Проект «Пересказы круглый год»
проект по развитию речи

Заварыкина Альбина Алексеевна

Дети с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) испытывают трудности в выстраивании связного высказывания, поэтому необходим постоянный поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно - педагогической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx303.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

ПРОЕКТ

«Пересказы круглый год»

BBRIzXBzxnI.jpg

Разработала:

Заварыкина Альбина Алексеевна

учитель – логопед

2024 г.

Проект «Пересказы круглый год»

Проблема:

Дети с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) испытывают трудности в выстраивании связного высказывания, поэтому необходим постоянный поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно - педагогической работы.

Тип проекта: игровой.

По характеру контактов: осуществляется в контакте с воспитателями, специалистами ДОО, родителями (законными представителями ) воспитанников, педагогический коллектив: учитель - логопед, воспитатель, педагог -психолог.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: сентябрь 2023 - май 2024 г

1 этап: Целеполагание.

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление и речь ребенка развивают с помощью специальных схем, алгоритмов, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание.

Метод наглядного моделирования является эффективным средством коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелой речевой патологией, поскольку мыслительные задачи у этих детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, и способствует правильному восприятию окружающего мира, расширению запаса сведений, представлений, увеличению речевых возможностей.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, алгоритмы и схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  • развития всех компонентов речевой системы;

-развитие мотивации к занятиям по развитию связной речи.

Цель: развитие и речевых и познавательных способностей детей с общим недоразвитием речи и мотивации к логопедическим занятиям через использование метода наглядного моделирования в коррекционно – педагогическом процессе.

Задачи:

  • развивать понимания речи (лексических значений, грамматических категорий);
  • развивать психологическую базу речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);

-        обогащать        словарь        названиями        предметов        и        признаков;        способов        словообразования,        построения описательных предложений и т.п.

  • способствовать формированию фразовой речи, практическому усвоению грамматических конструкций;
  • способствовать умственному развитию детей, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления;
  • развивать коммуникативные навыки воспитанников.

Ожидаемый результат:

  • использование        метода        наглядного        моделирования        будет        способствовать        формированию        компонентов        речевой системы:        развитию фонематических процессов, грамматического строя, связной речи, обогащению словаря;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса в «Едином речевом режиме»;
  • эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями);
  • создание системы коррекционно –педагогической        работы        с        детьми, имеющими тяжелые нарушения речи,        с использованием моделирования;
  • развитие их способностей в речевом и познавательном развитии;
  • повышение мотивации к логопедическим занятиям;
  • внедрение опыта работы в общеразвивающие группы с целью профилактики речевых нарушений у воспитанников ДОО;
  • обогащение предметно – развивающей среды посредством авторских разработок дидактических игр и пособий с использованием наглядного моделирования.

2 этап: Разработка проекта.

  1. Выделение проблемы, определение цели проекта, его мотивации, прогнозирование результата.
  2. Анализ существующего опыта и методической литературы по проблеме, создание условий для реализации проекта.
  3. Планирование мероприятий с вовлечением детей, специалистов, родителей.
  4. Педагогическая диагностика условий и результатов в воспитании и развитии ребенка.
  5. Разработка системы коррекционных занятий с использованием предметного моделирования, предметно-схематических моделей, моделирование сказки или рассказа о природе.
  6. Подведение итогов реализации проекта, разработка рекомендаций, консультаций для воспитателей и специалистов, родителей, определение перспектив дальнейшего развития.

3 этап: Реализация проекта.

Учитель - логопед

Воспитатель

Педагог - психолог

Взаимодействие с родителями

(законными

представителями)

Задачи

  • познакомить детей со знаковой символикой и внести ее в речевую деятельность; научить соотносить слово или выражение с изображением,        наиболее подходящим по смыслу;
  • познакомить с графической аналогией  при  составлении  и

зарисовке сказок;

-развивать        способность к

практическому        и        умственному моделированию

  • обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира;

-закреплять умения использовать модель в качестве                плана при составлении описательных рассказов,                заучивании

стихотворений, рассказывании сказок.

  • развивать основные психические процессы – память,        внимание, мышление; формируя приемы работы с памятью;
  • развивать у детей умственную активность,

наблюдательность,

умение        сравнивать,

выделять существенные признаки.

