тех карта по речевому развитию ДЭ о щедрости и жалности
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Захарова Александра Эдуардовна

Цель занятия: Формирование первичных представлений о нравственных качествах (щедрость, жадность) через речевую деятельность с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_o_shchedrosti.docx29.66 КБ
Файл teh_karta_o_shchedrosti.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО обучающегося:

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: Щедрость и жадность

Возрастная группа: Средняя группа 4-5 лет

Цель занятия: Формирование первичных представлений о нравственных качествах (щедрость, жадность) через речевую деятельность с использованием ИКТ.

Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):

1) Формировать первоначальные представления о нравственных понятиях «щедрость» и «жадность».

2) Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие с помощью ИКТ.

3) Воспитывать желание делиться, угощать, делать приятное другим.

Дополнительные задачи: Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить умение следовать правилам игры, формировать навык элементарной рефлексии (оценка своего настроения, понимания).

Словарная работа: активизация: делиться, угощать, дарить, друг, друзья, вместе, весело, грустно, одиноко.

Закрепление новых понятий: щедрый (человек, который с радостью делится с другими, дает часть своего), жадный (человек, который не хочет делиться, все держит только для себя), жадничать (вести себя как жадный человек).

Планируемый результат занятия: Дети имеют первоначальное представление о понятиях «щедрость» и «жадность». Понимают смысл слов «делиться», «жадничать», «одиноко».

Подготовительная работа: Подготовить предметы для игры "Щедрые ладошки", организовать пространство: обеспечить хорошую видимость экрана для всех детей, свободное место для игры и физкультминутки, проверить исправность оборудования: интерактивная доска/проектор, ноутбук/планшет, колонки, беседы о дружбе, о том, как приятно играть вместе, наблюдения за ситуациями проявления щедрости/нежелания делиться в группе (без акцентирования на конкретных детях).

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание

деятельности педагога

Предполагаемая деятельность

детей

Материалы и оборудование

Планируемые результаты

1

Организационно-

мотивационный этап

1. Создать эмоционально-положительный настрой.

#1057;формировать мотивацию к предстоящей деятельности.

3. Подвести детей к теме занятия.

1. Приветствие "Солнечные лучики":

"Здравствуйте, мои хорошие! Давайте улыбнемся друг другу, как яркое солнышко, и помашем ручками, как солнечные лучики! Пусть у нас у всех будет хорошее настроение!"

2. Сюрпризный момент (ИКТ):

На интерактивной доске появляется изображение грустного медвежонка с одной ягодкой и корзинкой. Педагог интригующе: "Ой, смотрите, кто к нам пришел? Это Мишутка. Какой он? (Грустный). Как вы думаете, почему он грустит? Послушайте, что он нам расскажет..." (Включается короткий аудиофайл (2-3 сек) всхлипывания).

- Возвращают приветствие, улыбаются.

- Проявляют интерес к изображению на экране.

- Отвечают на вопросы педагога (грустный, плачет).

- Высказывают предположения о причине грусти Мишутки ("Упал", "Заболел", "Потерял что-то").

- Слушают аудио.

- Интерактивная доска/проектор + ноутбук.

- Изображение грустного медвежонка с ягодкой.

- Аудиофайл "всхлипывание".

Дети проявляют положительный эмоциональный отклик.

- Проявляют любознательность и интерес к происходящему.

- Вступают в диалог с педагогом, отвечают на простые вопросы.

-Сосредотачивают внимание на зрительном и слуховом стимуле

2

Основной этап

1. Познакомить с понятиями "делиться", "жадничать" на примере понятной ситуации.

2. Активизировать словарь (щедрый, жадный, делиться, одиноко, грустно/весело).

3. Развивать умение слушать и понимать простой сюжет.

1. Просмотр мультипликационного фрагмента/Интерактивной истории (ИКТ):

Показывает короткий ( мин) простой мультфильм или интерактивную историю на доске: Мишутка нашел много ягод, но съел все сам. К нему подошел зайчонок, но Мишутка спрятал ягоды. Зайчонок ушел грустный. Мишутку никто не хочет брать в игру. Он одинок и грустит.

2. Беседа по содержанию:

- "Что сделал Мишутка, когда нашел ягоды?" (Съел сам, не поделился).

- "Как поступил Мишутка, когда пришел Зайчонок?" (Спрятал ягоды, не дал).

