность через апробацию системы заданий теоретического и практического характера;

- воспитывать творческие способности студентов.

        «Дистанционный курс обучения по методике речевого развития дошкольного возраста» — академический образовательный проект, с большим количеством разнообразных дидактических средств обучения: архива лекций по самым разным разделам речевого развития дошкольников; видео семинаров и мастер-классов; дидактических игры и упражнений; схем и таблиц; статей и методических пособий специалистов по дошкольному воспитанию. Изучить материалы лекции по теме: «Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию» вы можете найти в прикрепленном файле  https://nsportal.ru/user/664283/page/obuchenie-det....

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД

          Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).

       Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:

          Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

       «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."

        ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.

       ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.

        Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.

С уважением, О. Г. Гольская.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей Специальность : 44. 02. 01 Дошкольное образование Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна г. Благовещенск

Слайд 2

Понятие и своеобразие творческих (придуманных) рассказов детей

Слайд 3

Психолого - педагогические предпосылки развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Слайд 4

Вопросы детского словесного творчества в трудах педагогов и учёных в области дошкольной педагогики и методики речевого развития Лев С… … … Выготский К… Н… Корнилов С… … … Л… … Рубинштейн А… … … В… … Запорожец Е… … … И… … … Тихеева Евгения Александровна Ф… … … М… … … Митрофановна Конина Лидия Александровна … … … Э… … … Павловна Короткова О… … … С... … …Ушакова (Семёнович ) (Пеньевская) ( Эльмира) (Мария) ( Флёрина) (Елизавета Ивановна) (Оксана Семёновна) (Константин Николаевич) (Сергей Леонидович) (Александр Владимирович)

Слайд 5

Педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию 1.) Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни : чтение художественной литературы, особенно познавательного характера; повседневное общение с ребёнком;

Слайд 6

- экскурсии и наблюдения;

Слайд 7

- рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, произведений искусства

Слайд 8

2.) О богащение и активизация словаря детей: 3.) Развитие поэтического слуха.

Слайд 9

4.) Влияние фольклора. 5 .) Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования ( как начать, как развить действие, чем закончить) и описания выразительных средств раскрытия образа героя ( придумать имя, описать лицо, одежду, настроение основных действующих лиц ) .

Слайд 10

6.) Правильное понимание детьми «придумать» т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» ( хотя в опыте других подобный факт мог быть ). 7.) Личность педагога . 8.) Воспитание трудолюбия.

Слайд 11

9.) Взаимодействие разных видов художественной деятельности

Слайд 12

Тематика творческих рассказов с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке»; рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».

Слайд 13

Классификация творческих рассказов 1. Рассказы реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта», «Как Катя потерялась в зоопарке»). 2. Фантастические рассказы: сказки, небылицы; стихи, загадки , считалки («Кошкины именины», «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц», «Сон Андрюши»). 3. Описания природы («Как весна шуметь умеет», «Сказка о травке», «Зима и лето», «Ветка сирени», «Рассказ про анюткины глазках», «Река осенью и весной », «Осенний букет»).

Слайд 14

Методика проведения занятий творческому рассказыванию на разных этапах обучения детей дошкольного возраста: методика обучения умению придумывания рассказов реалистического характера (ст. гр.)

Слайд 15

м етодика обучения умению придумывать сказки (ст., подг. гр.)

Слайд 16

м етодика обучения умению описания природы (подг . гр.)

Слайд 17

Методы и приёмы обучения, структура занятия творческого рассказывания I . Вводная часть. 1.1 . Сюрпризный/ игровой момент (вводная беседа/ вопрос; рассматривание предметов/ игрушек, картины, обложки книги; чтение четверостишия; сюрпризный момент; дидактические игры/ упражнения; просмотр видеофильма; прослушивание аудиозаписи музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения и т.п.). 1.2. П ластический этюд с изображением того или иного сказочного героя в разных ситуациях / тематическая , пальчиковая физкультминутка.

Слайд 18

II . Основная часть. 2.1 . Сообщение темы занятия . 2.2 . Беседа по вопросам воспитателя (рассказывание по сюжету, предложенному педагогом; использование схемы – мнемотаблицы и т.п.). 2.3 . Образец – рассказ воспитателя (образец - рассказ воспитателя, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета). 2.4 . Составление плана – рассказа (план в виде вопросов; придумывание детьми названия будущего рассказа и составление плана ). 2.5. Составление рассказа детьми (п ридумывание детьми продолжения авторского текста) – 6- 8 детей.

Слайд 19

2.6. Индивидуальная работа (в спомогательные вопросы; приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал ); приёмы совместного творчества: выбирают тему, называют персонажей – героев будущей сказки, советует план, подсказывает развитие сюжета). 2.7. Словарная работа (напоминает речевые обороты: аллегория, диалог, повторы, олицетворения, взятые из народных или авторских сказок) . 2.8. Процессуальная оценка воспитателя (с привлечением к анализу рассказов самих детей). 2.9. Прослушивание лучшего рассказа с аудиозаписи. 2.10. Физкультминутка (динамическая пауза).

Слайд 20

III . Заключительная часть. 3.1. Продуктивная деятельность – лепка, рисование, аппликация или конструирование (повторение ранее разученных стихов; чистоговорок или поговорок; драматизация отрывка литературного произведения с элементами творческого пересказа; дидактические игры или упражнения по ЗКР (ГСР или на развитие словаря); сюрпризный момент; обобщающие вопросы. 3.2. Рефлексия (итоговые вопросы).

Слайд 21

Домашнее задание Доработать конспект – лекцию по теме урока , используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга *. Составить сказку по предложенной теме, используя художественные приемы речевых оборотов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), взятые из народных или авторских сказок. Подобрать и оформить в портфолио по ТМРР дидактические игры (упражнения) на развитие воображения детей (возрастная группа на выбор студента) для организации в период прохождения педагогической практики.

Слайд 22

Источники: Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М., 1974. Ворошнина, Л.В. Творческое рассказывание / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9 . Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию / Л.В. Ворошнина // Конспекты занятий для средней группы. – Пермь, 1991. Гербова, В.В. Обучение рассказыванию / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 6 . Гербова, В.В. Рассказывание по восприятию / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 9.

Слайд 23

Карпинская Н. С. Русская народная сказка в моральном воспитании советского ребенка-дошкольника / Н. С. Карпинская. — М., 1948. Короткова , Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию / Э.П. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 6, 7 . Краслюва В. А. Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников (на материале сказок): автореф . дис . ... канд. пел. наук. — М., 1999. Логинова , В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.

Слайд 24

Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна Соловьева О. И. Русские народные волшебные сказки в воспитании детей дошкольного возраста // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. — М., 1949 . Обучение детей дошкольного возраста творческому ...nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

Эффективность использования карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Пропп  разделил сказку на  набор, состоящий из 31 карты.   Позднее они были  сокращены  до 28. Одна карта - это определённое событие сказки.Поэтому принято считать, что к...

«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...