Программа дополнительного образования "Речевичок"
материал по развитию речи (младшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«РЕЧЕВИЧОК»
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Б» (2-3 ГОДА)
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Выполнила:
Воспитатель
Кучук А.В
п. Октябрьское, 2024
Актуальность
В настоящее время существует проблема низкого уровня речевого развития, а также мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
Поэтому мы организовали кружок для развития речи, мелкой моторики и артикуляции - «Речевичек», который объединяет такие виды деятельности, как самомассаж пальчиков рук, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, разучивание потешек и песенок русского народа.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Привить детям любовь к художественному слову;
2.Познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениям;
3.Развивать фантазию и творческое воображение;
4.Развитие коммуникативных навыков.
Программа кружка основывается на следующих принципах:
1.Доступность:
учет возрастных особенностей детей;
адаптированность материала возрасту.
2.Систематичность и последовательность:
постоянная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенного материала.
3.Наглядность:
использование наглядных пособий;
учет особенностей мышления.
4.Динамичность:
интеграция в разные виды деятельности.
5.Дифференциация:
учет возрастных особенностей;
создание благоприятной среды.
6.Гуманность:
активность и творческий подход к проведению занятий;
доброжелательность и непринужденность.
Продолжительность реализации программы - 1 год.
Возраст участников программы – 2-3 года
Методы проведения кружка:
1.Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2.Наглядный - показ действий;
3.Действия руками ребёнка;
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Кружковые занятия проводятся по 10 минут, во второй половине дня, 1раза в неделю. Всего занятий - 18
Ожидаемый результат:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3. Интерес к фольклору, пальчиковым играм;
4.Развитие мелкой моторики рук.
Форма подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
УТВЕРЖДЕНО:
приказом МБДОУ «ДСОВ «Солнышко»
от г. №3008 – 06-од
Заведующий МБДОУ «ДСОВ «Солнышко»
_______________________Е.В. Давыдова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
«РЕЧЕВИЧОК»
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Б» (2-3 ГОДА)
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Выполнила:
Воспитатель
Кучук А.В
п. Октябрьское, 2024
Актуальность
В настоящее время существует проблема низкого уровня речевого развития, а также мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
Поэтому мы организовали кружок для развития речи, мелкой моторики и артикуляции - «Речевичек», который объединяет такие виды деятельности, как самомассаж пальчиков рук, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, разучивание потешек и песенок русского народа.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
#1055;ривить детям любовь к художественному слову;
#1055;ознакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениям;
#1056;азвивать фантазию и творческое воображение;
#1056;азвитие коммуникативных навыков.
Программа кружка основывается на следующих принципах:
#1044;оступность:
учет возрастных особенностей детей;
адаптированность материала возрасту.
#1057;истематичность и последовательность:
постоянная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенного материала.
#1053;аглядность:
использование наглядных пособий;
учет особенностей мышления.
#1044;инамичность:
интеграция в разные виды деятельности.
#1044;ифференциация:
учет возрастных особенностей;
создание благоприятной среды.
#1043;уманность:
активность и творческий подход к проведению занятий;
доброжелательность и непринужденность.
Продолжительность реализации программы - 1 год.
Возраст участников программы – 2-3 года
Методы проведения кружка:
#1057;ловесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
#1053;аглядный - показ действий;
#1044;ействия руками ребёнка;
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Кружковые занятия проводятся по 10 минут, во второй половине дня, 1раза в неделю. Всего занятий - 18
Ожидаемый результат:
#1054;богащение активного и пассивного словаря детей;
#1047;накомство детей с фольклором;
3. Интерес к фольклору, пальчиковым играм;
#1056;азвитие мелкой моторики рук.
Форма подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы.
