Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по речевому развитию

Тема занятия: Выразительное чтение сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик».

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Совершенствование умений составлять описательную характеристику героев (Женя, Витя) в ходе чтения и беседы сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик» и дидактической игре «Собери Цветик-семицветик», на ИКТ оборудование.

Задачи занятия:  

Образовательные: совершенствовать умение отвечать на вопросы развернутым ответом и делать выводы в процессе беседы о героях (Женя, Витя) по сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик».

Развивающие: развивать умение анализировать содержание произведения и делать выводы о характере героев (Женя, Витя) в ходе беседы по сказке В.П Катаева «Цветик-семицветик».

Воспитательные: воспитывать умение самостоятельно договариваться в процессе дидактической игры на ИКТ – оборудовании «Собери Цветик-семицветик»

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача: совершенствовать умение правильно выстраивать последовательность сюжетных моментов по сказке В.П Катаева «Цветик-семицветик».

Игровая задача: собрать «Цветик-семицветик» в правильном порядке, по сюжетным моментам сказки В.П Катаева «Цветик-семицветик» .

Игровое правило: выбрать по порядку картинки по сюжету сказки В. П. Катаевы «Цветик-семицветик», что бы открылся листочек с нужным цветом.

Словарная работа: обогащение словаря (салки)

Планируемый результат занятия:

1.Ребнок знает, как отвечать на вопросы развернутым ответом и делать выводы в процессе беседы о героях (Женя,Витя) по сказке В.П Катаева «Цветик-семицветик» .

2. Ребёнок анализирует содержание произведения и делает выводы о характере героев (Женя,Витя) в ходе беседы по сказке В.П Катаева «Цветик-семицветик»

3.Ребенок умеет самостоятельно договариваться в процессе дидактической игры на ИКТ – оборудовании «Собери Цветик-семицветик»

4.Ребенок умеет правильно выстраивать последовательность сюжетных моментов по сказке В.П Катаева «Цветик-семицветик» .

Подготовительная работа: чтение сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик», рассказ про автора произведения Валентина Петровича Катаева, рассматривание портрета писателя; разработка ИКТ-дидактической игры;

Материалы и оборудование: конверт с загадкой, книга со сказкой В.П Катаева «Цветик-семицветик», смарт доска ,ноутбук, мешочек с клубок пряжи

Содержание:

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

 

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Примем привлечения внимания (мешочек с клубочком пряжи)

Художественное слово

Сюрпризный момент:

Конверт с загадкой

Беседа про книги

Рассматривание обложки книги, краткая аннотация и отношение к произведению

Приветствуют педагога

Собираются вокруг воспитателя

Слушают внимательно.

Художественное слово

Сюрпризный момент

Загадка

Беседа

Вопросы

Аннотация названия художественного произведения, показ обложки

Озвучивание автора литературного произведения

Высказывание своего отношения

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

 Беседа о прослушанном фрагменте

Проблемный вопрос

(-может ли помощь другому сделать человека счастливее?)

Внимательно слушают педагога отвечают на вопросы

Беседа

Вопросы

Выдвижение гипотез с использованием блоков Дьенеша

Понимают проблемный вопрос

Выдвигают гипотезы с использованием блоков Дьенеша

высказывают предположения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление детей со сказкой В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

Словарная работа: объяснение нового слова (Салки)

Повторения правила прослушивания произведения

Чтение фрагмента сказки «Цветик-семицветик»

Вопросы по прочитанному произведению (Беседа)

Подтверждение проблемного вопроса

Динамическая пауза

(Физминутка)

Внимательно слушают педагога и воспринимают художественную литературу

Объяснение незнакомых слов

Создание спокойной обстановки, вспоминание правил чтения (контроль осанки)

Чтение произведения

Беседа по содержанию 

 Динамическая пауза (в тему произведения)

Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт о прочитанном произведение

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Правила работы с Икт

Дидактическая игра «Собери Цветик-семицветик»

Беседа: на что тратила лепестки Женя

Выбор победителя

Гимнастика для глаз

«Смотреть за цветиком-семицветиком»

Беседа о сказке «Цветик -семицветик»

Проверка гипотезы (проблемный вопрос)

Выборочное чтение

(-Какой отрывок понравился? О чем хотели бы еще раз послушать?

Игра «Продолжи фразу»

Дети отвечают на вопросы, учувствуют в игровой, высказывают свои предположения, работают со смарт-доской, играют в игру.

Дидактическая игра «Собери Цветик-семицветик»

Игровая задача: собрать «Цветик-семицветик» в правильном порядке, по сюжетным моментам сказки В. П. Катаева «Цветик-семицветик».

Игровое правило: выбрать по порядку картинки по сюжету сказки В. П. Катаевы «Цветик-семицветик», чтобы открылся листочек с нужным цветом

Результат: Правильное последовательность сюжета и получение изображения цветика-семицветика в правильной последовательности цветов лепестков

Гимнастика для глаз

Выборочное чтение

Овладевают способами решения проблемы над поставленным вопросом

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

(Вопросы по прочитанному произведению)

Рефлексия

Самооценка детей (Блоки Дьенеша)

Вспоминают ход занятия

Отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свое мнение

Приемы активизации речи

Оценка деятельности детей

Обобщают полученные представления о прочитанном произведение, оценивают деятельность



Предварительный просмотр:

3-4

4-5

5-6

6-7

Игры с предметами:

1.Дидактическая игра «Детский мир»

  • Дидактическая задача: Познакомить детей с термином «слово»
  • Расширять представление о многообразии слов
  • Учить вслушиваться в звучание слов
  • Совершенствовать отчетливое произношение слов

Игровая задача: Называть слова обозначающие игрушки

Игровой правило: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.

