Паспорт занятия «Знакомство со звуком/буквой Р»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Вашему вниманию технологическая карта занятия "Знакомство со звуком Р": звук Р/Рь, буква Р, развитие фонетического слуха, печатание буквы Р
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт занятия «Знакомство со звуком Р»
Организатор, ведущий | Учитель - логопед Иванова Е.С. |
Категория участников | Дети ОНР 3 уровня речевого развития, подготовительная к школе группа (подгруппа 2-4 человека) |
Тема | Дифференциация, автоматизация звуков [Р] [Р'] в слогах, словах .Знакомство с буквой Р. |
Тип занятия | Повторение, закрепление, совершенствование знаний, выработка умений и навыков. |
Продолжительность | 25-30 минут |
Ресурсы, материалы, оборудование | Предметы: зеркало, предметы для развития дыхания (султанчик, флюгер-вертушка, ватный комок), шнурки цветные, счетные палочки, аудиозапись с музыкой из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», Почтальон Печкин с письмом в руках (картинка), картина с изображением деревни и персонажей: пса Трезора, кошечки Мурки, бабушки Арины, предметные картинки (рак, рубашка, руль, ведро, кукуруза, самовар, ремень, тарелка, кастрюля, репа, пряники, лорнет), карточки с пропущенными буквами в словах, карандаши. |
Цель | . Дифференциация и автоматизация звуков [Р] [Р'] в слогах и словах. |
Задачи | коррекционно –образовательные: - закреплять слуховой и моторный образы звуков [Р] [Р'] в слогах и словах. - дифференцировать звуки [Р] [Р'] в слогах, словах. - сопоставлять звук [Р] и букву Р. - упражнять в печатании буквы Р. - закреплять умение обобщать предметы и выделять лишний. коррекционно –развивающие: - развивать артикуляционную и мелкую моторику. - развивать общеречевые навыки: правильное речевое дыхание, правильный темп, ритм речи. - развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание. - коррекционно- воспитательные: - воспитывать культуру речевого общения. -развивать произвольную регуляцию деятельности. -формировать функции контроля и самоконтроля. |
Используемые методы и формы работы | Словесный, наглядный, практический |
Ожидаемые результаты | В результате занятия дошкольники смогут: - различать звуки [Р] [Р'] в слогах, словах и предложениях; - осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков [Р] [Р'] по всем дифференциальным признакам - овладеть простыми формами фонематического анализа; |
№ п/п | Этап | Задачи этапа | Методы, формы, средства | Содержание деятельности | Планируемый результат | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||||
1 | I этап организационный 5 мин. | Актуализировать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме. Закреплять слуховой и моторный образы звуков [Р] [Р']. | Словесный: приветствие, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности | - Добрый день, дети! Подарим друг другу улыбку. Характеристика звука - Догадайся, про какой звук я говорю? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть. [Р]. То же самое со звуком [Р']. Артикуляционная, дыхательная гимнастика Звучит фонограмма из мультфильма «Трое из Простаквашино». | Дети проверяют уклад звуков и определяют их. Это звуки [Р] [Р'] Выполняют упр-я перед зеркалом самостоятельно. Поддувание вертушки, султанчиков и т. д.
| Создание благоприятного психологического климата. Умеют извлекать информацию из практического показа логопеда положений языка и губ. Самостоятельно выполняют большинство упражнений Соблюдают правильную артикуляцию звука. |
2 | II этап мотивационно-побудительный 5 минут | Вызвать интерес к занятию, способствовать проявлению инициативы. Развивать общеречевые навыки: правильный темп, ритм речи. | Наглядный, словесный, метод создания проблемной ситуации. Проговаривание чистоговорок. | Звучит фонограмма из мультфильма «Трое из Простаквашино». Письмо из деревни Простоквашино. Бабушка Арина со своими питомцами кошкой Мурочкой и псом Трезором просят о помощи, пропал лорнет бабушки, и в хозяйстве бабушки всё разладилось, надо помочь по хозяйству, отыскать лорнет и вернуть его бабушке. Песенка в пути: Ра -ра-ра- вот высокая гора. Ру-ру-ру -мы поедем в гору. Ры-ры-ры – вот съезжаем мы с горы Ря-ря-ря торопились мы не зря Ре-ре-ре вот уже мы во дворе | Отвечают на вопросы, строят предположения, высказывают желание помочь. Слушают чистоговорки, затем повторяют вместе и индивидуально | Определение темы занятия, последовательности действий. Проговаривание чистоговорки в нужном темпе, ритме, чётко проговаривая звуки Р и Р' |