- "Почему Зайчонок ушел грустный?" (Хотел ягодку, Мишутка не дал).

- "Почему другие зверята не берут Мишутку играть?" (Он жадный, не делится).

- "Как чувствует себя Мишутка?" (Грустно, одиноко).

- "Как можно было поступить по-другому?" (Поделиться).

3. Введение понятий:

"Когда человек или зверушка не хочет делиться, держит все только для себя – это называется жадничать. А когда человек с радостью делится с другими, отдает часть своего – он щедрый. Щедрым быть приятно и весело!"

- Смотрят фрагмент, следят за развитием сюжета.

- Отвечают на вопросы педагога, опираясь на увиденное.

- Пытаются понять причинно-следственные связи (не поделился -> друг ушел грустный -> никто не играет -> грустно).

- Делают простые выводы ("Надо делиться").

- Запоминают новые слова (щедрый, жадный, делиться).

- Интерактивная доска/проектор + ноутбук.

- Короткий мультфильм/интерактивная презентация по сюжету.

- Колонки для звука.

- Дети понимают содержание простого сюжета.

- Отвечают на вопросы по содержанию, используя простые предложения.

- Усваивают и пытаются использовать новые слова в контексте (щедрый, жадный, делиться).

- Проявляют эмпатию к персонажам (сопереживают Зайчонку, Мишутке).

- Начинают понимать последствия жадности и пользу щедрости.

1. Закрепить понятие "делиться" в игровой практике.

2. Развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия.

3. Активизировать речь в процессе игры.

1. Объяснение правил:

"Давайте научим Мишутку быть щедрым! У меня есть волшебная корзинка с угощением (игрушечные фрукты/печенье/шарики). Вы будете по очереди подходить, брать две штучки: одну оставите себе, а другую – подарите своему другу! И скажете: "[Имя друга], угощайся, пожалуйста! Я с тобой делюсь!""

2. Проведение игры:

Педагог помогает детям, подсказывает фразы, поощряет.

3. Эмоциональное подкрепление:

"Посмотрите, как всем весело! Какие вы все молодцы, щедрые! Как приятно делиться и видеть улыбки друзей!"

Слушают правила игры.

- По очереди подходят к корзинке, берут 2 предмета.

- Находят друга, дарят ему один предмет, сопровождая действие репликой ("Саша, угощайся! Я с тобой делюсь!").

- Благодарят, если дарят им ("Спасибо!").

- Проявляют положительные эмоции (радость, улыбки).

- Корзинка.

- Игрушечные фрукты/печенье или разноцветные помпоны/шарики (2 штуки на каждого ребенка + запас).

- Дети активно участвуют в игре, следуя правилам.

- Проявляют доброжелательность по отношению к сверстникам (дарят, говорят вежливые слова).

- Используют в речи вежливые формы обращения и фразы для предложения/благодарности.

- Получают положительный опыт от акта "делиться".

1. Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

2. Закрепить позитивный настрой от щедрости.

Педагог включает веселую, ритмичную музыку.

"А теперь давайте представим, что у нас в руках красивые воздушные шарики, которыми мы хотим поделиться с друзьями!":

- "Надуваем шарик" (Глубокий вдох, руки в стороны).

- "Дуем еще сильнее!" (Еще вдох, руки шире).

- "А теперь – отпускаем шарик в небо для друга!" (Резкий выдох "Ш-ш-ш!", руки вверх, подпрыгнуть).

- "Поймали новый шарик!" (Присесть, руками "схватить" воображаемый шарик).

- "И подарили его соседу!" (Повернуться к соседу, "протянуть" шарик с улыбкой). Повторить 3-4 раза.

- Выполняют движения по тексту вместе с педагогом в ритме музыки.

- Имитируют надувание шарика, запуск, ловлю.

- Поворачиваются к сверстникам с улыбкой, имитируют дарение шарика.

- Колонки.

- Запись веселой, ритмичной детской мелодии.

- Дети координируют движения со словами и музыкой.

- Снимают статическое напряжение.

- Проявляют радость, двигательную активность.

- Закрепляют идею дарения через игровое действие.

3

Заключительный этап

1. Закрепить полученные представления.

2. Подвести итог занятия.

3. Обеспечить позитивное завершение деятельности.

4. Рефлексия.

