Технологическая карта НОД "Речевое развитие" по теме "Догадливая лягушка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Осипова Наталья Вениаминовна

Цель занятия-развитие умений в составлении рассказа по серии сюжетных картинок "Догадливая лягушка"  используя технологию ОТСМ-ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_rechevoe_razvitie.docx157.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным  осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательнойдеятельности

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Речевое развитие»

в старшей группе

Составила: воспитатель Осипова Н.В.

г. Югорск, 2015

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Речевое развитие»

в старшей группе

Цель  – развитие умений в составлении рассказа по серии картинок.

Задачи:

  1. Образовательные.

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии картинок.
  • продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.
  • побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

  1. Развивающие

 -   развивать познавательную активность;

  • развивать творческое воображение, связную речь.
  • развивать навыки общения, способность правильно понимать;
  • развивать двигательные навыки (какие), выразительные движения.

  1. Воспитательные.

     - воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Материалы и оборудование: волшебная шкатулка, карточки-схемы для алгоритма работы с серией картинок, серия картинок

«Догадливая лягушка», дидактический мячик «Чем будет этот объект?», два мольберта, указка .

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Психологический настрой,

1 мин

Воспитывать навыки общения, способность правильно понимать партнёра, дружеские взаимоотношения.

Сообщение информации

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Игра с мячом «Приветствие».

Приветствие, участие в игре

с мячом «Приветствие» Дети называют  слова приветствия и присаживаются на ковёр.

Организационный момент, 1-2 мин

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого.

Упражнение «Кто где живет?»

Педагог задаёт вопросы:

В норе живет (кто?) – лиса

В берлоге живет (кто?) - медведь

В логове живет (кто?) – волк

В хатке живет (кто?) - бобер

В дупле живет (кто?) – белка

В муравейнике живет (кто?) – муравей

В пруду живет (кто?) - лягушка

Отвечают на вопросы занимают свои места

Мотивационно-побудительный, 1-2 мин

Развивать связную речь

Сюрпризный момент «Волшебная шкатулка»

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения ситуации

Задают вопросы, угадывают объект (картинки)

Актуализация,

3 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Работа с карточками – схемами по составлению рассказа.( Паровозик, герои, место действия, действие, время, ладошка, последовательность, рассказ)

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Вопросы педагога:

- какая первая картинка помощник, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая,  по счёту

Участвуют в диалоге, высказывают

свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, отвечают на вопросы. По одному выкладывают на мольберт.

Восприятие и

усвоение нового (либо

расширение

имеющихся

представлений), 5-8 мин

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Фантазирование.

Решение  проблемной ситуации. Составление серии картинок «Догадливая лягушка» по порядку.

 

Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдают, рассматривают,

сравнивают.  Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя).

Восприятие и

усвоение нового (либо

расширение

имеющихся

представлений), 5-8 мин

Формирование представления детей о  составлении рассказа  серии картинок по алгоритму  (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) .Создавать условия для составления рассказа.

Работа с серией картинок – «Догадливая лягушка».

Объяснение, рассказывание.

Организация игры «Расскажи по схемам о каждой картинке»

Участвуют в обсуждении. Отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют задания в процессе игры.

Динамическая

пауза, 1 мин

Развивать двигательные навыки, выразительные движения.

Имитация движений лягушек, движений цапли (под музыкальное сопровождение)

Проведение подвижной игры «Кто как двигается»

Участвуют в игре,  выполняют

движения  

Практическая

работа (если

предусмотрена),

5-10 мин

Упражнять детей в составлении рассказа по серии картинок.

Составление рассказа по серии картинок «Догадливая лягушка»

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок

Коллективное составление рассказа, придумывание названия рассказа.

Заключительный этап. Рефлексия, 3 мин

Развивать связную речь.

Беседа, индивидуальная работа.

Обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

Рассказывание рассказа гостям.

Рассказы детей

Догадливая лягушка.

По берегу пруда шла веселая лягушка, она катила палкой обруч. И вдруг она заметала, что из пруда к ней идет цапля. Лягушка крепко схватилась лапками за обруч. В этот момент цапля решила проглотить лягушку, но обруч застрял у нее в клюве. Недолго думая лягушка быстро прыгнула в воду. Вот какая догадливая лягушка.

Квака и цапля.

Однажды жил лягушонок. Его звали Квака. Когда он вышел погулять, с ним приключилось вот что. Квака бегал по траве и играл с обручем. Он не заметил, как выбежал к болоту. В середине болота стояла цапля. Она охотилась. Цапля заметила Кваку и захотела его съесть. Когда она открыла клюв и уже чуть не проглотила Кваку, он просунул ей в клюв обруч. Квака смог выпрыгнуть из клюва цапли. Теперь Квака запомнил этот урок и смотрит, куда идет!

