Технологическая карта по речевому развитию (развитие речи, обучение грамоте) на тему: «Путешествие за звездами»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Технологическая карта

по речевому развитию (развитие речи, обучение  грамоте)

на тему: «Путешествие за звездами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_razvitiyu_rechi_bazarova_e.s.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Технологическая карта

по речевому развитию (развитие речи, обучение  грамоте)

на тему: «Путешествие за звездами»

Автор: Базарова Евгения Сергеевна, воспитатель

                    г. Старый Оскол, 2021

Технологическая карта занятия

Название темы: «Путешествие за звездами»

Возраст детей, образовательная область: 6 - 7 лет, Речевое  развитие (Развитие речи, обучение  грамоты.)

Цель и задачи:

Цель: Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи; закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи; обобщать знания о твердых и мягких согласных; закрепить умение детей делить слова на слоги; закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.

Задачи:

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости.

Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги; отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать мышление, внимание, память. Учить отгадывать загадки.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.                                 

Планируемые результаты: Знания детей о гласных и согласных звуках; о твердых и мягких согласных; знания детей делить слова на слоги. Умеют принять поставленную задачу и выполнить ее. 

Образовательные ресурсы: звездная карта; изображения космических объектов  созвездия, звёзды с буквами Б, У, К, В, А, Р, Ь; звёзды со слогами; учебник «Букварь»; цветные карандаши для звукового анализа, индивидуальные задания на листочках.

Предварительная работа:  беседы о космосе, чтение сказок, рассказов, составление слов из слогов, предложений разгадывание загадок, изготовление  звездной карты, настольно – печатные и дидактические  игры.

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1-2 мин)

Введение в игровую ситуацию

Введение в игровую ситуацию

Приветствие.

Ребята, я вас приветствую  в такой теплый и светлый день. Давайте встанем в круг и произнесём добрые и прекрасные слова:

«Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй Матушка Земля!

Здравствуй ты и здравствуй  Я!»

Дети здороваются  и желают хорошего настроения друг другу с улыбкой.

Дети становятся в круг и проговаривают слова.

Рассуждения детей.

Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Умение слушать и понимать инструкцию.

Мотивационно-ориентировочный

(1-3 мин)

Создание проблемной ситуации.

Ребята,  я  уверена, что  наши добрые слова помогут нам добиться успехов в работе на занятии! 

Мне сегодня пришло письмо на электронную почту.

Давайте почитаем что там написано.

Письмо:

 «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня читает. Мой космический корабль потерпел бедствие, из-за космических пиратов . Они забрали у меня для вас ценную книгу , а чтобы ее найти , я вам отправляю карту с заданиями. Выполнив их вы узнаете как она называется.»

Ответы детей.

Дети закрывают глаза и фантазируют

 

Поисковый

(5 мин)

Общение, совместное взаимодействие с детьми.

Ребята мы поможем нашему другу с неизвестной планеты?

А на чем мы сможем туда отправится?

Воспитатель: – Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической?

Закрываем глаза и начинаем наш отсчет- Пять, четыри, три, два, один, ПУСК, Полетели.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадку

Дети (хором): – Ракете

Дети открывают глаза и оказываются в космической ракете

 Умение слушать, понимать и отвечать  вопросы.

Активизация мыслительной деятельности детей.

Правильные ответы детей.

Дети слушают  загадку воспитателя и отвечают на неё.

Развитие мыслительной деятельности.

Практический

(10 -15 мин)

Помощь жителю неизвестной планеты

Физкультминутка

Воспитатель: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

Давайте обратим внимание на карту, которую он нам прислал.

На карте изображен звездный путь из семи заданий. А на другой  доске вывешены цветные карточки-билеты, на обороте которых написаны опорные слова, по которым воспитатель задаёт детям вопросы по пройденному материалу. Вопрос задаётся после того, как дети прочитают слово на карточке.

1 звезда.

  1. Звуки и буквы.

Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?

  1. Гласные

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки? Они у нас какие?