1. Возвращение к Мишутке (ИКТ):

На экране появляется улыбающийся Мишутка, который делится ягодами с Зайчонком. Звучит веселая музыка.

"Посмотрите, ребята! Мишутка понял, как важно делиться! Теперь он щедрый! Он угостил Зайчонка, и они вместе весело играют!"

2. Итоговая беседа:

"О чем мы сегодня узнали?" (О щедрости и жадности).

"Что значит быть щедрым?" (Делиться, дарить, угощать).

"Что чувствует щедрый человек?" (Радость, ему весело, у него много друзей).

"А вы хотели бы быть щедрыми?"

3. Рефлексия "Солнышко и Тучка" (ИКТ или карточки):

На доске изображения солнышка (радость, все понял) и тучки (грусть, не все понял). "Если вам понравилось быть щедрыми, и вы запомнили, как это здорово – поделитесь своим солнечным лучиком (дети подходят и "рисуют" лучик на доске или поднимают карточку с солнышком). Если вам было грустно или что-то не понятно – покажите тучку".

4. Завершение:

"Вы сегодня были настоящими молодцами! Умели слушать, играть, и самое главное – быть щедрыми! Давайте улыбнемся друг другу еще раз, как щедрое солнышко!"

- Наблюдают за изменением ситуации с Мишуткой на экране, радуются.

- Отвечают на итоговые вопросы педагога.

- Участвуют в рефлексии, делают выбор (солнышко/тучка), объясняют (по желанию или возможностям).

- Улыбаются друг другу.

- Интерактивная доска/проектор: изображение улыбающегося Мишутки с Зайчонком.

- Веселая музыка.

- Для рефлексии: интерактивные солнышко и тучка или набор карточек для детей.

- Дети закрепляют в речи ключевые понятия занятия (щедрый, делиться, друзья, радость).

- Осознают положительные эмоции, связанные с щедростью.

- Выражают свое отношение к занятию через рефлексию.

- Получают позитивный эмоциональный опыт от совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

ФИО обучающегося:

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Тема занятия: Щедрость и жадность

Возрастная группа: Средняя группа 4-5 лет

Цель занятия: Формирование первичных представлений о нравственных качествах (щедрость, жадность) через речевую деятельность с использованием ИКТ.

Задачи занятия (образовательная, развивающая и воспитательная):

1) Формировать первоначальные представления о нравственных понятиях «щедрость» и «жадность».

2) Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие с помощью ИКТ.

3) Воспитывать желание делиться, угощать, делать приятное другим.

Дополнительные задачи: Создать положительный эмоциональный настрой, закрепить умение следовать правилам игры, формировать навык элементарной рефлексии (оценка своего настроения, понимания).

Словарная работа: активизация: делиться, угощать, дарить, друг, друзья, вместе, весело, грустно, одиноко.

Закрепление новых понятий: щедрый (человек, который с радостью делится с другими, дает часть своего), жадный (человек, который не хочет делиться, все держит только для себя), жадничать (вести себя как жадный человек).

Планируемый результат занятия: Дети имеют первоначальное представление о понятиях «щедрость» и «жадность». Понимают смысл слов «делиться», «жадничать», «одиноко».

Подготовительная работа: Подготовить предметы для игры "Щедрые ладошки", организовать пространство: обеспечить хорошую видимость экрана для всех детей, свободное место для игры и физкультминутки, проверить исправность оборудования: интерактивная доска/проектор, ноутбук/планшет, колонки, беседы о дружбе, о том, как приятно играть вместе, наблюдения за ситуациями проявления щедрости/нежелания делиться в группе (без акцентирования на конкретных детях).

Этапы занятия

Задачи этапа

Содержание

деятельности педагога

Предполагаемая деятельность

детей

Материалы и оборудование

Планируемые результаты

1

Организационно-

мотивационный этап

1. Создать эмоционально-положительный настрой.

#1057;формировать мотивацию к предстоящей деятельности.

3. Подвести детей к теме занятия.

1. Приветствие "Солнечные лучики":

"Здравствуйте, мои хорошие! Давайте улыбнемся друг другу, как яркое солнышко, и помашем ручками, как солнечные лучики! Пусть у нас у всех будет хорошее настроение!"

