конспект занятия по речевому занятию «Пересказ сказки «Гуси-лебеди по мнемотаблице»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Эльвина Илшатовна Гимаева

Цель: развитие связной монологической речи через пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» с опорой на мнемотаблицу;

Задачи:

Коррекционно-образовательные – активизировать словарь синонимов, антонимов; учить работать с проблемным текстом: вслушиваться в неправильно построенные фразы и исправлять их на логически верные; продолжать развивать связную речь, через пересказ сказки по цепочке; учить правильно применять элементы психогимнастики; закреплять понятия «начало», «середина», «конец» сказки или рассказа;

Коррекционно-развивающие – развивать навык планирования связного высказывания; учить соотносить содержание фразы со схематичным изображением и строить план-схему; учить понимать и объяснять значения образных выражений; упражнять в отгадывании загадок; развивать внимание, память, мыслительную деятельность; закреплять пространственную ориентировку и последовательность на листе бумаги; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; упражнять в изменении интонации, силы и громкости голоса;

Коррекционно-воспитательные – прививать любовь к русским народным сказкам, учить понимать их мудрость и доброту.

Средства реализации: загадки и предметные картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»; листы бумаги формата А4, схемы-символы для построения мнемотаблицы; клей; мяч.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ответы на вопросы по сюжетам художественных произведений; отгадывание загадок, объяснение образных выражений и пословиц; определение на слух и исправление логически нарушенных фраз; работа с мнемотаблицами на материале стихов, загадок, сказок; подготовка листов формата А4 для мнемотаблицы.

Словарная работа: гребешок, девочке наказывают, костяная нога, сажа, наливное румяное яблочко.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa_konspekt.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие связной монологической речи через пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» с опорой на мнемотаблицу;

Задачи:

Коррекционно-образовательные – активизировать словарь синонимов, антонимов; учить работать с проблемным текстом: вслушиваться в неправильно построенные фразы и исправлять их на логически верные; продолжать развивать связную речь, через пересказ сказки по цепочке; учить правильно применять элементы психогимнастики; закреплять понятия «начало», «середина», «конец» сказки или рассказа;

Коррекционно-развивающие – развивать навык планирования связного высказывания; учить соотносить содержание фразы со схематичным изображением и строить план-схему; учить понимать и объяснять значения образных выражений; упражнять в отгадывании загадок; развивать внимание, память, мыслительную деятельность; закреплять пространственную ориентировку и последовательность на листе бумаги; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; упражнять в изменении интонации, силы и громкости голоса;

Коррекционно-воспитательные – прививать любовь к русским народным сказкам, учить понимать их мудрость и доброту.

Средства реализации: загадки и предметные картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»; листы бумаги формата А4, схемы-символы для построения мнемотаблицы; клей; мяч.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ответы на вопросы по сюжетам художественных произведений; отгадывание загадок, объяснение образных выражений и пословиц; определение на слух и исправление логически нарушенных фраз; работа с мнемотаблицами на материале стихов, загадок, сказок; подготовка листов формата А4 для мнемотаблицы.

Словарная работа: гребешок, девочке наказывают, костяная нога, сажа, наливное румяное яблочко.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход ООД:

1.Оргмомент. Дети входят в группу, встают полукругом, лицом к гостям.

П.: Ребята, посмотрите, сколько людей собралось сегодня у нас в группе! Давайте поприветствуем наших гостей, но сделаем это не просто и не скучно, а так же, как весеннее солнышко, которое смотрит на нас по утрам через окошко, – с доброй и тёплой улыбкой!

Д.: Широко улыбаются и хором здороваются.

П.: Я знаю, вы любите игры,

     Песни, загадки и пляски.

     Но нет ничего интересней,

     Чем наши волшебные …

Д.: Сказки!

П.: Ребята, а вы любите сказки? Хорошо их знаете?

Д.: Да!!!

Логопед предлагает собраться вокруг мольберта

П.: Про сказки я спросила не просто так, из любопытства! Дело в том, что сегодня к нам пришли не только гости, но и сказка. Очень хочется ей увидеть и услышать, что вы про неё знаете.  И сейчас вам предстоит отгадать её персонажей. Будьте внимательны! Загадку дослушать надо до конца! Готовы?

Дети отгадывают загадки и вывешивают картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»

  1. Бабушка седа-бела,

   Зимой каждому мила.

   Из трубы летят колечки.

   Это дым из нашей …   (печки).

  1. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.   (Речка)
  1. Живёт в дремучем лесу, в избушке, очень вредная старушка.   (Баба-Яга)
  1. Стоит королева, плоды румяные надела.