C:\Users\User\Desktop\сюжетные картинки\9365.jpg

         

Для освоения алгоритма работы с серией картинок, используется схема – последовательность действий.

            Карточка 1                                 карточка 2                                                     карточка 3

                                                                                                             

                                                                           

                                 Карточка 4                                         карточка 5    

       

          1, 2, 3                                                        

         

 

                                 Карточка 6                                            Карточка 7

-Первый шаг алгоритма составления рассказа по серии картинок – это выстраивание картинок слева направо в одну линию. Она обозначается паровозиком.

(карточка №1).

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться.

Методические рекомендации:

  • Воспитатель должен обеспечить достаточно места, на которой произвольно раскладывается серия картинок.
  • Не стоит долго задерживать ребенка на этом этапе. Не следует позволять ребенку строить догадки типа "А вот это должно быть первый, а это - потом…".  

В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после первичного раскладывания не перемещать картинки на плоскости

-Второй шаг алгоритма – определение героев. Героями на картинках могут быть любые объекты (карточка №2).

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

Игровое действие:

Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.

Методические рекомендации:

Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

Например: При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план.

-Третий шаг алгоритма – это определение места событий. Мы знаем, что события могут происходить как в помещении, так и на улице, в лесу, во дворе, поэтому все это обозначается на одной карточке (карточка №3)

Игровое действие:

Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.

Методические рекомендации:

  • На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия ("Кошки, пытающиеся поймать воробья", общее место - полянка у пенька).
  • Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется (серия картинок по рассказу В. Осеевой "Почему?", место действия - двор, в который выгоняют щенка, и кухня,  где разбивается чашка).

- Четвертый шаг алгоритма – определение времени событий, и это, конечно же, часы (карточка №4).

Игровое действие: предложить детям определить время года или части суток на каждой  картинке.

Методические рекомендации:

  • Воспитатель подбирает  серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке ("Цапля, пытающаяся поймать лягушку" - светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей типа: "Это день", и "Это лето".
  • Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени  (серия "Выращиваем помидоры").
  • В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

    - Пятый шаг алгоритма – действия героев (карточка №5).

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.

Игровое действие:

Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект-   действие  -   цель     действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои.

Методические рекомендации:

  • Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей  картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.
  • Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса:
  • Кто делает?
  • Что делает?
  • Зачем делает?

     - Шестой шаг алгоритма – выбор понравившейся картинки и выстраивание     логического ряда (карточкой №6).

"Что за чем?"

Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.

Игровое действие:

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.

Методические рекомендации:

  • На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют  правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и поставить их между какими-либо кадрами. Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют логический ряд оставшимися картинками.

 - Седьмой шаг алгоритма – составление рассказа и придумывание его названия (карточка №7).

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Игровое действие:

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель: 

  1. Однажды (указание времени года, части суток)
  2. В таком - то месте (указание  либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре),
  3. Такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),  
  4. Делал (делали) то - то для того - то.
  5. Потом  этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия)
  6. и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.
  7. В результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои)  такой - то.
  8. Придумать название получившемуся рассказу.

 Карточки – помощники  используются перед тем, как выложить серию картинок. Это помогает детям самостоятельно называть героев картинок, определять место и время событий, называть действия героев и т.д.

     

 После коллективного составления алгоритма предлагается выполнять эту работу ребятам самостоятельно. Для каждого ребенка используется индивидуальное наборное полотно и набор карточек для составления алгоритма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Группа __подготовительная_________воспитатель Халикова В.В Тема ОС Лепка «Встреча Иван - царевича с лягушкой» Культурна практика Изобразительная

Культурно-смысловой контекстСоздание сюжета к сказке «Царевна-лягушка» из пластилинаЦельСоздание условий для формирования навыка детей изображать несложный эпизод сказкиЗадачи:ОбучающиеРаз...

технологическая карта к нод "Из жизни лягушки"

конспект занятия "Из жизни лягушки"...

Технологическая карта НОД. Чтение нанайской сказки «Бедная лягушка» Грибовой Л.И.

Технологическая карта НОД.  Чтение нанайской сказки «Бедная лягушка» Грибовой Л.И. (старшая группа) (в рамках реализации регионального компонента «Край родной, земля Амурск...

Технологическая карта занятия на тему: «Лягушка-квакушка»

В данной работе я предлагаю конспект занятия "Лягушка- квакушка"в виде технологической карты....

Технологическая карта НОД по ручному труду в старшей группе "Лягушка"

Технологическая карта НОД по ручному труду в старшей группе "Лягушка" из полосок бумаги....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности Тема: «Царевна-лягушка»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности Тема: «Царевна-лягушка» Вид деятельности: чтение художественного произведения Образовательная область – ...