Игровое действие: Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как много слов назвали дети

2. Дидактическая игра «Зоопарк»

Дидактическая задача: Продолжать знакомство детей со звучащим словом.

Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Игровая задача: Назвать животных, которые живут в зоопарке

Игровой правило: Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий награждает фишкой.

Игровое действие: Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»

3. Дидактическая игра «Магазин»

  • Дидактическая задача: Расширять представление о многообразии слов
  • Совершенствовать отчетливое произношение слов

Игровая задача: Назвать предметы и игрушки, которые надо купить в «магазине»

Игровое правило: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.

Игровое действие:

Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.

Игры с предметами:

1. Дидактическая игра «Назови пару»

Дидактическая задача: Сравнение слов по звучанию

Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.

Игровая задача: Поймать мяч и назвать к определенному слову, хожею  по звучанию пару

Игровой правило: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.

Игровое действие: Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать слово-«друга»

2. Дидактическая игра «Звуковые часы»

Дидактическая задача:  Познакомить детей с протяженностью слов. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой структуры)

Игровая задача:

Переводить стрелки,опрдляя протяжность слова

Игровой правило: Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов. Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.

Игровое действие: Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не уполтребляет

3. Дидактическая игра «Жуки»

Дидактическая задача: .

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Игровая задача:

Найти картинку со звуком «Ж» и выделить его в определенном слове

Игровой правило: Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают фишку.

Игровое действие: Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в нем звук «Ж»

Словесные:

1. Дид. игра «Назови слова»

Дидактическая задача: Учить детей называть слова с заданным звуком

Игровая задача: Назвать слова с заданным  звуком

Игровое правило: За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель

Игровое действие: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. 

Игры с предметами:

1.«Будь внимательный»

Дидактическая задача: .Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с—ц, ш—ж ,ч—ц, с—ш, ж—з, л—р.

Игровая задача: передавать мяч по кругу на каждое слово ,но перебросить мяч если в  слове  есть  звуку «Ш»

Игровое правило: В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

2. Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Дидактическая задача: .Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с—ц, ш—ж ,ч—ц, с—ш, ж—з, л—р.

Игровая задача: Называть слова и перебрасывать мяч воспитателю

Игровое правило: В игре принимают участие все дети.

Игровое действие: Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. 

3. Игра «Назови слово»

Дидактическая задача: .Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с—ц, ш—ж ,ч—ц, с—ш, ж—з, л—р.

Игровая задача: бросать мяч ребенку и называет любой согласный звук

Игровое правило: В игре принимают участие все дети.

Игровое действие: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука.

Словесные:

1. Игра «Замени звук»

Дидактическая задача: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Игровая задача: заменить первый или последний звук в слове.

Игровое правило: по мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

Игровое действие: Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

 Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

Игры с предметами:

1. « Не разбуди Катю»

Дидактическая задача: .Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с—ц, ш—ж ,ч—ц, с—ш, ж—з, л—р.

Игровая задача: Убрать игрушки, расставленные 

Игровое правило: Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Игровое действие: Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

2. «Угадай, кто кричит»

Дидактическая задача: .Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с—ц, ш—ж ,ч—ц, с—ш, ж—з, л—р.

Игровая задача: Подражать  звук животных и отгадывать его по очереди.

Игровое правило: Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Игровое действие: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

3. игра «Зоопарк»

Дидактическая задача: .Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с—з, с—ц, ш—ж ,ч—ц, с—ш, ж—з, л—р.

Игровая задача: называть животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке»

Игровое правило: За названные слова дети поощряются фишками.

Игровое действие: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово» (Вова сказал слово «попугай») Определяется победитель

Словесные:

1. «Лодочка и пароход»

Дидактическая задача: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Игровая задача: повторять звукосочетание

Игровое правило: дети меняются ролями, и игра повторяется.

Игровое действие: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Дидактические игры по звуковой культуре речи.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в старшей группе

«Блинчик» («Лопатка»)

Улыбнуться.

 Приоткрыть рот.

Положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10. 

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

https://doodlewash.com/wp-content/uploads/2017/10/Day-7-Maple-Syrup-and-Pancakes.jpg

«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. 

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

https://cache3.youla.io/files/images/780_780/5e/b4/5eb4a818a850d569636a70cf.jpg

«Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

 - Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка. Отдохнул язык немножко и сыграл нам на гармошке.

http://igranadom.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/garmon.jpeg

«Грибочек»

Улыбнуться, пощелкать языком (как лошадки), при щелканьи присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка. Рекомендуется детям с короткой подъязычной уздечкой, до счета 10 держите ножку гриба, только потом "срывайте". Если упражнение не получается, скажите ребенку, что это похоже на очень медленную Лошадку. 

