Консультация "Как разговорить молчуна?"
консультация по развитию речи

Овчинникова Юлия Александровна

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изобpaжать мычащую коровку, кошку и собачку ,произнесет первое слово, наконец, заговopит  и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

Развитие речи самых маленьких детей зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения  ребенка к разговору и – как давно доказано учеными – уровня развития мелкой моторики . Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.

Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит только от желания и настроя.

• Что  делать?

Общее правило – разговаривайте с ребенком, даже новорожденным. Во-первых, младенцы обожают наблюдать за человеческим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение – поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами. В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: нужно приучаться комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляется – следить за движениями губ и языка и сопоставлять с тем, что говорят.
Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками , описывайте их , описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.

• Развиваем дыхание

Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Вот упражнения, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.

– На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.
– Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.
– Подвесьте  бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.
– Нарвите несколько клочков белой бумаги ,а затем предложите сдуть их с ладони.
– Научите малыша выдувать мыльные пузыри

• Пальчиковые игры-потешки
Рассказывать  и показывать  пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила, но существует и множество других вариантов

Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных хозяйственных перчаток ). Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басов, барашек блеет, пока малыш не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.

Те же принципы действуют и для игр с образными игрушками (куклами, зверями) – эти персонажи предполагают, что с ними обращаются как с живыми – то есть они должны ходить, разговаривать, садиться за стол, ложиться спать.

• Звукоподражание

Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ку-ку, му, бе-е) итд

Как играть? Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).

Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «ко-ко-ко» – это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.

Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

• Игры на развитие словарного запаса

– Какого цвета? Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – путь в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.

– Кто какой? Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.

– Кто чья мама? Увидев на улице или на картинках животных, называйте все «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок-цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком все понятно, то многие названия далеко не очевидны – как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» Маршака» или «Что ни страница – то слон, то львица» Маяковского, будут, как всeгда, кстати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы" Разговор с детьми"

1)Как правильно знакомить детей с детской художественной литературой.2)Значение прочитанной литературы на поведение ребёнка.3)Поведение взрослых- пример для подражания....

Консультация для родителей «Разговор о правильном дыхании».

Работа учителя-логопеда предполагает тесное сотрудничество с родителями детей, посещающих занятия. Желание родителей выполнять задания логопеда дома - залог успешной коррекционной работы....

Консультация для родителей и воспитателей "Разговор о цвете"

С помощью красок, на бумаге можно воспроизвести самые различные цвета и оттенки– яркие и нежные, светлые и темные, а ещё – теплые и холодные. Как они определяются?...

Консультация для родителей."Разговор о деньгах"

Познавательный материал для родителей....

Консультация: " Как "разговорить" ребенка".

Развитие  речи  ребёнка  — долгий и сложный процесс.С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, мышление. .Основы пользования речью, ее развит...

Консультация "Как разговорить 3 летнего ребёнка

Первые три года жизни — это период активного развития ребенка. В это время малыш приобретает множество навыков, в том числе речевые. Но иногда в три года ребенок не разговаривает совсем или разг...