Использование игр с палочками в работе с детьми в группах с ТНР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методические рекомендации при использовании деревянных палочек в работе с детьми в группах с ТНР для формирования речевых,ритмических,слуховых умении в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ритмических речевых игр с палочками в работе с детьми в группах комбинированной направленности.
Актуальность проблемы исправления речи обусловлена внедрением современных, креативных методов и технологий в образовательный процесс по развитию речи, мелкой моторики, слухо-моторных, зрительно-пространственных координаций у детей. Осуществить развитие этих проявлений возможно через различные речевые игры, в том числе ритмические речевые игры с палочками.
Мы хотим рассказать вам о ритмических речевых играх с использованием палочек-это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Исследования доказывают, что движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, интеллекта, целостного и гармоничного развития личности. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.
Стихотворные речевые упражнения с использованием деревянных палочек помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи (небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом) помогают развивать память, выразительную и эмоциональную речь. Игровые упражнения по формированию чувства ритма, особенно со стихотворным сопровождением, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом, они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх. Ритмические игры с палочками развивают координацию движений, коммуникативные качества (ребенок легче идет на контакт). А также игры с палочками способствуют развитию творческих способностей детей (дети самостоятельно придумывают движения к стихотворениям).
Игры с палочками проводятся нами в группах комбинированной направленности без четкого деления детей с нормой развития и детей с ТНР, в разных режимных моментах:
- Во время индивидуальной работы
- Во время группового утреннего сбора
- Могут быть включены в НОД (как физкультминутка или как организационный момент)
- Могут включаться в музыкальные занятия, поскольку это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Методика проведения игр с палочками. Знакомство с этими играми начинается с того, что детей знакомят с условными обозначениями проведения игр с палочками. Сначала все игры проводятся со взрослым, ему предоставляется роль ведущего, дети повторяют. Игра « Делай, как я» - учить детей реагировать на смену движений по показу педагога, сопровождая речью. Затем дети могут самостоятельно организовывать игры с палочками, используя уже знакомые стихотворные тексты и движения, а также могут играть в игру «Подмигну», задача этой игры - находить варианты игры на палочках, проявляя самостоятельное творчество. Дети подготовительного возраста принимают активное участие в придумывание движений к стихотворному тексту по разным лексическим темам, создавая картотеку ритмических речевых игр. С детьми которым требуется больше времени и большее количество повторений (детьми с тяжелыми нарушениями речи) проводится индивидуальная работа, чтобы во время проведения речевых игр со всей группой ребенок чувствовал себя уверенно.
Хочется отметить, что деревянные палочки, предназначенные для речевых ритмических игр многофункциональны, могут быть использованы детьми с нормой развития и детьми с ТНР по- разному: массаж для ладошек и всего тела, для развития логического мышления «Выложи узор», при обучение грамоте (простучи столько раз сколько слогов в слове, слов в предложении и т.д.), использоваться на занятиях по формированию математических представлений.
Таким образом, использование деревянных палочек в виде логоритмических игр, объединяющих речь, интонацию, звук, жест, мимику, движение, ощущения, в работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты.
Предварительный просмотр:
Использование ритмических речевых игр с палочками в работе с детьми в группах комбинированной направленности.
Актуальность проблемы исправления речи обусловлена внедрением современных, креативных методов и технологий в образовательный процесс по развитию речи, мелкой моторики, слухо-моторных, зрительно-пространственных координаций у детей. Осуществить развитие этих проявлений возможно через различные речевые игры, в том числе ритмические речевые игры с палочками.
Мы хотим рассказать вам о ритмических речевых играх с использованием палочек-это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Исследования доказывают, что движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, интеллекта, целостного и гармоничного развития личности. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.
Стихотворные речевые упражнения с использованием деревянных палочек помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи (небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом) помогают развивать память, выразительную и эмоциональную речь. Игровые упражнения по формированию чувства ритма, особенно со стихотворным сопровождением, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом, они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх. Ритмические игры с палочками развивают координацию движений, коммуникативные качества (ребенок легче идет на контакт). А также игры с палочками способствуют развитию творческих способностей детей (дети самостоятельно придумывают движения к стихотворениям).
Игры с палочками проводятся нами в группах комбинированной направленности без четкого деления детей с нормой развития и детей с ТНР, в разных режимных моментах:
- Во время индивидуальной работы
- Во время группового утреннего сбора
- Могут быть включены в НОД (как физкультминутка или как организационный момент)
- Могут включаться в музыкальные занятия, поскольку это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.
Методика проведения игр с палочками. Знакомство с этими играми начинается с того, что детей знакомят с условными обозначениями проведения игр с палочками. Сначала все игры проводятся со взрослым, ему предоставляется роль ведущего, дети повторяют. Игра « Делай, как я» - учить детей реагировать на смену движений по показу педагога, сопровождая речью. Затем дети могут самостоятельно организовывать игры с палочками, используя уже знакомые стихотворные тексты и движения, а также могут играть в игру «Подмигну», задача этой игры - находить варианты игры на палочках, проявляя самостоятельное творчество. Дети подготовительного возраста принимают активное участие в придумывание движений к стихотворному тексту по разным лексическим темам, создавая картотеку ритмических речевых игр. С детьми которым требуется больше времени и большее количество повторений (детьми с тяжелыми нарушениями речи) проводится индивидуальная работа, чтобы во время проведения речевых игр со всей группой ребенок чувствовал себя уверенно.
Хочется отметить, что деревянные палочки, предназначенные для речевых ритмических игр многофункциональны, могут быть использованы детьми с нормой развития и детьми с ТНР по- разному: массаж для ладошек и всего тела, для развития логического мышления «Выложи узор», при обучение грамоте (простучи столько раз сколько слогов в слове, слов в предложении и т.д.), использоваться на занятиях по формированию математических представлений.
Таким образом, использование деревянных палочек в виде логоритмических игр, объединяющих речь, интонацию, звук, жест, мимику, движение, ощущения, в работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми средней группы
В данной статье рассматривается влияние блоков Дьенеша на развитие интеллектуальных способностей дошкольников среднего возраста...

Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми младшей группы.
Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы....

статья Использование интерактивной песочницы iSandBOX в работе с детьми старшей группы "Песочная терапия"
Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом,английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры ...

Использование материалов «Дары Фребеля» в работе с детьми средней группы.
цель:Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей....

Использование тематических загадок в рамках работы с детьми в группе коррекционной направленности
Данные загадки направлены на развитие логического мышления у детей старшей группы. Тематика - День города Санкт-Петербурга....

Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»
В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми логопедической группы»
Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова 1. Летит по небу ветерок, подгоняет лёгкие облачка.Вдруг появилась сердитая туча,А её навстречу другая.Рассердились тучи, столкнулись лбами.Загре...