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

 Прыгай в лукошко!

https://i.pinimg.com/736x/b2/94/a9/b294a9bee28e03ef2d374d18910901c0.jpg

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение, подергиваются - пусть вначале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE-%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81-camomiles-74342730.jpg

«Качели»

 Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 На качелях я качаюсь

 Вверх — вниз, вверх — вниз.

 Я все выше поднимаюсь,

 А потом — вниз.

Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался.

https://www.dsksport.ru/wa-data/public/shop/products/80/10/1080/images/861/861.750x0.jpg

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

http://davinci-kids.com/uploads/pics/05_chashka.jpg

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова за дело.

https://i2.wp.com/kartinki.detki.today/wp-content/uploads/2017/07/loshad-c-tsvetkom.jpg

«Котенок лакает молоко»

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко:

Нальешь — и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

http://900igr.net/up/datai/239199/0011-005-.jpg

«Парус»

Цель: Выработать умение поднимать язык к небу и удерживать позу под счет до 10 раз

ВЫПОЛНЕНИЕ: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка укрепить за верхние зубы. Удерживать позу под счет до 10 раз.

Плыл кораблик по волнам,

Парус рвался к облакам.

Волны к борту подымались,

О кораблик разбивались.

https://www.wikihow.com/images/4/43/Draw-a-Sailboat-Step-7-Version-2.jpg

«Шарик»

Надуть щеки. Сдуть щеки.

Чтобы было интересней надувать Шарик и для профилактики звуков В,Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф - вот и надутый шарик - указательными пальцами как бы проткнуть щеки - вот и сдулся шарик.

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные ...

https://rozi101.ru/upload/iblock/eea/eea67c3edaba79acf221073aead85cfb.jpg

"Пароход гудит"

Губы в улыбке. Открыть рот. С напряжением произнести долгое "ы..."

Попросить ребенка во время произнесения звука выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

-Эй, пароходик!

Эй, малыш!

Ты что у берега Стоишь?

Плыви от пристани Своей!

-Я очень привязался к ней!

https://thumbs.dreamstime.com/b/cartoon-boat-8721447.jpg

«Окошко»

 Широко открыть рот - "жарко".

Закрыть рот - "холодно".

Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то Окошко и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно, что делает его язычок.

Сидит на окошке

Серенькая кошка

Сидит и мурчит,

О чем-то грустит.

https://www.chitalnya.ru/upload3/128/30ac871505c8d0554b751e08bddf8b1c.jpg

"Дудочка"

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе). Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик Дудочка. 

Звук хранится непростой

В дырках палочки пустой.

Кто на дырочки нажмет

И подует, тот поймет.

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/2038079/0/700-nw.jpg

«Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Очень нравится лягушкам

Тянуть губы прямо к ушкам.

Потяну и перестану

 И нисколько не устану.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-10038242.jpg

«Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ce6/0009bd5d-f021eaa1/3/hello_html_6a83f73d.jpg

«Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з (если ребенок умеет его правильно произносить).

Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик.

И в руке его горит

Маленький фонарик.

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/946/1488.jpg

«Орешек»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

 Влево -вправо, на бочок.

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyLrFHl8ozvZbKtlHNIs9A_QsxL5LKTY_b5C93n=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Методические рекомендации

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Задачи:

  • Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции;
  • Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д;
  • Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться;
  • Развивать подвижность нижней челюсти;
  • Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.



Предварительный просмотр:

Морфология

Синтаксис

Словообразование

Младший   дошкольный возраст

 «С мишкой»

Электронное пособие: Дидактические игры по морфологическому развитию речи для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении.

Материал: медвежонок, кровать.

Ход:

Воспитатель: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку, употребляя глагол «ЛЯГ»

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

Средний  дошкольный возраст

«Что из чего сделано?»

Электронное пособие: Дидактические игры по морфологическому развитию речи для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход:

Стакан из стекла – стеклянный;

Нож из железа – железный;

Чашка из фарфора – фарфоровая;

Ваза из хрусталя – хрустальная;

Ложка из дерева - …;

Сковорода из чугуна - …

Старший дошкольный возраст

Упражнение «Сосчитай-ка».

Электронное пособие: Картотека дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Городилова Ирина Вячеславовна

Цель: Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах семи). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

Педагог предлагает детям посчитать яблоки, находящиеся в корзинке, которые они искали в группе.

Педагог. Ребята, сосчитайте, по сколько яблок вы собрали. Выкладывайте яблоки из корзинки, кладите их в ряд перед собой и считайте слева направо. Каждый раз говорите, сколько яблок вы сосчитали.

Дети. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок.

Педагог. Так по сколько яблок у вас?

Д е т и. У нас по семь яблок.

Педагог. Молодцы. Верно. Сложите яблоки обратно в корзинки

Младший дошкольный возраст

Игра «Сосчитай воробьев»

Электронное пособие: Дидактические игры на формирование синтаксической стороны речи

Автор: Суконникова Татьяна Анатольевна

Цель: учить согласованию существительного с числительным.

Материал: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.

Ход игры

 Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

Средний дошкольный возраст

Игра «Добавь слова»

Электронное пособие: Дидактические игры на формирование синтаксической стороны речи

Автор: Суконникова Татьяна Анатольевна

Цель: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры

«Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты  думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое,
оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

Старший дошкольный возраст

Упражнение «Составь предложение».

