Картотека игр по Звуковой Культуре Речи для детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)
Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.
Цель формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников — совершенствовать воспитание и развитие звуковой культуры ребёнка через использование дидактических игр и упражнений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 560.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
Картотека игр
по Звуковой Культуре Речи
для детей младшего дошкольного возраста
Период дошкольного возраста – наиболее благоприятное время для формирования звуковой культуры речи. Большую роль при овладении ей дошкольниками играет общение с окружающими. В частности, с воспитателем.
Цель формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников — совершенствовать воспитание и развитие звуковой культуры ребёнка через использование дидактических игр и упражнений.
Цель включает в себя решение следующих задач:
-Воспитание речевого слуха. Постепенно развивать его основные компоненты: звуковысотный слух, слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи.
- Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Развивать артикуляционный аппарат, работать над речевым дыханием, вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения.
- Воспитание интонационной выразительности речи. Учить точно, выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
- Выработка дикции. Отчётливое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, фразы в целом.
Формирование звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» |
Дидактическая игра «Часы» В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »!. идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) . |
Дидактическая игра «Медвежата мед едят» (Обязательный показ всех действий воспитателем.) Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) . |
Дидактическая игра «Лягушка и лягушата» |
Дидактическая игра «Покормим птенчиков» Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза. |
Дидактическое упражнение «На приеме у врача» (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). |
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит» |
Дидактическая игра «Узнай по голосу» |
Дидактическая игра «Кто в домике живет? » |
Дидактическая игра «Кто как кричит? » «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. |
Дидактическая игра «Отзовись» Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф. Детеныши гуляют, (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф. |
Дидактическая игра «Позови свою маму» Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. |
Игра «Солнце или дождик?» Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза. |
Игра «Пускание корабликов» (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.) |
Игра «Громко — тихо» Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Дидактическая игра «Магазин» |
Дидактическая игра «Будь внимательным» |
Дидактическая игра «Колокольчики» Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь». Упражнение повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется. Дидактическая игра «Идут животные» (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза. |
Дидактическая игра «Забей гвоздик молоточком» Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком. Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит). Дидактическое упражнение «Подуем на шарик» Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза. |
Дидактическое упражнение «Ветерок». Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза. Дидактическая игра «Гуси» Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. К акая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.) Гогочем: га-га-га. |
Дидактическая игра «Угадай по голосу» Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.) Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми) |
Дидактическая игра «Загадки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...

"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"
Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...