Учебно-тематический план
На 2024-2025 учебный год
№ | Месяц | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Сентябрь | Животные | 0 | 1 | 1 |
2. | Октябрь | Животные | 0 | 1 | 1 |
Октябрь | Качели | 0 | 1 | 1 | |
4. | Октябрь | Качели (повтор) | 0 | 1 | 1 |
5. | Ноябрь | Хоботок | 0 | 1 | 1 |
6. | Ноябрь | Хоботок (повтор) | 0 | 1 | 1 |
7. | Декабрь | Зайка | 0 | 1 | 1 |
8. | Декабрь | Зайка ( повтор) | 0 | 1 | 1 |
9. | Январь | Иголочка | 0 | 1 | 1 |
10. | Январь | Иголочка (повтор) | 0 | 1 | 1 |
11. | Февраль | Маляр | 0 | 1 | 1 |
12. | Февраль | Маляр (повтор) | 0 | 1 | 1 |
13. | Март | Орешки | 0 | 1 | 1 |
14. | Март | Орешки (повтор) | 0 | 1 | 1 |
15. | Апрель | Друзья | 0 | 1 | 1 |
16. | Апрель | Друзья (повтор) | 0 | 1 | 1 |
17. | Май | Бегемотик зевает. | 0 | 1 | 1 |
18. | Май | Бегемотик зевает.(повтор) | 0 | 1 | 1 |
18 | 18 | ||||
Календарно-тематический план работы кружка
Месяц | Тема занятия | Цель | Программное содержание | Материал и оборудование |
Сентябрь | Животные | Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами | #1052;ассаж пальчиков грецким орехом. #1040;ртикуляционное упражнение «Улыбка» #1055;альчиковая гимнастика «Животные» Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок. 4. Упражнение «Помоги зайчику добраться до домика» | Грецкий орех Дидактический материал с артикуляционной гимнастикой Схема дороги к дому зайчика |
Октябрь | Животные | Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | #1052;ассаж пальчиков карандашами. 2. Артикуляционное упражнение «Улыбка» (повтор) 3. Пальчиковая гимнастика «Животные» (повтор) #1047;аучивание потешки «Пекла кошка пирожки» Пекла кошка пирожки, Из гороховой муки. Лист из печки вынула - На пол опрокинула. Покатился колобок Прямо мышке под порог. Мышка Прасковья пищит из подполья: - Катись, колобок, на мышкин зубок! Мышка-то рада, а кошке досада. #1048;гры с пробками. | Карандаши Дидактический материал с артикуляционной гимнастикой Пробки для игр |
Октябрь | Качели | Активизировать движение пальцев рук, Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами | #1052;ассаж пальчиков «Сильные пальчики» 2. Артикуляционное упражнение «Качели». 3. Пальчиковая гимнастика «Зима» Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. 4. Потешка «Пекла кошка пирожки» (повтор). #1087;азлы. | MAXI-пазлы. |
Октябрь | Качели (повтор) | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. | #1052;ассаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». #1040;ртикуляционное упражнение «Качели» (повтор) #1055;альчиковая гимнастика «Зима» (повтор) 4. Потешка «Пекла кошка пирожки» (повтор) 5. Упражнение «Выложи по контуру» | Схема «Выложи по контуру» |
Ноябрь | Хоботок | Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом | #1052;ассаж пальчиков мячиком-ёжиком. 2. Артикуляционное упражнение «Хоботок» #1055;альчиковая гимнастика «Наш дом» Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом - четырёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный. #1048;гра «Найди, что спряталось в фасоли» | Мячики - ёжик. Фасоль |
Ноябрь | Хоботок (повтор) | Формировать навыки выразительности и пластичности движений, развитие ручной умелости и мелкой моторики рук. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | #1052;ассаж пальчиков массажным колечком. #1040;ртикуляционное упражнение «Хоботок» (повтор) #1055;альчиковая гимнастика «Наш дом» (повтор) #1047;аучивание потешки «Ты, мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. #1059;пражнение «Собери бусы» | Массажный колокольчик. Бусы. |
Декабрь | Зайка | Развитие ручной умелости с помощью массажа рук предметами. | #1052;ассаж пальчиков грецким орехом. #1040;ртикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». 3. Пальчиковая гимнастика «Зайка» Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса. #1055;отешка «Ты мороз, мороз, мороз» (повтор) 5. Игра «Разбери пуговицы по цвету» | Грецкий орех. Пуговицы. |
Декабрь | Зайка (повтор) | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.. Развивать мелкую моторику; логику; память; мышление и воображение. | #1052;ассаж пальчиков карандашами. #1040;ртикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко» (повтор) #1055;альчиковая гимнастика «Зайка» (повтор) #1055;отешка «Ты мороз, мороз, мороз» (повтор) #1064;нуровка «Паровозик» | Карандаши. Шнуровка «Паровозик» |
Январь | Иголочка | Улучшить мелкую моторику рук и речь детей. Воздействия на рефлекторные зоны ладони с целью активизации работы всего аргонизма. | #1052;ассаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2. Артикуляционное упражнение «Иголочка» 3. Пальчиковая гимнастика «Мама» Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони. #1064;нуровка «Ёжик». | Мячик- ежик. Шнуровка «Ёжик». |