Электронное пособие: Картотека дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Городилова Ирина Вячеславовна

Цель: развивать синтаксическую сторону речи. Формировать понятие предложения.

Дети читают на карточках следующие слова: до-ма, му-ка, кино, Дима.

Педагог. Вы уже знаете, что люди умеют произносить разные звуки. Эти звуки складываются в слова, а вот слова связываются в предложения. Наша речь состоит из предложений. Послушайте — сейчас я произнесу предложение. Дети вышли на прогулку. Давайте попробуем составить предложения с теми словами, которые вы прочитали.

Дети под руководством педагога составляют предложения (На улице построили высокие дома. Для теста нужна мука. Завтра мы пойдем в кино. У меня есть друг Дима.).

Младший дошкольный возраст

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Электронное пособие: Игры упражнения на формирование у дошкольников навыков словообразования

Автор:  Савчук  Лариса Константиновна
Цель: Образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Средний дошкольный возраст

Игровое упражнение «Чаепитие»
Электронное пособие: Игры упражнения на формирование у дошкольников навыков словообразования

Автор:  Савчук  Лариса Константиновна
Цель: Образовывать существительные способом слосновосложения

Воспитатель ставит на стол самовар и говорит: «Чай будем пить из самовара». Нужно заварить чай. 

«В чём заваривают чай? (Чайник). Накрываем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? (Сахарница). Конфеты? Салфетки? Для чая – чайник, для кофе – кофейник, для молока – молочник.

Старший дошкольный возраст

Игра с мячом «Поможем ежику».

Электронное пособие: Картотека дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Городилова Ирина Вячеславовна

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных с суффиксом -ое-).]

Педагог приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг, ставит в центр круга игрушечного ежа и берет в руки мяч.

Педагог. Я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Поможем ежику».

Ежик трудился все лето в саду.

Фруктов три тонны собрал, на беду.

Соки из фруктов делает ежик,

Но их названия вспомнить не может.

Н.В.  Нищева

Давайте поможем ежику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт, а вы ловите мяч, говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например, айва — айвовый сок. Слива.

1-йребенок. Сливовый сок.

Педагог. Гранат.

2-й ребенок. Гранатовый сок.

Педагог. Персик.

3-й ребенок. Персиковый сок.

Педагог. Абрикос.

4-й ребенок. Абрикосовый сок.

Педагог. Молодцы. Отлично!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта   ОД  по речевому развитию  в средней группе

Студентки : Говорухина   Алины Рашитовны,35группа

Образовательные области: Речевое развитие

Тема занятия: «Расскажите Черепахе»

Возрастная группа: Средняя группа

Цель занятия: Формирование умения находить звук (ч)  словах и правильно произносить его в процессе образовательной деятельности по речевому развитию «Расскажите Черепахе»

Задачи занятия:

Образовательные: .

 Закреплять правильное произношение шипящего звука (ч).

Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

 Развивающие:

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату. Воспитывать желание принимать участие в команде, умение сообща преодолевать небольшие трудности

Дополнительные задачи:

«Найти нужные слова»

Дидактическая задача: Уметь находить среди разных слов те ,которые начинаются на звук Ч

Игровая задача: Посмотреть на карточки с изображением разным предметов и разделить их на две части :слова начинающие на звук (ч) и слова начинающие на другие звуки

Правила: Разложит картинки на две группы. Участвует вся группа.

Словарная работа:  Активизация словаря ,словами на звук ч : черепаха ,чайник, чашка.

Планируемый результат занятия: 

Дети правильно произносят шипящий звука (ч).

Дети   отчетливо произносят слов и словосочетания

У детей развит артикуляционный аппарат.

Дети различают на слух и называют  слова, начинающиеся на определенный звук

Дети  доброжелательно относятся  к сверстникам,  проявляют эмоциональную отзывчивость, радуются  достигнутому результату. Дети принимают участие в команде, умеют сообща преодолевать небольшие трудности.

Подготовительная работа: Беседа про звук (ч)

Материалы и оборудование: Карточки с изображением различных предметов  ,игрушка Черепаха, карточка с изображение звука Ч

Программно - методическое обеспечение: «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Ребята посмотрите кто пришел к нам в гости! Это же черепаха!

Дети разглядывают черепаху

Прием привлечения внимания  

Сюрпризный момент (игрушка черепаха) 

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

 Давайте спросил ее зачем она к нам пришла.

Черепаха зачем ты к нам пришла ?

Я Большая Черепаха  и сегодня утром  я прочитала в азбуке , что слово черепаха начинает на букву ч, и мне стало очень грустно ,ведь я совсем нечего не знают не об этой букве ,не о звуке.

Ребята ,прошу помогите мне ! Расскажите мне про это букву!

Ребята ,поможем Большой Черепахе ?

Ребята ,как можно помочь Черепахе ?

Хорошо!

 Дети внимательно слушают воспитателя

 Формулировка проблемного вопроса

Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Ребята послушайте стихотворение

Ручеек

Ручеёк, ручеёк,

Дай водички на чаёк.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Пить с печеньем,

С калачом,

И пирог испечём!

И, сверкая

Под лучами,

Засмеялся родничок,

Быстро прыгнул

С камня в чайник, -

Дал водички на чаёк!

- Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук ч, а это его «портрет» (показываю символ звука).Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук ч

Дети слушают стихотворение.

Дети  говорят о какой звуке идет речь в стихотворении.

Дети разлдяывают картинку и изображение буквы ч

Показ карточки с изображение звука (ч)

 

Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

-Ребята давайте покажем черепахе ,как правильно произносить звук ч , для этого, сделаем артикуляционную гимнастику:

Чики - чики - чики - чок,

Не стесняйся язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй - не ошибись.

-Ребята, чтобы правильно и четко произнести звук ч, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту.

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Ребята посмотрите ! у меня на столе лежат картинки с разными изображениями, давайте скорее на них посмотрим, как думаете в словах изображенных на картинке есть звук ч?

«Найди нужные слова»

Ребята ваша задача разложить слова на две части.

Слова где есть звук ч и где его нет.

Молодцы ребята!

Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.

Физминутка

Дети сопровождают стихи имитацией всех движений.

Чок-чок-чок,

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Всело хохочут.

Молодцы ребята .

Много уже черепаха узнала  про звук ч .

Теперь предлагают вам напоить гостью чаем.

Что для того чая понадобиться ?

(чайник, чашка)

Угостим гостью вареньем, ребята как думаете какое варенье начинается на звук ч ?(черничное)

Черепаха: Спасибо вам ребята! Напоили чаем черепаху .

Ребята черепаха благодарит нас не только за чай ,но и за что мы рассказали ей , о звуке ч, показали как правильно его произносить и какие слова есть на этот звук

Нашей гостье пора уходить, давайте с ней попрощаемся

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети выполняют игровые упражнения.

Дети выполняют физминутку

 Карточки с иллюстрациями,вопросы,беседа

Овладевают способами решения проблемы

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Ребята чем мы с вами сегодня занимались ?

Что нового узнали ?

Что вам показалось самым трудно ?А давалось наиболее просо ?

Ребята вы сегодня хорошо постарались и за это Большая Черепаха оставила для вам житоны!

Молодцы!

Подведение итогов ,вопросы

Подведение итога Оценка деятельности детей 

Обобщают полученные представления .



Предварительный просмотр:

Технологическая карта   ОД  по речевому развитию (образованию) в  средней группе  

Студентки : Говорухиной Алины Рашитовны , группа № 35

Образовательные области: Речевое развитие

Тема занятия:  «В стране игрушек»

Возрастная группа: Средняя группа

Цель занятия: Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны; частях, из которых они состоят. Закрепление обобщающего понятия игрушки.

Задачи занятия:

Образовательные: Закрепление обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Развивающие: Развивать артикуляционный аппарат

Развивать умение отчетливо произносить слова  и словосочетаний.

Воспитательные:

Продолжать формировать умения слушать других, не перебивать, рабоать  в группе

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача:

 Формировать умения замечать изменения среди игрушек.

Игровая задача: Отгадать что изменилось на столе.

Правила: Закрывать глаза, пока воспитатель  меняет игрушки ,при открытие глаз отгадать изменения на столе.

Словарная работа:  Обогащение словаря : силуэт ,пластмассовый  в процессе  образовательной деятельности.

Планируемый результат занятия: Дети знают из каких материалов сделаны игрушки и части из которых они состоят.  .

У детей развит артикуляционный аппарат. Дети слушают сверстников и вопитателя ,не перебивают и работают в группе

Подготовительная работа: Рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Материалы и оборудование: игрушки  и предметные картинки с изображениями игрушек, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, силуэты игрушек.

Программно - методическое обеспечение:

«Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Ребята! Когда я пришла в детский сад, то увидела на столе письмо! Но я не стала его распечатывать ,решила подождать вас, что бы сделать это вмести!

Давайте же посмотрим от кого оно.

Письмо:

Дорогие ребята, приглашаю вас в волшебный мир

Ваш Лунтик

Ого ребята ,нам пришло письмо от Лунтика! Ну что ребята пойдем к Лунтику в волшебны мир?

Но как мы туда отправимся ?

Предлагаю вам поехать на волшебном автобусе ,согласны?

Тогда занимаем свои места и в дорогу!

Дети внимательно слушают воспитателя, проявляют заинтересованность  к занятию

Прием привлечения внимания  (сюрпризный момент, предмет (герой) из сказки (картинка), отрывок из сказки, игра-путешествие)

Художественное слово

 

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

   Воспитатель: Ребята, мы сегодня попали в волшебный мир, нас с вами встречает Лунтик.

    Посмотрите на картинки, которые приготовили для вас Лунтик, назовите их. Как мы назовем все эти предметы.

Воспитатель: Сегодня он получил посылку из страны игрушек, но, чтобы ее открыть мы должны узнать от кого она, для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну игрушек. За каждое задание вы получите часть картинки и в конце мы сможем собрать целую картинку и узнать кто же прислал нам посылку и открыть ее.

 Дети отвечают

- Это мячик.

- Это кукла.

- Это пирамидка и т.д.

- Это игрушки.

Дети внимательно слушают.

 Краткая предварительная беседа 

Формулировка проблемного вопроса

Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Воспитатель: Сначала мы с вами отправимся в гости к Буквоежке и вместе с ним поиграем. Буквоежка сегодня расскажет вам сказку про белочку, а мы ему поможем

Текст сказки «Белочка»

Жила-была Белочка. Однажды она проснулась рано-рано, в 7 часов утра

  (упражнение «Часики»).