   Угощает весь народ, кто заходит в огород.   (Яблоня)

  1. Длинные шеи, красные лапки,

   Щиплют за пятки – беги без оглядки!   (Гуси)

2. Основная часть.

Введение в тему.

П.: Молодцы, всех героев узнали! А теперь назовите саму сказку, как же она называется?

Д.: Сказка «Гуси-лебеди».

П.: Верно! Это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Ребята, почему про неё так говорят – русская народная?

Д.: Потому, что её сочинил (придумал) наш народ.

П.: И это верно! Нет одного автора у этой сказки. Кто-то когда-то сочинил и пересказал другому. Так и пошла сказка гулять по белому свету. Автора не запомнили, а сказка живёт, радует нас. И кажется на первый взгляд – совсем простая сказочка, но нет… Сколько добра в ней, сколько мудрости!

Педагог предлагает детям присесть за столы и продолжить занятие.

Понятие «план-схема». Инструкция.

П.: Давайте вспомним, как надо сидеть за столом? Спинки ровненькие, ножки стоят прямо! Хорошо, молодцы!

П.: Ребята, чтобы пересказать сказку или рассказ обязательно нужен план. Сегодня мы сделаем его своими руками и назовём – ПЛАН-СХЕМА. Для этого нам с вами пригодятся листочки, которые вы недавно складывали, схематичные картиночки, которые лежат у всех на столах и ещё – клей.

Педагог параллельно демонстрирует каждый предмет

П.: Разложите, пожалуйста, картинки НАД листом бумаги. Постарайтесь не перепутать свои картинки с картинками вашего товарища!

      Поставьте пальчик в первый квадратик. Где он расположен? Да, верхний ряд, первый квадратик слева – это НАЧАЛО сказки. Далее также движемся по прямой линии СЛЕВА-НАПРАВО.

П.: Обратите внимание! Работу с клеем проводим быстро. Наносим клей только на середину квадратика (полностью клеем смазывать его не надо) на большом листе, а подходящую схематичную картинку прикладываем сверху. Нам нужно её просто зафиксировать, чтобы она от нас никуда не улетела. 

Работа с первой частью сказки. Составление мнемотаблицы.

П.: Я уже говорила, что в сказках всё непросто! Вам, дети, предстоит преодолеть несколько препятствий. Сейчас буду вас запутывать. А вы должны слушать внимательно отрывочки из нашей сказки и исправлять, если что-то будет неправильно.

П.: Итак, готовы? Сказка начинается …

1) «Жили-были Баба-Яга – костяная нога, гуси-лебеди, и был у них Петушок-золотой гребешок».

Д.: Нет! Жили-были муж с женою. Была у них дочка и сыночек маленький.

П.: Ну что ж, начало правильное! Посмотрите внимательно на схематичные картинки, найдите ту, которая подходит к началу сказки и вклейте её.  

П.: Хорошо. Слушаем дальше…

2) «Собрались родители в гости, а девочке наказывают: «Сходи-ка и ты, доченька, погуляй, а братец и сам поиграет».

Д.: Нет! Собрались родители на базар, а девочке наказывают быть умницей, беречь братца, со двора не уходить.

П.: А что же девочка?

Д.: Девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась с подружками.

П.: Найдите, пожалуйста картинку-схему, которая нам подходит, и приклейте. Следующая фраза:

3) «В это время неподалёку прогуливались гуси-лебеди. Решили они с девочкой в прятки поиграть».

Д.: Нет! В это время откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли.

П.: Ищем нужную схему и вклеиваем. Слушаем:

4) «Прибежала девочка, а братца нет. Только гуси-лебеди мелькнули вдали. – Наверное, гуси унесли братца, – подумала девочка и побежала их догонять».

Д.: Да! Правильно!

П.: Вклеиваем картинку-схему.

5) «Бежала, бежала девочка и видит: стоит печка в поле вся чёрная от сажи и горько плачет».

Д.: Нет! Бежала, бежала девочка, видит: стоит печка. – Печка, куда гуси-лебеди полетели? А печка в ответ: – Съешь моего ржаного пирожка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и пшеничные не едятся. Печка ничего не сказала.

П.: Ищем нужную картинку-схему.

6) «Дальше девочка встретила зайчика под яблонькой и спросила у него, куда гуси-лебеди полетели. А зайчик предложил ей скушать сочную грушу».

Д.: Нет! Девочка побежала дальше и увидела яблоньку. – Яблонька, куда гуси-лебеди полетели? Яблонька в ответ: – Съешь моего лесного яблочка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и садовые не едятся. Ничего не ответила яблонька.

П.: Находим картинку.

