Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Баранова Надежда Сергеевна

Творческое рассказывание по картине с использование технологии ТРИЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_rasskazyvanie_po_kartine.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое рассказывание по картине «Осенняя прогулка».

Цель: Обучение детей составлению творческого рассказа.

Задачи:

Образовательные: учить детей в процессе рассматривания картины выделять объекты, характеризовать их и устанавливать между ними взаимосвязи; учить выстраивать грамматические конструкции с использованием различных частей речи (предлогов, прилагательных, глаголов); формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл.

Развивающие: развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность, слуховую и зрительную память; развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине.

Воспитательные: прививать любовь к осени как времени года, воспитывать желание любоваться осенним пейзажем, видеть в осени прекрасное.

Материалы и оборудование: картина «Осенняя прогулка», набор картинок с изображениями объектов картины «Осенняя прогулка», альбомные листы, схемы-картинки для составления загадок, атрибуты для «оживления» картины (макет пенька, ведерко с осенним букетом, шапочки белки, ежа, кленовая и дубовая веточки, гроздья рябины, кепки и шапочки для детей, мяч).

Ход занятия

Организационный момент

«Мой бубенчик озорной

Всех ребят мне в круг построй!»

Мотивационно-ориентировочный этап.

В: Послушайте загадку:

Лист берёзовый летит,

Все затихло, лес молчит,

Отчего же это вдруг

Пожелтело все вокруг?

О каком времени года эта загадка?

В: А какое настроение у вас вызывает осень?

В: Я прочту вам отрывок из рассказа Константина Ушинского «Четыре желания», а вы внимательно его послушайте.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

В: А вы как думаете? Почему?

Поисковый этап.

В: Как вы думаете, что нарисовано на этой картине? (Картина повернута обратной стороной). Какое время года? (Воспитатель поворачивает картину).

В: Давайте рассмотрим картину повнимательнее. Нам понадобится подзорная труба. Вы рассматриваете картину в «подзорную трубу» и называете только один объект. (Например: мальчик в голубой кепке, девочка красной шапочке, белка, ежик, мальчик в красной кепке, девочка в зеленой шапочке, береза, клен, дуб, рябина.)

В: Вы были внимательны и назвали много объектов. А сможете ли вы по описанию отгадать объект с картины, который загадаю я? (Воспитатель описывает один из предметов на картинке, не называя его. Дети отгадывают).

В: А теперь вы загадайте объект с картины и опишите его, а мы отгадаем. (Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь).

В: А теперь поменяем правила игры. Я загадаю объект. Вы мне будете задавать вопросы, а я буду отвечать на них только «Да» или «Нет». (Воспитатель загадывает белочку или ежа).

В: Давайте попробуем сочинить о еже загадку (Во время работы воспитатель выставляет на мольберте картинки-подсказки):

Этот зверь какой? колючий, как что? (Как ель.)

Он серый, как кто? (Как мышь.)

И живёт где? (В лесу).

В: Вот что у нас получилось:

Этот зверь колючий, как ель,

Серый, как мышь,

И живёт в лесу.

В: А можно составить загадку и по-другому:

Колючий, но не ель,

Серый, но не мышь,

А живёт в лесу.

Кто это?

В: Давайте поиграем в игру «Я предмет, а ты моя частичка». Я буду называть объект, а вы мне часть этого объекта, например: ежик - иголки. (Дерево – листья, белка – хвост, рябина – ягоды, елка – иголки, речка – вода, веточка – листья, дуб – желуди и т.д. Игра проводится в кругу с мячом).

В: Посмотрите на картину. Какое время года нарисовано на картине?

В: Постарайтесь убедить меня, что художник нарисовал осень.

В: Вам нравится картина? Как бы вы ее назвали? (Дети предлагают свои варианты).

В: Художник назвал картину «Осенняя прогулка».

В: Как вы думаете, эта картина сказочная или описывает реальные события? Почему?

В: Я думаю, что на картине нарисована поздняя осень. А вы? Обоснуйте свой ответ.

Практический этап.

В: А теперь мы с вами попробуем эту картину оживить. Поиграем в игру «Займи свое место в картине». Вы «превратитесь» в один из объектов на картине, объясните словами свое местонахождение относительно других объектов, изображенных на картине, а затем встанете на ковре. А для ориентира я поставлю пенек, а на него ведерко с осенним букетом.

(Воспитатель предлагает детям выбрать фрагмент картины, на котором изображен персонаж, и подойти к столу с атрибутами: шапочки белки, ежа, кленовая и дубовая веточки, гроздья рябины, кепки и шапочки для детей. В процессе оживления картины воспитатель помогает детям сориентироваться с помощью наводящих вопросов: Где ты встанешь относительно березы? Если ты ежик, где тебе надо расположиться? Если ты клен, где ты встанешь? И т.д.).

Береза: Я береза, я нахожусь впереди всех, значит, я встаю к окну.

Мальчик: Я мальчик в синей кепке, на картине я стою рядом с березой. Значит, я встану справа от березы.

Белка: Я белка, нахожусь на березе, но выше мальчика. Значит, я встану между березой и мальчиком в синей кепке.

Мальчик: Я мальчик в красной кепке, я присяду недалеко от мальчика в синей кепке и буду гладить ежика.

Ежик: Я ежик, нахожусь между мальчиком в синей кепке и красной кепке, поэтому я встану между ними.

Девочка: Я девочка в зеленой шапочке, на картине я стою рядом с осенним букетом. Значит, я встану рядом с осенним букетом.

Девочка: Я девочка в красной шапочке. На картине я стою рядом с девочкой в зеленой шапочке. Значит, я встану рядом с девочкой в зеленой шапочке.

Клен: Я клен, на картине я нахожусь за осенним букетом. Значит, я встану за осенним букетом.

Рябина: Я рябина. На картине я нахожусь сзади березы, но между березой и мальчиком в синей кепке. Значит, я встану между березой и мальчиком в синей кепке.

В: Посмотрите, какая картина у нас получилась. (Воспитатель дает образец рассказа по картине). На картине изображены мальчики и девочки, которые гуляют в осеннем парке на берегу реки. В нем растут клены, дубы и рябины. Дети собрали букет из осенних листьев. Девочка в зеленой шапочке держит кленовую веточку. Девочка в красной шапочке держит веточку с желудями и просит у подружки веточку клена, чтобы сделать осенний букет. А мальчики увидели лесных обитателей. Мальчик в красной бейсболке увидел ежа и решил его погладить. А мальчик в синей кепке увидел скачущую по березе белку. Вот как интересно прошла прогулка у детей.

Рефлексия:

В: Ну что, понравилась вам картина? А чей творческий рассказ вам сегодня понравился? Вы хорошо сегодня потрудились, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение рассказыванию по картине с использованием технологии ТРИЗ и РТВ »

Обучение рассказыванию по картине с использованием приемов ТРИЗ....

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....