Белочка пошла чистить зубки: сначала верхние, потом нижние

   (упражнение «Чистим зубки»).

Потом она побежала пить чай из чашечки

   (упражнение «Чашечка»).

Белочка пила чай с вареньем и орешками

   

(упражнение «Орешки», «Вкусное варенье»).

После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях (упражнение «Качели»).

Вдруг прискакала её подружка – маленькая Лошадка    (упражнение «Лошадка»).

Они вместе пошли гулять по лесу и собирать грибочки  (упражнение «Грибочки»).

Потом Белочка вернулась домой, напекла вкусных блинчиков с грибами и угостила Лошадку.

   Буквоежка благодарит вас за игру. Но очень расстроен. Злая колдунья заколдовала все его игрушки. И они стали невидимыми, черными. Посмотрите на силуэты и узнайте какая это игрушка. Буквоежка благодарит вас за помощь и дает вам первую часть картинки, которая поможет вам открыть посылку.

Воспитатель: - А сейчас давайте пройдем в магазин игрушек.

Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, диалогической речи.]

Воспитатель приглашает детей к столу и выставляет на него 4 игрушки.

Воспитатель. Что вы видите?

Воспитатель. Правильно. Посмотрите на них внимательно и запомните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь закройте глазки.

Воспитатель убирает красный мяч, а на его место кладет синий.

Воспитатель. Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?

Воспитатель. А какой игрушки не стало?

Воспитатель. Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки еще раз.

Воспитатель убирает  большого медведя и на его место ставит медвежонка.

Воспитатель. Снова откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка появилась?

Воспитатель. А какой игрушки не стало?

Воспитатель. Отлично! Молодцы! Закрывайте глазки в последний раз.

Воспитатель меняет местами две игрушки.

Воспитатель. Открывайте глаза. Какие игрушки я поменяла местами?

Воспитатель. Правильно! Молодцы!  Так как вы справились со всеми заданиями вы получаете вторую часть картинки, которая поможет вам открыть посылку.

Воспитатель. А теперь дети пришло время отдохнуть.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.    (удерживать до 10).

Воспитатель. А сейчас мы свами отправим в гости к куклам Кате и Катеньке.

Катя кукла большая, а Катенька маленькая и мы ее будем называть ласково

у Кати рука, а…

у Кати нога, а…

у Кати глаз, а…

у Кати платье, а…

Воспитатель. Катя и  Катенька приготовили для вас еще одну игру, которая называется «Волшебный мешочек» В нем лежат игрушки. Сейчас вы по очереди будете опускать руку в мешочек, нащупывать там игрушку, ощупывать ее и рассказывать нам, что это за игрушка, какая она.

Воспитатель. Ну, доставай свою игрушку. Посмотрим, отгадал ли ты.

Ребенок вынимает игрушку и показывает ее.

Воспитатель. Правильно! Это пирамидка. Что ты еще можешь сказать о ней?

Воспитатель кладет игрушку обратно в мешок. Так далее выполняют задание все дети.

Воспитатель. Правильно! Молодцы!  Вы справились со всеми заданиями Кати и Катеньки вы получаете третью часть картинки, которая поможет вам открыть посылку

Дети играют с Буквоежкой.

Дети рассматривают силуэты и узнают игрушку.

Дети подходят к полкам, стилизованным под магазин игрушек.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Словесный: чтение художественной литературы ,объяснение,

Практический: выполнение артикуляционной гимнастики

Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт (о чем?)

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Воспитатель. А теперь мы  отправимся в гости к обезьянке Мише. Послушайте про него стихотворение.

Миша с куколкой играл -

Платье куклы разорвал.

Взял потом себе машинку -

Разобрал наполовину.

   Мячик маленький нашел -

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял -

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим?

Нет, не надо быть таким!

Вы игрушки берегите

И заботливо храните.

Воспитатель. Посмотрите Миша разбросал все свои игрушки. Давайте поможем ему разобрать игрушки. В разные корзины разложим деревянные, пластмассовые и плюшевые игрушки.

Молодцы!  Вы помогли Мише вы получаете последнюю часть картинки, которая поможет вам открыть посылку

Воспитатель. Дети нам пора возвращаться к Лунтику. Мы собрали все части картинки, и мы можем узнать от кого она.

Ребята пришло время возвращаться в детский сад!

Садимся в автобус поехали!

Дети слушают воспитателя, выполняют игровые действия

 Словесный: художественное слово

Практический: разбирают игрушки

Овладевают способами решения проблемы (какой)

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Ребята чем мы сегодня занимались ?

Что делали?

Кому помогали?

Что было самым трудным?

А самым легким?

Что понравилось больше всего?

Ну а теперь пришло время открыть посылку, в ней подарки для вас.(житоны)

Дети отвечают на вопросы, подводят итоги занятия

Подведение итога (по задачам)

Оценка деятельности детей (по решению поставленных задач)

Обобщают полученные представления (о чем?), оценивают деятельность



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия  по речевому развитию с дидактической игрой на ИКТ- оборудовании

Студенки : 45 группы Говорухиной Алины Рашитовны

Образовательная (ые) область (и): «Речевое развитие» , «Физическое развитие»

Тема занятия: Выразительное чтение русской народной сказки «Ховрошечка». 