2. Сюрпризный момент (ИКТ):

На интерактивной доске появляется изображение грустного медвежонка с одной ягодкой и корзинкой. Педагог интригующе: "Ой, смотрите, кто к нам пришел? Это Мишутка. Какой он? (Грустный). Как вы думаете, почему он грустит? Послушайте, что он нам расскажет..." (Включается короткий аудиофайл (2-3 сек) всхлипывания).

- Возвращают приветствие, улыбаются.

- Проявляют интерес к изображению на экране.

- Отвечают на вопросы педагога (грустный, плачет).

- Высказывают предположения о причине грусти Мишутки ("Упал", "Заболел", "Потерял что-то").

- Слушают аудио.

- Интерактивная доска/проектор + ноутбук.

- Изображение грустного медвежонка с ягодкой.

- Аудиофайл "всхлипывание".

Дети проявляют положительный эмоциональный отклик.

- Проявляют любознательность и интерес к происходящему.

- Вступают в диалог с педагогом, отвечают на простые вопросы.

-Сосредотачивают внимание на зрительном и слуховом стимуле

2

Основной этап

1. Познакомить с понятиями "делиться", "жадничать" на примере понятной ситуации.

2. Активизировать словарь (щедрый, жадный, делиться, одиноко, грустно/весело).

3. Развивать умение слушать и понимать простой сюжет.

1. Просмотр мультипликационного фрагмента/Интерактивной истории (ИКТ):

Показывает короткий ( мин) простой мультфильм или интерактивную историю на доске: Мишутка нашел много ягод, но съел все сам. К нему подошел зайчонок, но Мишутка спрятал ягоды. Зайчонок ушел грустный. Мишутку никто не хочет брать в игру. Он одинок и грустит.

2. Беседа по содержанию:

- "Что сделал Мишутка, когда нашел ягоды?" (Съел сам, не поделился).

- "Как поступил Мишутка, когда пришел Зайчонок?" (Спрятал ягоды, не дал).

- "Почему Зайчонок ушел грустный?" (Хотел ягодку, Мишутка не дал).

- "Почему другие зверята не берут Мишутку играть?" (Он жадный, не делится).

- "Как чувствует себя Мишутка?" (Грустно, одиноко).

- "Как можно было поступить по-другому?" (Поделиться).

3. Введение понятий:

"Когда человек или зверушка не хочет делиться, держит все только для себя – это называется жадничать. А когда человек с радостью делится с другими, отдает часть своего – он щедрый. Щедрым быть приятно и весело!"

- Смотрят фрагмент, следят за развитием сюжета.

- Отвечают на вопросы педагога, опираясь на увиденное.

- Пытаются понять причинно-следственные связи (не поделился -> друг ушел грустный -> никто не играет -> грустно).

- Делают простые выводы ("Надо делиться").

- Запоминают новые слова (щедрый, жадный, делиться).

- Интерактивная доска/проектор + ноутбук.

- Короткий мультфильм/интерактивная презентация по сюжету.

- Колонки для звука.

- Дети понимают содержание простого сюжета.

- Отвечают на вопросы по содержанию, используя простые предложения.

- Усваивают и пытаются использовать новые слова в контексте (щедрый, жадный, делиться).

- Проявляют эмпатию к персонажам (сопереживают Зайчонку, Мишутке).

- Начинают понимать последствия жадности и пользу щедрости.

1. Закрепить понятие "делиться" в игровой практике.

2. Развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия.

3. Активизировать речь в процессе игры.

1. Объяснение правил:

"Давайте научим Мишутку быть щедрым! У меня есть волшебная корзинка с угощением (игрушечные фрукты/печенье/шарики). Вы будете по очереди подходить, брать две штучки: одну оставите себе, а другую – подарите своему другу! И скажете: "[Имя друга], угощайся, пожалуйста! Я с тобой делюсь!""

2. Проведение игры:

Педагог помогает детям, подсказывает фразы, поощряет.

3. Эмоциональное подкрепление:

"Посмотрите, как всем весело! Какие вы все молодцы, щедрые! Как приятно делиться и видеть улыбки друзей!"

Слушают правила игры.

- По очереди подходят к корзинке, берут 2 предмета.

- Находят друга, дарят ему один предмет, сопровождая действие репликой ("Саша, угощайся! Я с тобой делюсь!").

- Благодарят, если дарят им ("Спасибо!").

- Проявляют положительные эмоции (радость, улыбки).

- Корзинка.

