Конспект-занятия Тема занятия: «Путешествие в страну гласных звуков»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Архипова Евгения Борисовна

Гласные звуки — это звуки, которые свободно передаются голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Гласных букв больше, чем звуков, — их 10: «а», «я», «у», «ю», «о», «е», «ё», «э», «и», «ы».

Гласные звуки являются основой слога, так как каждый слог обязательно содержит по крайней мере одну гласную.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_glasnyh_zvukov_.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Тема занятия: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [ы], [э];

Задачи:

Личностные:

-развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать логическое мышление при выполнении заданий;

-развивать в детях уверенность в своих силах;

-развивать творческие способности детей.

Предметные:

-закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э];

-закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;

-развивать фонематическое восприятие и слух;

-закрепить умение соотносить звук с соответствующей буквой;

Метапредметные:

-воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Ход занятия

I. Организационный  момент.  

    1. Приветствие.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! У нас на занятии сегодня я, предлагаю  вам поиграть в игру, которая называется: «Назови свое имя ласково» (выполнение упражнения  с мячом). Мы будем передавать мяч друг другу, у кого он окажется тот будет называть своё имя имя  ласково: «Катится веселый мячик быстро, быстро по рукам. У кого веселый мячик, тот ответит сейчас нам. Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай (ответы детей – Катюша, Вероничка, Сашенька, Димочка…).

Педагог: -Отлично, мы познакомились. Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по  стране гласных звуков. А чтобы нам в ней не потеряться мы прикрепим какой-нибудь отличительный знак.   Давайте оденем на руки вот эти красивые красные ленточки. А как вы думаете, почему мы выбрали именно красные? 

(Ответы детей)

Педагог: -Правильно, потому что гласные звуки обозначаем красным цветом. Ребята,  что мы знаем о гласных звуках? Почему их называют гласными? Давайте назовём их.

(Ответы детей, работа по звуковой дорожке)

Педагог: - Ребята, извините, мне только что на мобильный телефон пришло голосовое сообщение  от жителей  волшебной страны гласных звуков  «Вообразилия».

Педагог  включает запись на мобильном телефоне:

«Здравствуйте, дорогие ребята!  Есть в стране Вообразилии городок под названием Звукинка. Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать. Эти жители умеют петь. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Но вот к нам пришла беда: пришла в страну злая Врединка и гласные звуки забрала. Без нас исчезнет город Звукинка.  Помогите нам вернуться в Звукинку. Но у Врединки  есть для вас задания. Если вы их выполните, она отпустит нас. Мы очень надеемся на вас, ребята, ведь вы- то все умеете!»

Педагог: Ну, что, ребята, поможем звукам? И повторим изученные гласные звуки и буквы!

Дети: -Да!

Педагог: 

-Мы друг другу улыбнемся, с песней дружною  пойдем,

А когда глаза закроем в город звуков попадем!

Дети открывают глаза, и видят  куклу  Врединку.

Врединка: -Что прибыли? Думаете, вы сможете спасти гласные звуки? Не получится! Мои задания еще никто не выполнял!

Педагог: -Врединка, не вредничай, давай лучше свои задания, наши дети справятся со всеми трудностями! Правда же, ребята?

Дети:- Да!

II .Основной этап.

      1.Упражнение: «Назови слово с нужным звуком»

Врединка: - Сейчас, я подойду к каждому из Вас и назову звук ([А]-[О]-[И]-[У]), а вы мне слово с этим звуком. 

Дети называют слова: арбуз, улитка, иголка,молоко и др….

Педагог: -Вот видишь Врединка, мы легко справились с первым заданием! Но прежде чем, перейти к другому, сможешь ли ты выполнить наше задание?

Врединка: - Легко! Говорите, что нужно делать?

      2.Артикуляционная гимнастика.

Педагог: -Врединка, чтобы хорошо заниматься, надо нашим язычкам тренироваться!

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

  Аф – аф (собака).

 Ква – ква (лягушка).

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

Му — му (корова),
ду – ду (дудочка).

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

и – и – и – го — го (лошадка),

 пи – пи (мышка).

Округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

ко – ко (курочка),

 но – но (поскакали на лошадке).

Округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

Ээээээээхо.

Сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

Мыыыло, сыыыр.

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются

Педагог: -Ребята, а как можно проверить, что это гласные звуки? 

Дети: -Эти звуки поются, голос не встречает в горлышке преград.

Педагог: -Верно, все правильно.

Врединка: -Да, не так и просто выполнять эти упражнения! Теперь вы должны выполнить мое задание!

3.Упражнение «Отбери и назови»

На доске выставлены картинки, в названии которых есть звуки [А] – [У] – [О] – [И]: осел, изюм, слон, гусь, мак, заяц, бобр, жук, индюк, киви, рак.

Врединка: -Ребята, посмотрите на доску! Называйте эти слова, выходите по очереди к доске и ставьте картинки к соответствующей букве. Если не справитесь, значит не видать вам гласных звуков!

Дети выполняют задание.

Педагог: Ну что ж, мы снова выполнили твое задание!

Врединка: -Если вы такие умные, тогда попробуйте повторить за мной «Чистоговорки»

Дети повторяют за Врединкой

4. Упражнение «Чистоговорки» 

(закрепление четкого и правильного произношения звуков [А], [У], [О], [И] в чистоговорках)

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от — в зоопарке бегемот.

Ин-ин-ин – испекли мы блин

Иш-иш-иш — тут такая тишь.

Педагог: -Молодцы, ребята! Вы справились с еще одним заданием Вреденки!

Врединка: -Это еще не все!!!!! Перейдем к следующему заданию!

5. Физкультминутка

Если мы чуть-чуть устанем

Мы на две минутки встанем.

Мы потянемся немножко,

Повернёмся вправо-влево.

Мы наклонимся разок,

И достанем свой носок,

Раз-два присели вниз,

Три четыре поднялись,

А теперь шагаем вместе,

На одном и том же месте,

Можем тихо постоять,

Отдохнуть и сесть опять.

7. Игра «Веселый поезд»

Врединка: -Ребята, с вами так весело! Вы такие хорошие, так и быть,  отдам я вам гласные звуки! Только они не здесь.  Сейчас мы сядем в скорый поезд и поедем! Только на пути, вас ждут еще препятствия, которые нужно будет пройти! Поезд отправляется! (Дети имитируют звук поезда  чух-чух-чух).

  • Первая остановка «Сад»

Педагог-Ребята, внимательно посмотрите, и найдите фрукты, названия которых начинаются на звук [А]  (набор фруктов: апельсин, айва, ананас, абрикос).

Врединка:  -Вы оказались очень умными и дружными  ребятами! Поэтому, я отдам вам звуки! И они могут свободно жить в нашей стране! А можно я буду приходить к вам на занятия и тоже учиться всему?  Я больше не буду вредничать, а буду дружить со всеми!

Педагог: -Конечно же ты можешь дружить, учиться с ребятами и обязательно у тебя появится много друзей! А теперь нам пора возвращаться!                                                                                                                                              Педагог: -Ребята, звуки за свое спасение награждают вас медалями.  Они благодарят вас. А еще вам передает свое «спасибо» Врединка. Молодцы, ребята, вы научили Врединку многому. Она стала добрее, умнее, послушнее. Спасибо Вам!

III. Заключительный момент, подведение итогов занятия

Педагог: -Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие в страну  гласных звуков? Кому понравилось работать сегодня на нашем занятии, поднимите ручку с красной ленточкой, а кому было скучно, поднимите другую руку.

Педагог : - Молодцы, я вижу, что всем было интересно! Я прощаюсь с вами, до свидания, до следующего путешествия в увлекательную страну звуков и букв!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

конспект занятия в группе компенсирующей направленности с ФФН "Путешествие в страну гласных звуков"

Занятие на закрепление умения четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «И», «О»,  соотносить их с символами и  графическим обозначением....

Конспект занятия "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  "Путешествие в страну гласных звуков" в подготовительной к школе группе...

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

занятие « Путешествие в страну гласных звуков [а][у]»

Обучение грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ...

Конспект занятия «Путешествие в страну гласных звуков»

Задачи:Коррекционно - образовательные:- закрепить знания детей о гласных звуках и способах их характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;- совершенствовать умение выделять глас...