7) «Побежала девочка дальше и видит: течёт молочная река, кисельные берега. – Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели? А речка ей в ответ: – Попей моего простого киселька с молочком, скажу! Девочка говорит: – У моего батюшки и сливочки не едятся. Промолчала речка».

Д.: Да! Правильно!

П.: Вклеиваем ещё одну картинку. Слушаем!

8) «Долго ходила девочка, устала. Увидела она чью-то избушку, зашла в неё, а там только мышка хозяйничает. Прилегла девочка на кровать, да и уснула».

Д.: Нет! Долго девочка бегала по лесу и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидит Баба-Яга – костяная нога, а братец на лавочке с золотыми яблочками играет. Девочка схватила братца и побежала.

П.: Ну что ж, вклеиваем ещё одну, последнюю картинку. Вот, ребята, и получилась у нас с вами план-схема к сказке «Гуси-лебеди». Да план не простой: по нему мы сможем рассказать, как девочка с братцем добрались до своего дома.

П.: Давайте теперь проверим, так ли всё вы сделали, правильно получилось?

Педагог выставляет демонстрационный образец для сравнения на листе А3

П.: А теперь мы отдохнём. Предлагаю выйти из-за столов, встать в круг и взяться за руки.

III. Физминутка. Игровое упражнение с элементами психогимнастики «Яблоня».

– Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Заморозил их мороз?

(Дети имитируют мороз, потирая плечи кистями рук, затем растирают сами кисти, щёки; дышат теплым воздухом – «греют руки»)

Или ветер их унёс?

(Дети изображают ветер, покачивая вытянутыми вверх руками влево-вправо по 2 раза, и произнося на выдохе Ш-Ш-Ш-Ш)

Или молния спалила?

(Дети подпрыгивают вверх и присаживаются, опускаясь прямо или змейкой, 2 раза)

Или градом их побило?

(Дети топают ногами)  

Или птицы поклевали?

(Дети кистями рук имитируют клюв птицы и движения клювом, можно одновременно и головой в разные стороны)

Куда они пропали?

(Дети делают задумавшееся лицо, разводя плечами и руками)

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс.

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём.

Птицы их не поклевали ….

(Дети загибают пальцы по одному на руках, начиная с больших)

Дети оборвали!

(Дети подпрыгиваю вверх с поднятыми руками – движение восхищения,

Радости!)

Пересказ второй части сказки по мнемотаблице.

П.: Молодцы! Присаживаемся на свои места.

Снова проверим свои ровненькие спинки! Хорошо, молодцы!

П.: Ребята, как вы думаете, почему часто в сказках про яблоко говорят так: наливное румяное яблочко. Как вы понимаете это выражение?

Д.: Потому что яблоко созрело, налилось соком и стало вкусным.

П.: Верно. Молодцы! А теперь нам осталось пересказать вторую часть сказки, в которой девочка с братцем возвращаются домой. Откуда начнём пересказ, догадались?

Д.: С конца плана.

П.: Да, ребята, и это будет ещё одно препятствие! Ведь дальше сказку нужно рассказать, следуя за планом-схемой в обратную сторону (задом-наперёд).

А слова, которые принадлежат героям сказки, вы будете произносить их голосами, и с их интонацией. Кто начинает?

Д.: Пересказывают сказку.

Педагог слушает пересказ, следит за правильностью произношения,

ролевых интонаций и использованием детьми в речи сложных предлогов

3. Заключитльная часть.

П.: Ну что ж, ребята! Вы отлично справились с непростыми заданиями. Что помогло нам быстро, правильно и интересно пересказать сказку «Гуси-лебеди»?

Д.: План-схема.

П.: Ребята, занятие наше подходит к концу, давайте закончим его там, где и начинали – у мольберта. Ой, а где же наши картинки?  

Дети смотрят по сторонам…

П.: А что это за волшебное сверкающее покрывало? Заглянем под него, что там? Дети, посмотрите наши картинки превратились в шапочки для театра. Как же здорово! И теперь вы можете в эту сказку поиграть по ролям!

Педагог заканчивает занятие чтением стихотворения

В мире много сказок                     Пусть герои сказок

Грустных и смешных.                   Дарят нам тепло,

И прожить на свете                       Пусть добро навеки

Нам нельзя без них!                      Побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с карточками Проппа. Пересказ сказки \'\' Гуси-лебеди \'\'

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди» Образовательная область:    речевое развитиеВозрастная...

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»Образовательная область:     речевое развитиеВозрастная группа: 6-7 летОбразовательные...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» с применением мнемотаблицы».

Цель: формирование знания у детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью мнемотаблицы и понимать образные слова и выражения в тексте....

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»...