Каникулы с пользой (вторая младшая группа)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Мишустина Елена Анатольевна

Лето – это всегда праздник. Оно даёт запас энергии на весь последующий год, дарит огромные впечатления и положительные эмоции. Но нельзя забывать о полученных за год знаниях и навыках, важно их не растерять. Самый идеальный вариант закрепления знаний и развития речи ребёнка – это игра. Играйте и фантазируйте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Каникулы с пользой187.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лето – это всегда праздник. Оно даёт запас энергии на весь последующий год, дарит огромные впечатления и положительные эмоции. Но нельзя забывать о полученных за год знаниях и навыках, важно их не растерять. 

Самый идеальный вариант закрепления знаний и развития речи ребёнка – это игра.

Старайтесь проводить время ВМЕСТЕ с детьми, а не рядом с ними.

Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, помогите, выполните его вместе. Вселите в ребенка уверенность в свои силы.

Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы речевые игры с ним были ежедневными (по 10-15 минут) Некоторые игры можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Развивайте у ребенка волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца.

Особенности развития речи ребенка

  1. лет

- На 4-м году жизни у ребёнка непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Его словарь насчитывает от 1500 до 2000 слов.

- К 4 годам ребенок начинает говорить сложными предложениями, комбинирует четыре и более слова, понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему.

- Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) и употребляет их.

- Речь становится связной и последовательной. Слова приобретают более точное значение. Дети много говорит сами, любят слушать короткие стихи, рассказы запоминают и рассказывают сказки.

- Обобщают предметы в группы (игрушки, посуда, одежда, овощи, мебель и пр.), пробуют рассуждать и делать выводы.

- Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая).

- Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).

- Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

- Согласует числительные с существительным (1 дом, 2 дома, 5 домов)

- Образует уменьшительно-ласкательную форму слов (стол-столик, мяч-мячик,…)

Picture background

Вас должно насторожить если:

  • речь невнятная, мало понятная окружающим;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • у ребенка постоянно открыт рот, повышено слюноотделение;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими звуками;
  • не использует в речи предлоги.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

ЧЕМ РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ?

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне. Следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Тренируйте силу и длительность выдоха:

  • нюхать воображаемый цветочек

(вдох через нос – выдох АХ) одним

долгим выдохом;

  • надувать воздушные шарики, мыльные

пузыри;

  • дуть на перышко, на ватный шарик.

Развивайте слуховое восприятие и речевой слух:

  • Игра «Угадай, что я делаю?»

Ребенок отворачивается, закрывает глаза. Взрослый производит какие-либо действия. Это может быть и движение стула, шуршание газеты и т.д.: Ребенок должен назвать действие.

  • Игра «Угадай, где звенит»

Взрослый заводит будильник или игрушку и прячет ее. А ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.

  • Игра «Угадай, чья это песня»

Взрослый просит малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (с-с-с) и как поет комарик (з-з-з) и т.д. Упражнения для развития артикуляции:

  • Грызём, жуём, глотаем – морковку,

яблоки, орешки.

  • Грызём - сухари, баранки, сушки.
  • Конфеты «Ирис» - развивают мышцы

языка.

  • Имитация зевания, жевания, глотания с

запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

  • «Усики». Удерживать губами полоску

бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, сладкие соломинки.

  • «Толстячок – худышка». Надувание

обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при сомкнутых губах.

  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть.

Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

  • Насыпать на блюдце немного сахара

или налить небольшое количество варенья. Попросить ребенка облизать тарелочку кончиком языка.

Развивайте мелкую и общую моторику:

  • учите детей застегивать пуговицы,

завязывать шнурки;

  • играйте с глиной, мокрым песком;
  • играйте с мячами (бросайте, ловите, попадайте в цель);
  • собирайте мозаики, разрезные картинки, перебирайте крупы;
  • раскрашивайте, лепите из пластилина,

теста.

Обогащайте словарный запас ребенка новыми словами.

Беседуйте с ребенком, отвечайте на его

вопросы грамотно.

Продолжайте вместе с детьми: 

  • читать сказки, рассказы;
  • пересказывайте короткие сказки,

рассказы, истории (задавайте ребенку вопросы по прочитанному: кто главные герои, описание героев, что случилось…, чем все закончилось,..);

  • придумывайте свои сказки,

рассказы, небылицы… (можно совместно с ребенком нарисовать сказку);

  • отгадывайте загадки, учите стихи;
  • в вечернее время беседуйте с

ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день.

Фантазируйте

                                и играйте на здоровье!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №14«Золотой петушок»

Каникулы с пользой

Игра – вещь полезная,

  игра со взрослыми – вещь очень полезная,

      игра с родителями – вещь особо полезная.

Picture background

г. Курчатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения оздоровительных каникул во второй младшей группе

Примерное планирование летних каникул на неделю...

План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для второй младшей группы детского сада

План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для второй младшей группы детского сада...

План зимних каникул во второй младшей группе

Цель: Организовать, активный отдых детей, снизить психологическую нагрузку на детский организм. Способствовать развитию творческой инициативы. Развивать  внимание, любознательность, наблюдательно...

Конспект спортивного развлечения во второй младшей группе на тему: "Новогодние каникулы"

Конспект содержит в себе эстафеты "Снежная башня", "Попади в цель", "Вот какие мы быстрые и ловкие", точечный массаж, игру "Снежинки", танец маленьких утят....

Консультация «Веселые зимние каникулы» для родителей второй младшей группы

О чем мечтают дети, думая о праздниках? О волшебстве, маскарадах, ледяных горках, путешествиях. И о том, что наконец-то можно пообщаться с мамой и папой, которые вечно пропадают на работе.О...

План зимних каникул во второй младшей группе

Планирование зимних каникул...

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе "Зима в Санкт-Петербурге. Каникулы"

Программное содержание: 1. Расширять  элементарные представления о зиме, знакомить с зимними видами спорта. 2. Воспитывать бережное отношение к природе расширять представления о сезонных изменени...