Методическая разработка «Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель разработки:
Создание условий для эффективного развития памяти, внимания и речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов мнемотехники.
Актуальность проблемы:
Развитие современных технологий ведет к изменению восприятия информации детьми. Традиционные методы запоминания часто оказываются неэффективными. Использование приемов мнемотехники позволяет сделать процесс усвоения новой информации увлекательным и доступным детям старшего дошкольного возраста.
Основные понятия:
- Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций между элементами материала.
- Ассоциация — связь образов, представлений, понятий, выражающаяся в том, что одно представление вызывает другое.
- Дошкольник старший возраст — дети от пяти до семи лет.
Цели и задачи занятия:
Цель: Развитие способностей ребенка к осознанному восприятию и сохранению учебной информации путем формирования зрительных образов и активизации процессов долговременной памяти.
Задачи:
- Формирование устойчивых связей между предметами и явлениями окружающей действительности.
- Обучение основным приемам запоминания через визуализацию, звуковые ассоциации и символические обозначения.
- Повышение интереса детей к познавательной деятельности и развитию мыслительной активности.
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный
Разработка плана занятий, подбор наглядного материала, подготовка дидактического пособия.
II этап — основной
Проведение систематической работы с использованием игровых методик, заданий на развитие образного мышления и способности устанавливать связи между объектами.
III этап — итоговый
Оценка эффективности проведенной работы через контроль качества усвоенных знаний, наблюдения за изменениями поведения и динамики общего уровня интеллектуального развития детей.
Формы организации образовательной деятельности:
- Фронтальные групповые занятия,
- Индивидуальная работа с ребенком,
- Игровые формы взаимодействия (например, игры типа «Запоминаем сказку», «Что лишнее?»),
- Подвижные игры («Путешествие», «Собери картинку»).
Примеры упражнений:
1. Игра «Сказочный поезд»: Дети выстраиваются в цепочку друг за другом, каждый называет предмет, животное или растение, соответствующее тематике сказки. Задача следующего участника вспомнить и назвать предыдущий элемент цепи.
2. Упражнение «Картинка-помощница»: Показываются карточки с изображением предметов, задача ребёнка заключается в описании каждого предмета несколькими словами, позволяющими легко запомнить слово (ассоциации).
Рекомендации педагогам и родителям:
1. Создавать ситуации успеха, стимулируя положительное отношение ребенка к процессу обучения.
2. Использовать яркие и привлекательные материалы, способствующие быстрому формированию устойчивых ассоциативных связей.
3. Регулярно повторять пройденный материал в игровой форме, поощряя самостоятельность и инициативу.
Список используемой литературы:
1. Алексеев Н.Г., Ярмакеев А.Н. Психология детской памяти. М.: Просвещение, 2018.
2. Безруких М.М., Хохлова Т.П. Мнемотехника: современные подходы к обучению. СПб.: Издательство ПИТЕР, 2020.
3. Дьяченко О.М. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2017.
4. Запорожец А.В. Воспитание внимания и воображения дошкольников. Минск: Полиформат, 2019.
5. Матюшкин А.М. Развитие умственных способностей старших дошкольников. Екатеринбург: Урал-Пресс, 2021.
6. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. М.: Академия, 2016.
7. Тихомирова Л.Ф. Основы психологии детского возраста. Москва: Юрайт, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1. Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал...

Методическая разработка использования технологии "Игровой стретчинг" с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям дошкольных организаций. Содержит методику обучения, упражнения из разных исходных положений, подвижные игры и двигательные сказки....
Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раскрывается актуальность использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста".
В настоящее время из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией, повышается актуальность использования игр развивающего характера. Телевидение, радио, интернет увеличили и разнообразили пото...

Методическая разработка "Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин»....

Методическая разработка для педагогов на тему " Использование перфокарт для работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Данная матодическая разработка предназначена не только для педагогов и детей старшего дошкольного возраста , но и ихродителей. Опыт применения перфокарт показал, что тестовый контроль позволяет ...