Январь | Иголочка (повтор) | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию. | #1052;ассаж пальчиков «Сухой бассейн». #1040;ртикуляционное упражнение «Иголочка» (повтор) #1055;альчиковая гимнастика «Мама» (повтор) 4. Разучивание заклички «Весна, весна красна!» Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым! #1064;триховка «Цветы для мамы». | «Сухой бассейн». Штриховка . |
Февраль | Маляр | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. | #1052;ассаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2. Артикуляционное упражнение #1052;ассаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2. Артикуляционное упражнение «Маляр» #1055;альчиковая гимнастика «Весна» Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. #1047;акличка «Весна, весна красна!» (повтор) #1048;гры с прищепками «Солнышко», «Ёлка», «Тучка».#1055;альчиковая гимнастика «Весна» Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. #1047;акличка «Весна, весна красна!» (повтор) #1048;гры с прищепками «Солнышко», «Ёлка», «Тучка». | Прищепки. |
Февраль | Маляр (повтор) | Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом, умение чередовать выученные упражнения. Развивать сенсомоторную координацию. | #1052;ассаж пальчиков массажным колечком. #1040;ртикуляционное упражнение «Маляр» (повтор) #1055;альчиковая гимнастика «Весна» (повтор) #1047;акличка «Весна, весна красна!» (повтор) #1048;гра «Разбери счётные палочки по цвету» | Массажное колечко. |
Март | Орешки | Развитие мелкой моторики рук; гибкости, силы, подвижности пальцев. Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. | #1052;ассаж пальчиков «Сильные пальчики» 2. Артикуляционное упражнение «Орешки» #1055;альчиковая гимнастика «Кошка» Вот, убрав царапки, «Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки. #1059;пражнение «Обведи по контуру овощи» | Схема- контур. |
Март | Орешки (повтор) | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, различение цвета. Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. | #1052;ассаж пальчиков «Сухой бассейн» 2. Артикуляционное упражнение «Орешки» (повтор) 3. Пальчиковая гимнастика «Кошка» (повтор) #1047;аучивание потешки «Идёт лисичка по мосту» Идёт лисичка по мосту Несёт вязанку хворосту. Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой. #1059;пражнение «Рисуем пальчиком по манке» | «Сухой бассейн» Ватман. |
Апрель | Друзья | Развивать координацию пальцев рук, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию. | #1052;ассаж пальчиков карандашами. #1040;ртикуляционное упражнение «Весёлая змейка» #1055;альчиковая гимнастика «Друзья» Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) 4. Потешка «Идёт лисичка по мосту» (повтор) #1059;пражнение «Поможем Золушке разобрать крупу» | Карандаши. Крупы. |
Апрель | Друзья (повтор) | Формировать навыки выразительности пластичности движений, развитие ручной умелости и мелкой моторики рук. | #1052;ассаж пальчиков массажным колечком. 2. Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» (повтор) 3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» (повтор) 4. . Потешка «Идёт лисичка по мосту» (повтор) #1059;пражнение «Сматывание нитки в клубок» | Массажное колечко. Нитки. |
Май | Бегемотик зевает. | Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. | #1052;ассаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. 2. Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». #1055;альчиковая гимнастика «Дятел» Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё. Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук. #1057;оставление контуров предметов из счётных палочек. | Счетные паолчки. |
Май | Бегемотик зевает (повтор) | Развитие мелкой моторики. Совершенствование тактильной чувствительности. Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности. | #1052;ассаж пальчиков мячиком-ёжиком. #1040;ртикуляционное упражнение «Бегемотик зевает» (повтор) #1055;альчиковая гимнастика «Дятел» (повтор) #1047;аучивание потешки «Солнышко» Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку. #1064;триховка «Домик» | Мячик- ежик. Схема –домик. |
Список использованной литературы:
1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;
3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;
4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;
5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;
6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова
7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»
Е.А.Савельева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