-повышать интерес родителей к

коррекционной работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений.

Содержание деятельности

  • проведение, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием        наглядного

моделирования,        схем, мнемотаблиц;

  • разработка системы занятий с применением данной технологии;
  • повышать интерес родителей к коррекционной работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений через консультации: «Приемы обучения детей        рассказыванию»,

«Знакомство со сказкой»,

«Рассказ – образец при обучении

  • включение элементов моделирования        в познавательные занятия и занятия по развитию речи;
  • заучивание стихотворений с помощью схем;
  • пополнение развивающей среды        мнемотаблицами, схемами,                алгоритмами последовательности описания предметов и явлений;

-использование на

индивидуальных

занятиях                приемов мнемотехники направленных на развитие памяти                и мышления;

-организация проведение

Дидактических игр        с использованием моделирования.

-применение        данных

Рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам.

  • проведение, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием наглядного

моделирования, схем, мнемотаблиц;

  • разработка системы занятий с применением данной технологии;
  • повышать интерес родителей к коррекционной работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений через консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию»,

«Знакомство со сказкой»,

«Рассказ – образец при обучении

детей рассказыванию»;

-цикл        консультаций        для воспитателей        «Наглядное моделирование в системе работы с детьми ОНР», «Использование символов в работе над звуками».

-пополнение развивающей среды

наглядными пособиями, схемами,

-включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

  • заучивание стихотворений с помощью схем;
  • пополнение развивающей среды        мнемотаблицами, схемами,                алгоритмами последовательности описания предметов и явлений;

-использование на

индивидуальных

занятияхприемов мнемотехники направленных на развитиепамяти                и мышления;

-организация проведение

дидактических        игрс использованием моделирования.

-применение        данных

Рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам.

Работа с детьми

  • обучение детей пересказу методом моделирования сказок (выкладывание цепочки модели сказки) «Теремок», «Курочка ряба», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и   волк»,   «Заяц   –   хваста», «Заюшкина избушка».
  • заучивание   стихотворений

«Весна»,  «Зимнее  развлечение»,

«Хлеб»  и  т.д.,  пословиц  и поговорок;

  • обучение составлению рассказов по модели: «Одежда», «Овощи»,

«Фрукты», «Посуда» (по другим лексическим темам);

  • работа с моделями слов – существительных, слов – действий, слов – признаков для составления        простых предложений;
  • игры с использованием наглядных моделей, алгоритмов, схем: «Найди отличия» «Где, чей

домик?»

-        рассказывание        русских народных сказок по моделям:

«Репка»,        «Колобок»,        «Три медведя», «Теремок» и др.

-зарисовка        наблюдений, опытов с помощью моделей

  • пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Четыре желания»,        «Про снежный колобок»;
  • проведение игр на развитие         памяти, мышления с опорой на схемы,        модели:

«Заполни квадрат»

-повторение стихотворений по знакомым моделям;

  • зарисовка сказок с помощью схем, моделей;
  • помощь в изготовлении дидактических игр и пособий

Список литературы:

  1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.//Логопед, 2009, №5
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Л., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007

  1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, СПб., 2009
  2. Стукалина В.П. Система обучения детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М.,

«Первое сентября»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород круглый год"

Тема проекта: Огород круглый год»(средняя группа) Вид проекта: исследовательский.Участники  проекта: педагоги, дети, родители группы.Срок проведения: февраль, март, апрель.Актуальность...

Познавательный проект "Огород круглый год"

"Огород круглый год"В соответствие с ФГТ содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение различных целей, одна из которых развитие у детей познавательных интересов, формирование...

Исследовательский проект "Огород круглый год"

В данном материале предоставлена информация к моему исследовательскому проекту, в последствии будут выложены материал по данной работе...

Проект "Огород круглый год"

Проект предназначен для детей и родителей младших групп детского сада...

проект "Пересказ русской народной сказки "Репка" методом наглядного моделирования"

Проект по разделу ОО «  Развитие речи»Проблема: Овладение родным языком, развитие речи является одним из главных в развитии ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа в...