Воображение и творческое мышление Сборник игр, адаптированных для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. (Технология ТРИЗ)
картотека по развитию речи (старшая группа)

Коваленко Наталья Михайловна

Применение технологии ТРИЗ в работе позволяет разнообразить занятия с детьми, сделать их более интересными, а, следовательно, эффективными, что приводит к развитию у детей таких качеств мышления, как гибкость, системность, а также исправление речевых недостатков, поисковой активности, стремление к развитию творческого воображения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.  Иркутска  детский сад № 97

Воображение и творческое мышление

Сборник игр, адаптированных для детей с ТНР старшего  дошкольного возраста.

(Технология ТРИЗ)

Подготовила:  воспитатель                                                                      Наталья  Михайловна Коваленко

                           

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0cb7/0003a2ae-b957e0ee/hello_html_7b3b4ab6.png

Применение технологии ТРИЗ в работе позволяет разнообразить занятия с детьми, сделать их более интересными, а, следовательно, эффективными, что приводит к развитию у детей таких качеств мышления, как гибкость, системность, а также исправление речевых недостатков, поисковой активности, стремление к развитию творческого воображения. Занятия с использованием методов и приемов ТРИЗ – это, прежде всего, игра. Поэтому применение ТРИЗ-технологии  в коррекционно-развивающей работе значительно повышает её эффективность.

С помощью технологии ТРИЗ у детей  совершенствуются все стороны речевого развития:

•        Владение речью как средством общения;

•        Обогащение активного словаря;

•        Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

•        Развитие речевого творчества;

•        Развитие звуковой и интонационной культуры речи;

•        Знакомство с детской литературой.  

Игры на развитие творческого воображения

и мышления.

ПО КРУГУ

Цель: автоматизация определенного звука, обогащение и активизация словаря прилагательных в речи.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕПОЧКЕ

Цель: автоматизация определенного звука; развитие навыка строить  предложения, устанавливая причинно-следственную связь между словами.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

АНТИЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

Цель: автоматизация определенного звука, развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.

Оборудование: подготовить две группы  карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы педагог перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д. 

ПАРОВОЗ

Цель: автоматизация определенного звука; умение креативно мыслить,  находить логическую связь между словами.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет  рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку,  прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет,  почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

НЕОБЫЧНЫЕ ЗАГАДКИ

Цель: автоматизация определенного звука, развитие творческого воображения в речи.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, воспитатель дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.

В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

ЧТО ТАКИМ БЫВАЕТ?

Цель: автоматизация определенного звука, умение составлять словосочетания (прил. +сущ.)

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Воспитатель задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим? Лёгким? Тяжёлым?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка  синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

ЗАПОМИНАЙ-КА

Цель: автоматизация определенного звука, умение устанавливать причинно-следственную связь между картинками.

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Педагог  предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь - велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

 После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Цель: автоматизация определенного звука, умение составлять словосочетания (гл. + сущ.)

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Педагог задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

«ПОЛИНОМЫ ФАНТАЗИИ»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности детей.

Загадать любое слово из 3 букв. Д   О     М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

Цель: развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Ход игры: Расскажи это стихотворение ласково, жалобно, удивлённо, безразлично.

Звуки С и З

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Звуки С и Ш

Пылесос, пылесос!

Ты куда суешь свой нос?

— Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Вашей пылью я дышу!

Звуки Л и Р

Взял Егор в углу топор.

С топором пошёл во двор.

Стал чинить Егор забор.

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Поищи и ты топор.

Таким образом, ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь, а так же автоматизировать поставленные учителем-логопедом звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

Конспект "Весна" для детей среднего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)

Конспект разработан для образовательной области Речевое развитие с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ...

Использование игрового пособия "Кольца Луллия" в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (Технология ТРИЗ). ЧАСТЬ 1

Разговорчивые игры! Игровое пособие "Кольца Луллия" как универсальное дидактическое средство в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Планирование работы по развитию инженерного мышления в группах старшего возраста (технология ТРИЗ)

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности,направленной на исследование,создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники.Главное в инженерном мышлении-р...

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ)

Занятие построено на эффективных и запоминающихся методах работы (технология ТРИЗ), при которых дети становятся не объектами, а субъектами, т.е. активными участниками, инициаторами деятельности....

Технологическая карта занятия по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (технология ТРИЗ).

Занятия, построенные на методах технологии ТРИЗ, дают возможность воспитывать творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на прблемы, умеющих находить собственное решение, открыто высказывать смелы...