Методическая разработка «Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Жданова Дарья Андреевна
Методическая разработка
«Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
 
Цель разработки:
Создание условий для эффективного развития памяти, внимания и речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов мнемотехники.
Актуальность проблемы:
Развитие современных технологий ведет к изменению восприятия информации детьми. Традиционные методы запоминания часто оказываются неэффективными. Использование приемов мнемотехники позволяет сделать процесс усвоения новой информации увлекательным и доступным детям старшего дошкольного возраста.
Основные понятия:
- Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций между элементами материала.
- Ассоциация — связь образов, представлений, понятий, выражающаяся в том, что одно представление вызывает другое.
- Дошкольник старший возраст — дети от пяти до семи лет.
Цели и задачи занятия:
Цель: Развитие способностей ребенка к осознанному восприятию и сохранению учебной информации путем формирования зрительных образов и активизации процессов долговременной памяти.
Задачи:
- Формирование устойчивых связей между предметами и явлениями окружающей действительности.
- Обучение основным приемам запоминания через визуализацию, звуковые ассоциации и символические обозначения.
- Повышение интереса детей к познавательной деятельности и развитию мыслительной активности.
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный
Разработка плана занятий, подбор наглядного материала, подготовка дидактического пособия.
II этап — основной
Проведение систематической работы с использованием игровых методик, заданий на развитие образного мышления и способности устанавливать связи между объектами.
III этап — итоговый
Оценка эффективности проведенной работы через контроль качества усвоенных знаний, наблюдения за изменениями поведения и динамики общего уровня интеллектуального развития детей.
Формы организации образовательной деятельности:
- Фронтальные групповые занятия,
- Индивидуальная работа с ребенком,
- Игровые формы взаимодействия (например, игры типа «Запоминаем сказку», «Что лишнее?»),
- Подвижные игры («Путешествие», «Собери картинку»).
Примеры упражнений:
1. Игра «Сказочный поезд»: Дети выстраиваются в цепочку друг за другом, каждый называет предмет, животное или растение, соответствующее тематике сказки. Задача следующего участника вспомнить и назвать предыдущий элемент цепи. 
2. Упражнение «Картинка-помощница»: Показываются карточки с изображением предметов, задача ребёнка заключается в описании каждого предмета несколькими словами, позволяющими легко запомнить слово (ассоциации).
Рекомендации педагогам и родителям:
1. Создавать ситуации успеха, стимулируя положительное отношение ребенка к процессу обучения.
2. Использовать яркие и привлекательные материалы, способствующие быстрому формированию устойчивых ассоциативных связей.
3. Регулярно повторять пройденный материал в игровой форме, поощряя самостоятельность и инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_2.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель разработки:

Создание условий для эффективного развития памяти, внимания и речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов мнемотехники.

Актуальность проблемы:

Развитие современных технологий ведет к изменению восприятия информации детьми. Традиционные методы запоминания часто оказываются неэффективными. Использование приемов мнемотехники позволяет сделать процесс усвоения новой информации увлекательным и доступным детям старшего дошкольного возраста.

Основные понятия:

- Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации путём образования ассоциаций между элементами материала.

- Ассоциация — связь образов, представлений, понятий, выражающаяся в том, что одно представление вызывает другое.

- Дошкольник старший возраст — дети от пяти до семи лет.

Цели и задачи занятия:

Цель: Развитие способностей ребенка к осознанному восприятию и сохранению учебной информации путем формирования зрительных образов и активизации процессов долговременной памяти.

Задачи:

- Формирование устойчивых связей между предметами и явлениями окружающей действительности.

- Обучение основным приемам запоминания через визуализацию, звуковые ассоциации и символические обозначения.

- Повышение интереса детей к познавательной деятельности и развитию мыслительной активности.

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный

Разработка плана занятий, подбор наглядного материала, подготовка дидактического пособия.

II этап — основной

Проведение систематической работы с использованием игровых методик, заданий на развитие образного мышления и способности устанавливать связи между объектами.

III этап — итоговый

Оценка эффективности проведенной работы через контроль качества усвоенных знаний, наблюдения за изменениями поведения и динамики общего уровня интеллектуального развития детей.

Формы организации образовательной деятельности:

- Фронтальные групповые занятия,

- Индивидуальная работа с ребенком,

- Игровые формы взаимодействия (например, игры типа «Запоминаем сказку», «Что лишнее?»),

- Подвижные игры («Путешествие», «Собери картинку»).

Примеры упражнений:

1. Игра «Сказочный поезд»: Дети выстраиваются в цепочку друг за другом, каждый называет предмет, животное или растение, соответствующее тематике сказки. Задача следующего участника вспомнить и назвать предыдущий элемент цепи.

2. Упражнение «Картинка-помощница»: Показываются карточки с изображением предметов, задача ребёнка заключается в описании каждого предмета несколькими словами, позволяющими легко запомнить слово (ассоциации).

Рекомендации педагогам и родителям:

1. Создавать ситуации успеха, стимулируя положительное отношение ребенка к процессу обучения.

2. Использовать яркие и привлекательные материалы, способствующие быстрому формированию устойчивых ассоциативных связей.

3. Регулярно повторять пройденный материал в игровой форме, поощряя самостоятельность и инициативу.

Список используемой литературы:

1. Алексеев Н.Г., Ярмакеев А.Н. Психология детской памяти. М.: Просвещение, 2018.

2. Безруких М.М., Хохлова Т.П. Мнемотехника: современные подходы к обучению. СПб.: Издательство ПИТЕР, 2020.

3. Дьяченко О.М. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2017.

4. Запорожец А.В. Воспитание внимания и воображения дошкольников. Минск: Полиформат, 2019.

5. Матюшкин А.М. Развитие умственных способностей старших дошкольников. Екатеринбург: Урал-Пресс, 2021.

6. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. М.: Академия, 2016.

7. Тихомирова Л.Ф. Основы психологии детского возраста. Москва: Юрайт, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал...

Методическая разработка использования технологии "Игровой стретчинг" с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям дошкольных организаций. Содержит методику обучения, упражнения из разных исходных положений, подвижные игры и двигательные сказки....

Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Раскрывается актуальность  использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста".

В настоящее время из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией, повышается актуальность использования игр развивающего характера. Телевидение, радио, интернет увеличили и разнообразили пото...

Методическая разработка "Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин»....

Методическая разработка для педагогов на тему " Использование перфокарт для работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Данная матодическая разработка предназначена не только для педагогов и детей старшего дошкольного возраста , но и ихродителей. Опыт применения перфокарт показал, что тестовый контроль позволяет  ...