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: Совершенствование умений сравнивать героев русской народной сказки «Ховрошечка» и дидактической «Собери яблочки» на ИКТ оборудование.

Задачи занятия:  

Образовательные: Совершенствовать умение отвечать на вопросы развернутым ответом и делать выводы в процессе беседы о героях (Ховрошечки, сестрах) по русской народной  сказке «Ховрошечка».

Развивающие: Развивать умение произвольно сосредотачивать внимание в процессе соблюдения правил игры «Собери яблочки».

Воспитательные: Воспитывать желание проявлять доброжелательность в процессе участи в беседе и умении договариваться в процессе дидактической игры «Собери яблочки».

Дополнительные задачи

Дидактическая задача: Развивать умение находить нужный предмет в процессе игры  «Собери яблочки».

Игровая задача: Помочь  Ховрошечке собрать яблочки в корзинку в процессе дидактической игры «Собери яблочки».

Игровые правила: Играют 2 человека, выбирают фрукт о котором говорилось в русской народной сказке «Ховрошечка» , побеждает тот кто быстрее правильные фрукты.

Планируемый результат:

1.Ребенок умеет отвечать на вопросы развернутым ответом и делать выводы в процессе беседы о героях (Ховрошечки, сестрах) по русской народной  сказке «Ховрошечка».

2. Ребенок умеет произвольно сосредотачивать внимание в процессе соблюдения правил игры «Собери яблочки».

3. Ребенок проявляет доброжелательность в процессе участи в беседе и умении договариваться в процессе дидактической игры «Собери яблочки».

4.Ребенок умеет находить нужный предмет в процессе игры  «Собери яблочки».

Словарная работа: Обогащение словаря (Наливное яблочко, лихо ,Ховрошечка).

Подготовительная работа: Беседа на тему «доброта и помощь», рассматривание иллюстраций с хорошими поступками.

Материалы и оборудование: Хрестоматия для чтения старшая группа , иллюстрации (Ховрошечки и коровушки), смарт доска ,ноутбук.

Пространственно-временной ресурс: 15 минут

Программно- методическое обеспечение:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования – от 25 ноября 2022г.

2. Русская народная сказка «Ховрошечка»

Содержание деятельности:

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Прием привлечения внимания

(конверт с загадкой и клубочек пряжи)

Художественное слово

«Нам клубочек помоги, в страну сказок приведи!»

Беседа про книги:

- Ребята, почему говорят: «Книга – это клад»?

Разве книга может быть кладом?

- Ребята, вы ответили, что книги могут быть кладом, почему вы так считаете? (Они нас многому учат, а знания – это настоящий клад и сокровище)

Правила  пользования интерактивной доской.

Рассматривание обложки книги, краткая аннотация и отношение к произведению

Беседа про русские народные сказки.

-Почему эти сказки так называются?

-Кто автор этих сказок?

Приветствуют педагога.

Слушают внимательно.

Отгадывают загадку.

 

Учувствуют в беседах.

Прием привлечения внимания

Сюрпризный момент

(конверт с загадкой и клубочек ниток)

Наглядный :

Показ обложки

Словесный:

Художественное слово ,

аннотация названия литературного произведения,

озвучивание автора литературного произведения

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

 

  Беседа :

Что для вас значит добро?

В чем оно проявляется?

Ребята а вы помогаете другим людям? (друзьям, родителям)

Проблемный вопрос:

Поможет ли яблонька Ховрошечке или ее сестрам?

(Синий блок Дьенеша -Ховрошечке,

Красный блок Дьенеша-Сестрам,  

Желтый блок-поможет всем)

 Внимательно слушают педагога отвечают на вопросы.

Словесный: Беседа ,проблемный вопрос,

выдвижение гипотезы.

Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Ознакомление детей с русской народной сказкой «Ховрошечка» и закреплении знаний о доброте и хороших поступках.

Словарная работа:

1. Ховрошечка - старинное женское имя Хавронья.

2.Лихо-зло

3.Наливное яблоко-сочное, созревшее.

Повторения правила прослушивания произведения

Чтение фрагмента сказки «Ховрошечка»

Вопросы по прочитанному произведению

1.Кто помогал в сказке  Ховрошечке ?

2.Как хозяйка узнала , кто Ховрошечке помогает?

3. - Кто из дочерей разузнал секрет Ховрошечки? 

4.Что выросло на месте за которым ухаживала Ховрошечка?

5.Какая была Ховорошечка?

6.Ховрошечка заботилась о коровке?

7.Сетры заботились о коровке?

8.Какие были сестры и хозяйка?

Рассматривание иллюстрации «Ховрошечка и коровушки»

Динамическая пауза

  «Яблоня»

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась в право,влево –Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет.

Дети отвечают на вопросы.

Внимательно слушают педагога.

Рассматривают иллюстрация «Ховрошечка и коровка».

Выполняют динамическую паузу.