3 | III этап Содержательный | -Актуализировать полученные ранее знания. - Учить осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков [Р] [Р'] в, словах. Формировать фонематический слух; развивать внимание и память. Дифференцировать звуки [Р] [Р'] словах Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму. Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание. Формировать графический образ буквы Р. Сопоставлять звук [Р] и букву Р. Упражнять в изображении буквы Р. Упражнять в печатании буквы Р. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание. Воспитывать культуру речевого общения. Рразвивать произвольную регуляцию деятельности. Формировать функции контроля и самоконтроля. Закреплять умение обобщать предметы и выделять лишний. | Образовательная ситуация. Беседа Наглядный, словесный. Создание проблемной ситуации. Наглядный, словесный, практический. Наглядный, словесный, практический. Наглядный, словесный, игровой. | Вот мы и в «Простоквашино», жителям этой деревни очень нравятся звуки Р и Р'. И в их кличках они тоже есть. Произнесите клички животных и имя бабушки, определите место звука в словах, дайте характеристику звукам Р и Р'. Картинка с изображением деревни и персонажей пса Трезора, кошечки Мурки, бабушки Арины. Дети, пёс Трезор и кошечка Мурочка поссорились. Они не могут поделить картинки. Давайте помирим их. Мурочке подарим картинки в названии которых есть звук Р, а Трезору картинки со звуком Р'. Помните, что необходимо отыскать бабушкин лорнет. Дети, вы уже знаете, что жители деревни очень любят звук Р и Р'., и умеют писать букву Р. Мы тоже сейчас научимся писать букву, которая обозначает на письме звуки Р и Р'. Дети, вы знаете, что такое звуки и что такое буквы? Букву Р писать не сложно Справа к палке осторожно подрисуем мы кружок, и получится флажок. Найти букву Р среди других (Ш,Ж,Р). –Куда смотрит буква Р: влево или вправо? Создать продукт деятельности на выбор: Р- из палочек, шнурков, мелких предметов.. Напиши букву Р пальчиком в воздухе. Дети, у бабушки Арины растет много овощей и фруктов. Она решила написать таблички с названиями овощей и поставить их на грядки. Но у неё получились какие-то непонятные слова Логопед читает: г…уша, мо..ковь и т.д. Дети, надо помочь бабушке. Верните букву-беглянку на место. Какие слова получатся? Затем раздает карточки детям. Дети вписывают букву Р и читают слова: мо_ ковь, ук_оп, помидо_ы, огу_цы, го _ ох,_епа, _едис, пет _ _ушка, ка_тофель, _едька, г_уша, ло_нет. Ло_нет (что бы это значило? Что обозначает слово лорнет? (разновидность очков с ручкой). Так вот в чём дело, бабушка потеряла очки, стала плохо видеть, отсюда все неприятности. Давайте, подарим бабушке, настоящие очки, чтобы они всегда были у неё на носу. Игра «Четвертый лишний» (наведём порядок в саду и огороде). Морковь, груша, помидоры, картофель и т. п. | Выделяют звук из слова и называют его. Актуализируя знания о артикуляции звука Р, дают его характеристику. Выделяют звук из слова и называют его. Актуализируя знания о артикуляции звука Р', дают его характеристику.(Звук Р' – согласный звонкий мягкий). Сравнивают характеристику звуков, называют отличия. Дети показывают картинки, объясняя свой выбор, например: эту картинку я подарю Мурке потому, что в слове ракета есть звук Р. Дети произносят слова и пишут букву Р в воздухе. Изображают Букву Р из подручных материалов. Дети слушают логопеда, исправляют неправильно произнесенные слова индивидуально. Дети работают в парах: пишут букву, где она пропущена, меняются карточками, произносят слова, которые получились. Дети определяют лишний предмет, формулируют ответы обосновывая свой выбор. | Актуализация знания об артикуляции звуков Р и звука Р', характеризуют звуки ,выделяют звуки из слова. Закрепляют акустико-артикуляционную характеристику звуков. Дифференцируют звуки [Р] [Р'] словах. Отвечают, используя сложноподчиненное предложение. Сопоставили звук [Р] и букву Р. Запомнили букву Р. Сформирован графический образ буквы Р. Закреплено правильное произношение звуков Р и Р'. Делают свой выбор и обосновывают его. Отвечают, используя сложноподчиненное предложение |
4 | IV Этап рефлексивно-оценочный | Воспитывать культуру речевого общения. Организовать оценку ребенком результата своей деятельности Подведение итогов занятия учителем-логопедом. | Словесный: беседа, вопросы, уточнения. | -Что мы сегодня делали на занятии? -Как вы считаете, сегодня вы справился со всеми заданиями? -Вам было интересно? - Вы устали? -Какое сейчас у вас настроение? А нам пора возвращать в детский сад! | Дети дают оценку собственной деятельности. Оценивают правильность своих действий. | Умеют достаточно полно и точно выражать свои мысли. Определяют успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. Знают слуховой и моторный образы звуков [Р] [Р'] в слогах и словах. -Дифференцируют звуки [Р] [Р'] в слогах, словах. - сопоставляют звук [Р] и букву Р. Печатают букву Р. - Умеют обобщать предметы и выделять лишний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

План-конспект НОД на тему "Знакомство со звуком, буквой К"
План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство со звуком [К] и буквой К»Разработала конспект -Белова И.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №88 Калининског...

Конспект логопедического занятия на тему: «Времена года. Звуки, буквы. Звук и буква «У»
Конспект логопедического занятия на тему: «Времена года. Звуки, буквы. Звук и буква «У» + домашнее задание...

Конспект логопедического занятия на тему: "Предлоги В, НА, ПОД. Звуки, буквы. Звук и буква А»
Конспект логопедического занятия на тему: "Предлоги В, НА, ПОД. Звуки, буквы. Звук и буква А»...

Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Домашние птицы. Звуки, буквы. Звук и буква О»
Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Домашние птицы. Звуки, буквы. Звук и буква О»...

Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Овощи, фрукты. Звуки, буквы. Звук и буква И»
Конспект занятия + домашнее задание. Тема «Овощи, фрукты. Звуки, буквы. Звук и буква И»...