- Игрушечные фрукты/печенье или разноцветные помпоны/шарики (2 штуки на каждого ребенка + запас).

- Дети активно участвуют в игре, следуя правилам.

- Проявляют доброжелательность по отношению к сверстникам (дарят, говорят вежливые слова).

- Используют в речи вежливые формы обращения и фразы для предложения/благодарности.

- Получают положительный опыт от акта "делиться".

1. Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

2. Закрепить позитивный настрой от щедрости.

Педагог включает веселую, ритмичную музыку.

"А теперь давайте представим, что у нас в руках красивые воздушные шарики, которыми мы хотим поделиться с друзьями!":

- "Надуваем шарик" (Глубокий вдох, руки в стороны).

- "Дуем еще сильнее!" (Еще вдох, руки шире).

- "А теперь – отпускаем шарик в небо для друга!" (Резкий выдох "Ш-ш-ш!", руки вверх, подпрыгнуть).

- "Поймали новый шарик!" (Присесть, руками "схватить" воображаемый шарик).

- "И подарили его соседу!" (Повернуться к соседу, "протянуть" шарик с улыбкой). Повторить 3-4 раза.

- Выполняют движения по тексту вместе с педагогом в ритме музыки.

- Имитируют надувание шарика, запуск, ловлю.

- Поворачиваются к сверстникам с улыбкой, имитируют дарение шарика.

- Колонки.

- Запись веселой, ритмичной детской мелодии.

- Дети координируют движения со словами и музыкой.

- Снимают статическое напряжение.

- Проявляют радость, двигательную активность.

- Закрепляют идею дарения через игровое действие.

3

Заключительный этап

1. Закрепить полученные представления.

2. Подвести итог занятия.

3. Обеспечить позитивное завершение деятельности.

4. Рефлексия.

1. Возвращение к Мишутке (ИКТ):

На экране появляется улыбающийся Мишутка, который делится ягодами с Зайчонком. Звучит веселая музыка.

"Посмотрите, ребята! Мишутка понял, как важно делиться! Теперь он щедрый! Он угостил Зайчонка, и они вместе весело играют!"

2. Итоговая беседа:

"О чем мы сегодня узнали?" (О щедрости и жадности).

"Что значит быть щедрым?" (Делиться, дарить, угощать).

"Что чувствует щедрый человек?" (Радость, ему весело, у него много друзей).

"А вы хотели бы быть щедрыми?"

3. Рефлексия "Солнышко и Тучка" (ИКТ или карточки):

На доске изображения солнышка (радость, все понял) и тучки (грусть, не все понял). "Если вам понравилось быть щедрыми, и вы запомнили, как это здорово – поделитесь своим солнечным лучиком (дети подходят и "рисуют" лучик на доске или поднимают карточку с солнышком). Если вам было грустно или что-то не понятно – покажите тучку".

4. Завершение:

"Вы сегодня были настоящими молодцами! Умели слушать, играть, и самое главное – быть щедрыми! Давайте улыбнемся друг другу еще раз, как щедрое солнышко!"

- Наблюдают за изменением ситуации с Мишуткой на экране, радуются.

- Отвечают на итоговые вопросы педагога.

- Участвуют в рефлексии, делают выбор (солнышко/тучка), объясняют (по желанию или возможностям).

- Улыбаются друг другу.

- Интерактивная доска/проектор: изображение улыбающегося Мишутки с Зайчонком.

- Веселая музыка.

- Для рефлексии: интерактивные солнышко и тучка или набор карточек для детей.

- Дети закрепляют в речи ключевые понятия занятия (щедрый, делиться, друзья, радость).

- Осознают положительные эмоции, связанные с щедростью.

- Выражают свое отношение к занятию через рефлексию.

- Получают позитивный эмоциональный опыт от совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп....

Технологическая карта НОД "Речевое развитие" по теме "Догадливая лягушка"

Цель занятия-развитие умений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок "Догадливая лягушка"  используя технологию ОТСМ-ТРИЗ...

Технологическая карта по речевому развитию "Пересказ сказки "Пых"

Технологическая карта поможет воспитателям провести занятие. Данная технологическая карта предназначена для воспитателей средней группы....

Картотека картинок по речевому развитию "Составляем рассказ по картинке".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22418874","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22418878","attributes":{"alt":"","class"...

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»

Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение  грамоте)на тему: «Путешествие за звездами»...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...