Паспорт занятия «Знакомство со звуком/буквой Р»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Елена Сергеевна

Вашему вниманию технологическая карта занятия "Знакомство со звуком Р": звук Р/Рь, буква Р, развитие фонетического слуха, печатание буквы Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_znakomstvo_so_zvukom_r.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт занятия «Знакомство со звуком Р»

Организатор, ведущий

 Учитель - логопед Иванова Е.С.

Категория участников

 Дети ОНР 3 уровня речевого развития, подготовительная к школе группа (подгруппа 2-4 человека)

Тема

Дифференциация, автоматизация звуков [Р] [Р']  в слогах, словах .Знакомство с буквой Р.

Тип занятия

Повторение, закрепление, совершенствование знаний, выработка умений и навыков.

Продолжительность

25-30 минут

Ресурсы, материалы, оборудование

Предметы: зеркало, предметы для развития дыхания (султанчик, флюгер-вертушка, ватный комок), шнурки цветные, счетные палочки, аудиозапись с музыкой из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», Почтальон Печкин с письмом в руках (картинка), картина с изображением деревни и персонажей:  пса Трезора, кошечки Мурки, бабушки Арины, предметные картинки (рак, рубашка, руль, ведро, кукуруза, самовар, ремень, тарелка, кастрюля, репа, пряники, лорнет), карточки с пропущенными буквами в словах, карандаши.

Цель

. Дифференциация и автоматизация звуков [Р] [Р'] в слогах и словах.

Задачи

коррекционно –образовательные:

- закреплять слуховой и моторный образы звуков [Р] [Р'] в слогах и словах.

- дифференцировать звуки [Р] [Р']  в слогах, словах.

- сопоставлять звук [Р]  и букву Р.

- упражнять в печатании буквы Р.

- закреплять умение обобщать предметы и выделять лишний.

коррекционно –развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

- развивать общеречевые навыки: правильное  речевое дыхание, правильный темп, ритм речи.

- развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.

- коррекционно- воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения.

-развивать произвольную регуляцию деятельности.

-формировать функции контроля и самоконтроля.

Используемые методы и формы работы

 Словесный, наглядный, практический

Ожидаемые результаты 

В результате занятия дошкольники смогут:

- различать звуки [Р] [Р']  в слогах, словах и предложениях;

- осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков [Р] [Р'] по всем дифференциальным признакам

- овладеть простыми формами фонематического анализа;

п/п

Этап

Задачи этапа

Методы, формы, средства

Содержание деятельности

Планируемый результат

Деятельность

педагога

Деятельность детей

1

I этап организационный

5 мин.

Актуализировать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

Закреплять слуховой и моторный образы звуков [Р] [Р'].

Словесный: приветствие, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности

- Добрый день, дети! Подарим друг другу улыбку.

Характеристика звука

- Догадайся, про какой звук я говорю? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть. [Р].

То же самое со звуком [Р'].

Артикуляционная, дыхательная гимнастика

Звучит фонограмма из мультфильма «Трое из Простаквашино».

Дети проверяют уклад звуков и определяют их. Это звуки [Р] [Р']

Выполняют упр-я перед зеркалом самостоятельно.

Поддувание вертушки, султанчиков и т. д.

 

Создание благоприятного психологического климата.

Умеют извлекать информацию из практического показа логопеда положений языка и губ.

Самостоятельно выполняют большинство упражнений

Соблюдают правильную артикуляцию звука.

2

II этап мотивационно-побудительный

5  минут

Вызвать интерес к занятию, способствовать проявлению инициативы.

Развивать общеречевые навыки: правильный темп, ритм речи.

Наглядный, словесный, метод создания проблемной ситуации.

Проговаривание чистоговорок.

Звучит фонограмма из мультфильма «Трое из Простаквашино».

Письмо из деревни Простоквашино. Бабушка Арина со своими питомцами  кошкой Мурочкой и псом Трезором просят о помощи, пропал лорнет бабушки, и в хозяйстве бабушки всё разладилось, надо помочь по хозяйству, отыскать лорнет и вернуть его бабушке. Песенка в пути:

Ра -ра-ра- вот высокая гора.

Ру-ру-ру -мы поедем в гору.

Ры-ры-ры – вот съезжаем мы с горы

Ря-ря-ря торопились мы не зря

Ре-ре-ре вот уже мы во дворе

Отвечают на вопросы, строят предположения, высказывают желание помочь.

Слушают чистоговорки, затем повторяют вместе и индивидуально

Определение темы занятия, последовательности действий.

Проговаривание чистоговорки в нужном темпе, ритме, чётко проговаривая звуки Р и Р'

3

III этап

Содержательный

-Актуализировать полученные ранее знания.

- Учить осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков [Р] [Р'] в, словах.

Формировать фонематический слух; развивать внимание и память.

Дифференцировать звуки [Р] [Р'] словах

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму.

Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.

Формировать графический образ буквы Р.

Сопоставлять звук [Р]  и букву Р.

Упражнять в изображении буквы Р.

Упражнять в печатании буквы Р.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.

Воспитывать культуру речевого общения.

Рразвивать произвольную регуляцию деятельности.

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Закреплять умение обобщать предметы и выделять лишний.

Образовательная   ситуация.

Беседа

Наглядный, словесный.

Создание проблемной ситуации.

Наглядный, словесный, практический.

Наглядный, словесный, практический.

Наглядный, словесный, игровой.