  1. Согласные

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

  1. Слог

Воспитатель: Как определить сколько в слове слогов?

  1. Начало предложения

Воспитатель: С какой буквы пишется начало предложения?

  1. Конец предложения

Воспитатель: Что ставится в конце предложения?

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

Воспитатель: – Инопланетный житель прислал нам первую звезду (Б).

Летим с вами дальше.

2 звезда.

Воспитатель: – Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Пегас, Геркулес, Медведица, Кит, Рыбы).

Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. За это  вручаем нам вторую звезду (У).

3 звезда.

А мы отправляемся дальше. На нашем пути :

Игра «Слова наоборот».

Легкий - трудный.

Хороший - плохой.

Радость - горе.        

Брать - отдавать.

Хороший - плохой.        

Говорить - молчать.

Добрый - злой.        

Плакать - смеяться.

Высокий - низкий.        

Легко - трудно.

Воспитатель: – Мы замечательно справились с заданием, получили третью звезду (К) и отправляемся дальше.

Половину пути мы уже пролетели, пора немного размяться.

Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

4 звезда

Воспитатель: – На нашем пути следующее испытание.

На доске написаны слова, давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: плане а, солн.е,

Л  на.

Воспитатель: – Составьте предложения с этими словами.

Воспитатель: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (В).

 

5 звезда

А на нашем пути следующее испытание. Слушайте загадку:

То звездное, то голубое,

То чистое, то грозовое.

Воспитатель: – Молодцы, вы угадали загадку , получите звезду (А).

6 звезда

Игра «Составь слова из слогов».

Воспитатель: – Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. У вас на листиках слоги, прочитайте слоги, придумайте с ними слова и запишите их: зем, кос,  ра,    лю,  ди, солн,  ке, та, мос,    ля,  це.

Воспитатель: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (Р).

7 звезда.

Воспитатель: – А теперь еще одно занятие у вас с другой стороны листика Вам нужно сделать  звуковой анализ  слова. (Работа за столами).

Воспитатель: – Все справились с заданием и за это мы получаем последнюю буку (Ь).

Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты.

Воспитатель: – Это очень, нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть букварь  инопланетным жителям.

А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

– Из полёта возвратились

 И на Землю приземлились.

Выполнение задания.

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Дети: Гласные звуки мы поём

Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.

Дети: В конце предложения ставится точка; вопросительный или восклицательный знак.

Дети: – (делят слова на слоги)

Физминутка на ковре

Выполнение соответствующих движений, согласно тексту.

Выполнение задания.

Дети отгадывают загадку.

Ответ: небо.

Индивидуальное выполнение задания.

Дети: – БУКВАРЬ.

Дети (хором)

Умение ориентироваться на плакате А3

Развитие  общей моторики рук.

Групповое выполнение заданий.

Координация речи и движения детей.

Рефлексивно- оценочный

(1-2 мин)

Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой.  Вам понравилось наше путешествие? Чем мы занимались сегодня на занятии?

Какое задание было для вас трудным, а какое показалось легким?

Ребята вам за все выполненные задания прислали космическую посылку.

-Давайте ее откроем.

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились, спасибо вам.

Умение оценивать свои действия

Ответы детей

Радуются  подаркам.

(Вручаются  звездочки от жителей другой планеты).

Самостоятельный анализ ООД  детьми.

Рефлексия.

 Поощрения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОО «Познавательное развитие» в 1 младшей группе тема: «Путешествие с колобком»

Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира....

Технологическая карта НОД по развитию связной речи (во второй младшей группе) Тема: Путешествие в зимний лес

Данная технологическая карта - это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. Возможно коллегам...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну красивой речи"...

Технологическая карта открытого занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Путешествие в сказку»

Тема: Путешествие в сказкуОбразовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие.Интеграция видов деятельности: Совместная деятельность пед...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Путешествие в город Красивой речи»

Обогащение словарного запаса, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;Закрепить умение делить слова на ...