К 80-летию победы, рассказ-эссе с детьми с ЗПР 7 лет
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Котина Наталья Александровна

Рассказ-эссе может использоваться воспитателями детей 5-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_80-letiyu_velikoy_pobedy.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Герои блокадного Ленинграда.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

(Юрий Воронов)

Однажды мы возвращались с дочерью с прогулки и очень проголодались. Зайдя в булочную, купили хрустящий и теплый батон.

- Мама, я так хочу кушать, можно я откушу горбушку? – спросила дочь нетерпеливо.

- Неужели не потерпишь?

- Мама, я даже не представляю, как можно терпеть, когда несешь в руках такой вкусный и свежий хлеб.

И тогда я подумала, ведь мы много слышим и знаем о героях войны, о военных и их подвигах. Но ведь были и такие подвиги, о которых мы мало знаем, и о которых не знают наши дети.

Подвиги, которые могут научить детей чему-то правильному, человечному.

В блокадном Ленинграде, отрезанному от всего остального мира, голодающему и умирающему, тоже было место подвигу. И его совершали обычные, простые люди, люди мирных профессий.

Историю про таких героев, я и решила поведать дочери.

Война застала Даниила Ивановича Кютинена на рабочем месте. Он был обычным пекарем, работал в булочной и делал восхитительный хлеб. Война и блокада, внесла в его работу свои коррективы. Муки становилось все меньше и меньше, нормы хлеба на человека уменьшались с каждым месяцем.  

После авианалета фашистских бомбардировщиков на Бадаевские склады, в пожаре сгорела значительная часть продовольственных запасов города. Это было одно из самых трагических событий блокады. Муки оставалось всего на 2 месяца. Пекарям приходилось использовать все свое мастерство, чтобы приготовить хлеб.

В последствии его состав стал выглядел так: пищевая целлюлоза, жмых, обойная пыль, выбойки из мешков, хвоя, ржаная обойная мука.

В воспоминаниях, переживших блокаду, этот хлеб описывался такими словами:

«До сих пор помню этот маленький, толщиной не больше 3 см, черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться, и очень вкусный! Хотя, знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах».

Даниил Иванович, работал в три смены, чтобы накормить жителей блокадного Ленинграда. Он голодал сам, но понимал, что от него зависит многое. И ни смотря на то, что вокруг было множество шансов утолить свой голод, он не прикоснулся ни к единой крошке.

Кютинен умер на рабочем месте, умер от недоедания и дистрофии, умер, не позволив себе лишнее, ради спасения города и его жителей.

Другие герои Блокадного Ленинграда -  это семейная пара ученых, агрономов -  Ольга Воскресенская и Вадим Лехнович, работники Института Растениеводства.

Они занимались выращиванием различных культур овощей. Собирали и отбирали лучшие образцы, чтобы в последствии распространить эти сорта для огородов и полей всей страны.

Во время блокады города, Ольга и Вадим, так же, как и все страдали от истощения и нехватки еды. Они были лишены сил, но продолжали ходить на работу. Зимой через сугробы и нечищеные улицы они добирались до работы несколько часов. Чтобы бороться за  сохранность своего семенного фонда, от крыс. В последствии они даже стали жить на работе, так как сил на дорогу катастрофически не хватало.

Весной у них появилась идея, высадить имеющийся картофель в грунт, чтоб накормить урожаем голодающих жителей Ленинграда. Стали искать все возможные места для посадки. В ход пошли скверы и парки города. Вокруг Марсового поля, вся земля была использована для выращивания картофеля. Ольга и Вадим, собирали жителей на лекции и готовили специалистов по картофелеводству. Лично обходили все участки, контролировали и консультировали горожан.

Ольга Александровна, получив при бомбежке травму головы, стала терять зрение, но продолжала работать и даже смогла на ощупь помочь систематизировать оставшиеся образцы картофеля. Труд и Подвиг Воскресенской и Лехновича в сохранении культуры картофеля, послужил толчком в развитии картофелеводства в стране.

Так же, как и остальные работники Института Растениеводства, имея рядом с собой запасы в десятки килограммов риса, кукурузы, гречихи, проса и других культур. Умирая от голода, они не позволяли тронуть из этого фонда ни грамма, ни зернышка.

Все жители Ленинграда старались быть полезными своему городу. Каждый вкладывал душу и сердце в свою работу. Нес частичку тепла.

 Как несла эту частичку в каждый дом поэтесса, прозаик Ольга Берггольц, она вела радиопередачи, ее называли «голосом и музой блокадного Ленинграда».  Она провела все 900 дней в блокадном городе, посвятила две поэмы ее защитникам, испытывающим ужасные лишения голод и холод, но не сломленным.

 Радиослушатели знали, пока звучит ее голос в эфире – город не сдался, город живет. И будет жить, назло врагу!

«…Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто

Жители Ленинграда подвергались ежедневным вражеским артобстрелам и бомбардировкам. Фашистские наводчики орудий находили хорошо видимые ориентиры в центре города. Купола и шпили исторических зданий. Чтобы нанести максимальный урон и ущерб ленинградцам.

Михаил Михайлович Бобров, был спортсменом-альпинистом. Он мог вместе с остальными членами команды альпинистов, покинуть город во время эвакуации. Но остался, так как знал, его умение и подготовка пригодятся в городе.

 Зимней ночью в жуткий сорокаградусный мороз бригада альпинистов, борясь с холодным ветром, забиралась на шпиль Петропавловского Собора. На головокружительной высоте в 122 метра, замершими пальцами, работали кистями, чтобы закрасить золотой шпиль серой краской. Дабы он слился с окружавшей архитектурой и перестал быть видимым фашистским наводчикам.

Таким образом, простые парни, спортсмены-альпинисты совершали свои подвиги, спасая жизни ленинградцам и сохраняя для потомков уникальные памятники архитектуры.

«Никто не забыт и ничто не забыто»

Мы шли домой молча, каждый думал о своем. Дочка бережно прижимала к груди хлеб, смотря своими детскими счастливыми глазами в чистое и безоблачное небо города. Города пережившего блокаду. Города помнящего каждого своего жителя. Города чтящего каждого своего героя. И лишь солнце играло золотом на шпиле Петропавловской крепости.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

                            (О.Берггольц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «70-летию Победы посвящается»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».Цели и задачи...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

План мероприятий, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне с детьми второй младше – средней группы «Пчелки».

План мероприятий, посвящённых75-летию   Победы в Великой Отечественной войне с детьми второй младше – средней группы «Пчелки». Февраль:1.Рассматривание иллюстраци...

Творческий проект с детьми младшей группы по патриотическому воспитанию «Этот День Победы», посвященный 79ти летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.

Цель:продолжать формировать знания детей о Великой Отечественной войне через разные виды деятельности (игровой, творческий, познавательный) Задачи:· Воспитывать нравственно-патриотиче...

Рассказ – эссе педагогического опыта «Нестандартные приемы использования игровых наборов «Дары Фрёбеля» в дидактических играх с детьми старшего дошкольного возраста» для участия во всероссийском конкурсе «Педагогические секреты».

Рассказ – эссе  педагогического опыта «Нестандартные приемы использования игровых наборов «Дары Фрёбеля» в дидактических играх с детьми старшего дошкольного возраста»...