Словесный: Объяснение незнакомых слов ,

вспоминание правил чтения (контроль правильности осанки) ,чтение отрывка произведения ,беседа по содержанию, вопросы, высказывание отношения к прочитанному

Практический: Динамическая пауза

Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт  добре  и помощи окружающим людям.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Проговаривание правил работы  с интерактивной доской

Дидактическая игра

«Собери яблочки»

Игровая задача: Помочь  Ховрошечке собрать яблочки в корзинку в процессе дидактической игры «Собери яблочки».

Игровые правила: Играют 2 человека, выбирают фрукт о котором говорилось в русской народной сказке «Ховрошечка» , побеждает тот кто быстрее правильные фрукты.

Результат:

Дети собрали нужные фрукты в корзинку.

Гимнастика для глаз:

«Яблочко»

Подул ветерок, яблочко упало я яблони и покатилось направо ,налево ,вперед , назад.

Покатилось, покатилось     и по кругу покружилось.

Дети отвечают на вопросы, учувствуют в игровой ,высказывают свои предположения, работают со смарт-доской, играют в игру.

 Словесный:

Правила игры, уточнения, указания

Практический: Участие в дидактической игре, гимнастика для глаз

Наглядный: Иллюстрация (яблочко)

Овладевают способами решения проблемы ( какой)

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Беседа по русской народной сказке «Ховрошечка»

Какое произведение читали?

Кто автор?

О чем?

Чему учит?

Зачем русский народ знакомит нас этой сказкой?

Какой вопрос стоял?

Подтвердилось ли наше предположение ?

Ребята продолжите фразу: 

« Добрым быть …(хорошо),а злым …(плохо)»;

 «Подошла Ховрошечка-веточки к ней приклонились и  ..(яблочки к ней опустились)

(проверка осанки)

Какой отрывок вам понравился?

О чем хотели бы еще послушать?

Повторное чтение

Обсуждения занятия(ход)

Оценка деятельности детей

Вспоминают ход занятия

Отвечают на вопросы, размышляют, высказывают свое мнение

Словесный:

Приемы активизации речи , беседа, вопросы,

повторное чтение отрывка

 Практический:  

Игра: «Закончи фразу», рефлексия

Обобщают полученные представления о прочитанном произведение, оценивают свою деятельность.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта ОД  по речевому развитию в младшей группе

Студентки: Говорухиной Алины Рашитовны 35 учебой группы

Тема: Сказка «Колобок»

Образовательная область (по ФГОС ДО): познавательная

Форма организации: фронтальная

Цель: Познакомиться с русской народной сказкой «колобок»,приобщаться к устному народному творчеству,  уметь говорить связной речью.

Задачи :

Образовательные:уметь отвечать на поставленные вопросы;знать   о форме колобка 

Развивающие: хорошо обладать мелкой моторики рук; быть внимательным и внимательно слушать

 Воспитательные: Воспитывать интерес к  народным сказкам и занятию, желание самостоятельно рассказывать близко к тексту.

Планируемый результат: Дети знакомы с русской народной сказкой "колобок",умеют говорить связной речью

Пространственно-временной ресурс:15 минут

Программно - методическое обеспечение : сказка"колобок", ООП ДО "От рождения до школы"

Материалы и оборудование: Игрушки: колобок.

Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Планируемый результат этапа

Вводный этап

Ребята, посмотрите .кто пришел к нам в гости! Это же колобок.

Давайте с ним поздороваемся!

(Воспитатель предлагает детям поздороваться с колобком)

Смотрите что у меня есть!(картинки из сказки: бабушка  и дедушка, колобок, животные)

Ребята кто изображен на этих картинка?

Кто сделала колобка ?

Из чего сделан колобок ?

Кого колобок встретил по дороге ?

Дети здороваются с колобком, отвечают на вопросы

Словесный:

беседа, вопросы

наглядный:

показ изображений

Психологическая готовность детей к прослушиванию сказки

Основной этап

Ребята колобок зовет нас  к себе в гости,в сказку!

Пойдем к колобку в гости ??

Предлагает отправиться в гости к сказке.

Игра «колобок»

Ребята ,а давайте  сами попробуем сделать колобка?

У меня есть пластилин, какого он цвета? А какого цвета колобок ?

А какой формы колобок?

Правильно круглый.

Давайте с вами сделаем колобков своими руками из пластилина

Предлагает детям садиться за стол, раскатывать колобок с дальнейшим обсуждением

Физкультминутка «колобок»

Колобок, колобок, теплый у румяный

(наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок ,припустился наш дружок

(прыжки, бег на места)

То направо повернулся, то на лево он свернул

(повороты направо и налево)

То с листочком закрутился

(повороты вокруг себя)

То с бельчонком подружился(приседание)

Покатился по дорожке

(бег по кругу)

И попал ко мне в ладошки

Дети включаются в игру

Охотно раскатывают пластилин и отвечают на вопросы воспитателя

Передают колобок по кругу и поют песенку колобка

Словесный: объяснение, вопросы ,

Наглядный :упражнения

Дети активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками.

Дети сделали "колобка"

Дети Рассказывают содержание сказки

Заключительный этап

Ребята,в какой сказке мы с вами побывали ?

Что мы делали ?во что играли?

Вы сегодня хорошо постарались и сделали отличных колобков

Все молодцы!

Анализ выполненных заданий

Словесный:

вопросы

Дети рассказывают, что им понравилось

И говорят о своих впечатлениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...