Вот мы и в «Простоквашино», жителям этой деревни очень нравятся звуки Р и Р'. И в их кличках они тоже есть.

Произнесите клички животных и имя бабушки, определите место звука в словах, дайте характеристику звукам Р и Р'.

Картинка с изображением деревни и персонажей пса Трезора, кошечки Мурки, бабушки  Арины.

Дети, пёс Трезор и кошечка Мурочка поссорились. Они не могут поделить картинки. Давайте помирим их. Мурочке подарим картинки в названии которых есть звук Р, а Трезору картинки со звуком Р'. Помните, что необходимо отыскать бабушкин лорнет.

Дети, вы уже знаете, что жители деревни очень любят звук Р и Р'., и умеют писать букву Р. Мы тоже сейчас научимся писать букву, которая обозначает на письме звуки Р и Р'.

Дети, вы знаете, что такое звуки и что такое буквы?

Букву Р писать не сложно

 Справа к палке осторожно подрисуем мы кружок, и получится флажок.

Найти букву Р среди других (Ш,Ж,Р). –Куда смотрит буква Р: влево или вправо?

Создать продукт деятельности на выбор:

Р- из палочек, шнурков, мелких предметов..

Напиши букву Р пальчиком в воздухе.

Дети, у бабушки Арины растет много овощей и фруктов. Она решила написать таблички с названиями овощей и поставить их на грядки. Но у неё получились какие-то непонятные слова Логопед читает: г…уша, мо..ковь и т.д. Дети, надо помочь бабушке. Верните букву-беглянку на место. Какие слова получатся? Затем раздает карточки детям. Дети вписывают букву Р и читают слова: мо_ ковь, ук_оп, помидо_ы, огу_цы, го _ ох,_епа, _едис, пет _ _ушка, ка_тофель, _едька,  г_уша, ло_нет.

Ло_нет (что бы это значило? Что обозначает слово лорнет? (разновидность очков с ручкой). Так вот в чём дело, бабушка потеряла очки, стала плохо видеть, отсюда все неприятности. Давайте, подарим бабушке, настоящие очки, чтобы они всегда были у неё на носу.

Игра «Четвертый лишний» (наведём порядок в саду и огороде).

Морковь, груша, помидоры, картофель и т. п.

Выделяют звук из слова и называют его.

Актуализируя знания о артикуляции звука Р, дают его характеристику.
(Звук Р – согласный звонкий твердый.).

Выделяют звук из слова и называют его.

Актуализируя знания о артикуляции звука Р', дают его характеристику.(Звук Р' – согласный звонкий мягкий). Сравнивают характеристику звуков, называют отличия.

Дети показывают картинки, объясняя свой выбор, например: эту картинку я подарю Мурке потому, что в слове ракета есть звук Р.

Дети произносят слова и пишут букву Р в воздухе. Изображают Букву Р из подручных материалов.

Дети слушают логопеда, исправляют неправильно произнесенные слова индивидуально. Дети работают в парах: пишут букву, где она пропущена, меняются карточками, произносят слова, которые получились.

Дети определяют лишний предмет, формулируют ответы обосновывая свой выбор.

Актуализация

знания об артикуляции звуков Р и звука Р', характеризуют  звуки ,выделяют  звуки из слова.

Закрепляют акустико-артикуляционную характеристику звуков.

Дифференцируют звуки [Р] [Р'] словах. 

Отвечают, используя сложноподчиненное предложение.

Сопоставили звук [Р]  и букву Р.

Запомнили букву Р.

Сформирован графический образ буквы Р.

Закреплено правильное произношение звуков Р и Р'. 

Делают свой выбор и обосновывают его.

Отвечают, используя сложноподчиненное предложение

4

IV Этап рефлексивно-оценочный

Воспитывать культуру речевого общения.

Организовать оценку ребенком результата своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

Словесный: беседа, вопросы, уточнения.

-Что мы сегодня делали на занятии?

-Как вы считаете, сегодня вы справился со всеми заданиями?

-Вам было интересно?

- Вы устали?

-Какое сейчас у вас настроение?

А нам пора возвращать в детский сад!

Дети дают оценку собственной деятельности.

Оценивают правильность своих действий.

Умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Определяют успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Знают слуховой и моторный образы звуков [Р] [Р'] в слогах и словах.

-Дифференцируют звуки [Р] [Р']  в слогах, словах.

- сопоставляют звук [Р]  и букву Р.

Печатают  букву Р.

- Умеют обобщать предметы и выделять лишний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

План-конспект НОД на тему "Знакомство со звуком, буквой К"

План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство со звуком [К] и буквой К»Разработала конспект -Белова И.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №88 Калининског...

Конспект логопедического занятия на тему: «Времена года. Звуки, буквы. Звук и буква «У»

Конспект логопедического занятия на тему: «Времена года. Звуки, буквы. Звук и буква «У» + домашнее задание...

Конспект логопедического занятия на тему: "Предлоги В, НА, ПОД. Звуки, буквы. Звук и буква А»

Конспект логопедического занятия на тему: "Предлоги В, НА, ПОД. Звуки, буквы. Звук и буква А»...

Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Домашние птицы. Звуки, буквы. Звук и буква О»

Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Домашние птицы. Звуки, буквы. Звук и буква О»...

Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Овощи, фрукты. Звуки, буквы. Звук и буква И»

Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Овощи, фрукты. Звуки, буквы. Звук и буква И»...

Паспорт проекта "Звуки-буквы это здорово"

Паспорт проекта "Звуки-буквы это здорово"...