Проект «Пересказы круглый год»
проект по развитию речи
Дети с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) испытывают трудности в выстраивании связного высказывания, поэтому необходим постоянный поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно - педагогической работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 303.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
ПРОЕКТ
«Пересказы круглый год»
Разработала:
Заварыкина Альбина Алексеевна
учитель – логопед
2024 г.
Проект «Пересказы круглый год»
Проблема:
Дети с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) испытывают трудности в выстраивании связного высказывания, поэтому необходим постоянный поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно - педагогической работы.
Тип проекта: игровой.
По характеру контактов: осуществляется в контакте с воспитателями, специалистами ДОО, родителями (законными представителями ) воспитанников, педагогический коллектив: учитель - логопед, воспитатель, педагог -психолог.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024 г
1 этап: Целеполагание.
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление и речь ребенка развивают с помощью специальных схем, алгоритмов, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание.
Метод наглядного моделирования является эффективным средством коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелой речевой патологией, поскольку мыслительные задачи у этих детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального
Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, и способствует правильному восприятию окружающего мира, расширению запаса сведений, представлений, увеличению речевых возможностей.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, алгоритмы и схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- развития всех компонентов речевой системы;
-развитие мотивации к занятиям по развитию связной речи.
Цель: развитие и речевых и познавательных способностей детей с общим недоразвитием речи и мотивации к логопедическим занятиям через использование метода наглядного моделирования в коррекционно – педагогическом процессе.
Задачи:
- развивать понимания речи (лексических значений, грамматических категорий);
- развивать психологическую базу речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);
- обогащать словарь названиями предметов и признаков; способов словообразования, построения описательных предложений и т.п.
- способствовать формированию фразовой речи, практическому усвоению грамматических конструкций;
- способствовать умственному развитию детей, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления;
- развивать коммуникативные навыки воспитанников.
Ожидаемый результат:
- использование метода наглядного моделирования будет способствовать формированию компонентов речевой системы: развитию фонематических процессов, грамматического строя, связной речи, обогащению словаря;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в «Едином речевом режиме»;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями);
- создание системы коррекционно –педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, с использованием моделирования;
- развитие их способностей в речевом и познавательном развитии;
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- внедрение опыта работы в общеразвивающие группы с целью профилактики речевых нарушений у воспитанников ДОО;
- обогащение предметно – развивающей среды посредством авторских разработок дидактических игр и пособий с использованием наглядного моделирования.
2 этап: Разработка проекта.
- Выделение проблемы, определение цели проекта, его мотивации, прогнозирование результата.
- Анализ существующего опыта и методической литературы по проблеме, создание условий для реализации проекта.
- Планирование мероприятий с вовлечением детей, специалистов, родителей.
- Педагогическая диагностика условий и результатов в воспитании и развитии ребенка.
- Разработка системы коррекционных занятий с использованием предметного моделирования, предметно-схематических моделей, моделирование сказки или рассказа о природе.
- Подведение итогов реализации проекта, разработка рекомендаций, консультаций для воспитателей и специалистов, родителей, определение перспектив дальнейшего развития.
3 этап: Реализация проекта.
Учитель - логопед | Воспитатель | Педагог - психолог | Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Задачи | |||
зарисовке сказок; -развивать способность к практическому и умственному моделированию |
-закреплять умения использовать модель в качестве плана при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок. |
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. | -повышать интерес родителей к коррекционной работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений. |
Содержание деятельности | |||
моделирования, схем, мнемотаблиц;
«Знакомство со сказкой», «Рассказ – образец при обучении |
| -использование на индивидуальных занятиях приемов мнемотехники направленных на развитие памяти и мышления; -организация проведение Дидактических игр с использованием моделирования. | -применение данных Рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам. |
моделирования, схем, мнемотаблиц;
«Знакомство со сказкой», «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию»; -цикл консультаций для воспитателей «Наглядное моделирование в системе работы с детьми ОНР», «Использование символов в работе над звуками». -пополнение развивающей среды наглядными пособиями, схемами, | -включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
| -использование на индивидуальных занятияхприемов мнемотехники направленных на развитиепамяти и мышления; -организация проведение дидактических игрс использованием моделирования. | -применение данных Рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам. |
Работа с детьми | |||
«Весна», «Зимнее развлечение», «Хлеб» и т.д., пословиц и поговорок;
«Фрукты», «Посуда» (по другим лексическим темам);
домик?» | - рассказывание русских народных сказок по моделям: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др. -зарисовка наблюдений, опытов с помощью моделей |
«Заполни квадрат» | -повторение стихотворений по знакомым моделям;
|
Список литературы:
- Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.//Логопед, 2009, №5
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Л., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, СПб., 2009
- Стукалина В.П. Система обучения детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М.,
«Первое сентября»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород круглый год"
Тема проекта: Огород круглый год»(средняя группа) Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: педагоги, дети, родители группы.Срок проведения: февраль, март, апрель.Актуальность...

Познавательный проект "Огород круглый год"
"Огород круглый год"В соответствие с ФГТ содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение различных целей, одна из которых развитие у детей познавательных интересов, формирование...

Исследовательский проект "Огород круглый год"
В данном материале предоставлена информация к моему исследовательскому проекту, в последствии будут выложены материал по данной работе...

проект "Пересказ русской народной сказки "Репка" методом наглядного моделирования"
Проект по разделу ОО « Развитие речи»Проблема: Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа в...



