Развитие связной речи
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие связной речи старших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Выступление на ММО по теме:
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий»
Автор: Валюх А.Н., воспитатель первой квалификационной категории
г.Камень-на-Оби
2025 г.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только, что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Понятие «Игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является важным направлением в их подготовке к школьному обучению и общему социальному развитию. Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс более эффективным, увлекательным и структурированным. Вот основные аспекты этого подхода.
Ни для кого не секрет, что для развития связной речи мы используем такие незаменимые технологии, как пальчиковая, артикуляционная гимнастики, а так же сказкотерапия. Но время идёт и актуальность данной темы только приобретает ещё большую значимость, поэтому перед педагогом стоит задача найти и внедрить в работу ещё более эффективные и инновационные технологии.
Одна из так же распространенных, но не менее эффективных техник –это мнемотехника.
Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации.
Дидактическим материалом служат:
• Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
• Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
• Мнемотаблицы — представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
Наряду с ними можно применять Су-Джок терепию и песочную терапию.
Синквейн — это пятистрочная стихотворная форма, написанная по определённому правилу. Это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл — характеристика чего-либо или кого-либо в краткой форме.
Алгоритм составления синквейна:
Первая строка — это одно слово, которое является примером.
Вторая строка — два прилагательных, которые описывают предмет.
Третья строка — три глагола или деепричастия.
Четвёртая строка — небольшое словосочетание, которое выражает отношение автора.
Пятая строка — одно слово, которое является ассоциацией.
А теперь переходим к более современным образовательным технологиям:
- Интерактивные игры и программы. Использование компьютерных и планшетных приложений, направленных на развитие навыков рассказывания, пересказа, составления историй и работы с последовательностью событий.
- Мультимедиа. Применение аудио- и видеоматериалов, которые стимулируют слуховое восприятие и помогают детям лучше понимать структуру текста.
- Электронные книги. Они позволяют детям взаимодействовать с текстом, слушать образцы правильной речи и тренировать навыки чтения и пересказа.
- Технологии дополненной реальности (AR). Такие технологии помогают визуализировать сюжеты рассказов, что способствует лучшему пониманию и пересказу.
Методы работы с использованием технологий
- Моделирование ситуаций. С помощью интерактивных приложений и мультимедиа можно создавать игровые и сюжетные ситуации, в которых дети учатся выстраивать логически связные рассказы.
- Творческая деятельность. Использование цифровых платформ для создания детьми собственных историй, например, создание мультфильмов, где ребенок придумывает сюжет, описания и диалоги.
- Обратная связь. Технологии позволяют записывать речь детей, анализировать её и работать над исправлением ошибок.
Преимущества современных технологий
- Индивидуализация обучения. Программы адаптируются под уровень развития ребенка.
- Мотивация. Технологии делают процесс обучения более интересным.
- Многоканальность восприятия. Использование различных каналов восприятия (зрение, слух, моторика) способствует лучшему усвоению материала.
Несмотря на активное использование технологий, ключевую роль играет педагог, который направляет процесс обучения, помогает детям осваивать навыки построения связной речи и корректирует их ошибки. Технологии являются лишь инструментом для достижения образовательных целей.
Примеры технологий:
- Приложения, такие как "Учим слова", "Сказбука".
- Платформы для создания цифровых комиксов и историй, например StoryJumper.
- Интерактивные доски для коллективного составления рассказов.
Современные образовательные технологии становятся мощным инструментом в развитии связной речи у дошкольников, позволяя сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, а также готовя детей к успешной коммуникации в будущем.
Подробно хочу остановить на той технологии, которую я применяю чаще в своей работе с детьми.
Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.
Это слово в переводе с английского означает «рассказывание историй» Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена она была для взрослых, на кубиках были изображены лишь символы и знаки. А для наших детей конечно нужны яркие, понятные картинки.
Эта технология интересна и увлекательна, позволяет :
-разнообразить образовательную деятельность с детьми;
-заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
-научить воспринимать и усваивать внешнюю информацию;
-обогатить устную речь дошкольников;
-облегчить процесс запоминания сюжета.
Уважаемые коллеги, вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше чем тысячи слов»? Кубики историй - яркий тому пример. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй» (сопровождается показом).
Цель сторителлинга, которая лежит в основе игры «Кубики историй»: захватить внимание детей с начала повествования и удержать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Опираясь на собственный опыт работы, могу поделиться следующей педагогической разработкой, для открытого занятия «Лунтик в гостях у ребят детского сада», которое было проведено на методической неделе, были изготовлены «звёздочки историй», на основе придумывания продолжения серии «Кораблик» из цикла мультфильма «Лунтик и его друзья». Дети с удовольствием окунулись в составление рассказа. Было изготовлено 6 звёзд, были отобраны 12 картинок, которые подходили по смыслу продолжения серии. По очереди дети вытягивали из волшебной космической карты-коробки по одной звезде, на которой с двух сторон были изображены разные картинки, выбирали одну картинку, которая больше нравится, составляли предложения, связанные по смыслу с предыдущим. В конце рассказа один ребёнок по звёздам с картинками последовательно восстановил весь сюжет истории, которую мы вместе придумали. Дети отлично справились с заданием, усвоили данную технологию, мы часто её используем на занятиях и в режимных моментах. Могу подтвердить на собственном опыте, что технология Сторителлинг, действительного помогает развивать речь дошкольников, творческое мышление и воображение.
Ещё одна интересная технология Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника, в которой материал иллюстрируется «на лету» рисунками на б листе бумаги.
Важно помнить, что развитие связной речи – это длительный процесс. Необходимо использовать комплексный подход, сочетающий различные современные образовательные технологии, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И самое главное – создание комфортной и стимулирующей среды, где дети чувствуют себя уверенно и с удовольствием участвуют в процессе обучения.
Список используемой литературы
1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
2. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
3. Пастухова Елена Владимировна – ПЕДПОРТАЛ. Библиотека материалов для работников школы. Дошкольное образование. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей / Под ред. Л.Н. Засориной . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
