Конструкт занятие по развитию речи для детей от 2 до 3 лет с применением современных педагогических технологий и средств
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Брынских Юлия Владимировна

Конструкт занятие по развитию речи для детей от 2 до 3 лет с применением современных педагогических технологий и средств.

Цель:      Создать условие для развития речевых навыков детей раннего возраста. Внимание и сенсорное восприятие дкткй через интересный раззказ и игровую деятельность

Задачи:   Познакомить детей с рассказом Л. Толстого "Сидела кошка на крыше" с опорой на наглядное пособие по сюжету рассказа

               Стимулировать речевую деятельность 

               Развивать внимание  и сенсорное восприятие летей посредством дидактического пособия сенсорной коробочки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа, на лучшую методическую разработку

в 2024/2025 учебном году

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа

Наименование тематики, вида методической разработки: технологические карты, конструкты уроков, занятий, классных часов в соответствии с реализацией нового ФГОС, концепцией воспитания;

Тема работы: Конструкт занятия по развитию речи для детей от 2 до 3 лет с применением современных педагогических технологий и средств.

Форма представления в финальном этапе: открытое мероприятие с детьми

Автор: Брынских Юлия Владимировна, воспитатель, БКК, 89521446163

Демьянова Ирина Олеговна, воспитатель, БКК, 89630323400

Асбестовский городской округ

2024/2025 учебный год

Пояснительная записка

Обоснование разработки методического продукта (актуальность)

В условиях современного образования важным аспектом является развитие речевых навыков у детей младшего возраста. На данном этапе развития (2-3 года) у детей формируются основы общения, и подобные занятия способствуют не только обогащению словарного запаса, но и развитию внимания, слухового восприятия, а также художественного вкуса. Использование универсального дидактического пособия сенсорной коробочки с игрушкой кошкой как сюрпризного момента создает мотивацию к занятиям и делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Рассказ Л. Толстого «Спала кошка на крыше» позволит детям не только услышать ритмичные и мелодичные высказывания, но и развить их эмоциональную отзывчивость через образы, описанные в литературе.

Цели, задачи, планируемый результат применения (использования) в образовательном процессе

Цель: Создать условия для развития речевых навыков детей раннего возраста, внимание и сенсорное восприятие детей через интересный рассказ и игровую деятельность

Задачи:

  1. Познакомить с рассказом Л.Толстого «Спала кошка на крыше» с опорой на наглядное сопровождение картину по сюжету рассказа.
  2. Обогащать и активизировать пассивный словарь детей через чтение и обсуждение.
  3. Стимулирование речевой деятельности через дидактическую игру, способствующую закреплению полученных знаний.
  4. Развивать внимание и сенсорное восприятие детей посредством дидактического пособия сенсорной коробочки.

Планируемый результат:

Дети будут способны:

- Пересказать основные моменты рассказа.

- Назвать и описать части тела игрушки кошки.

- Участвовать в дидактической игре, используя новые слова в общении.

Методика оценивания полученного результата:

Оценка результатов будет проводиться через наблюдение за активностью детей в процессе чтения, их участие в обсуждениях и игре. Обращение к воспитателю за помощью, а также умение выразить свои мысли будут критериями успешности выполнения целей занятия.

Возраст участников:

Данная методическая разработка рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет. Этот возрастной период характеризуется высокой активностью и любознательностью детей, что является основой для применения интерактивных и игровых методов обучения.

Условия проведения мероприятия

- Место: Занятие проводится в группе детского сада или в специальном образовательном пространстве.

- Продолжительность: Занятие длится 10 минут.

- Перечень оборудования и медиа-ресурсов: Сенсорная коробочка с игрушкой кошкой. Картинка с изображением кошки на крыше. Текст рассказа Л. Толстого «Спала кошка на крыше» (возможно, в книжном варианте или на карточках).

- Оформление: Пространство должно быть уютным, с возможностью комфортного расположения детей и хорошей видимостью картинок. Можно использовать тематические декорации (например, элементы крыши).

- Особенности подготовительного периода:

Подготовка к занятию включает выбор текстов и материалов, оформление сенсорной коробочки и подбор дополнительных игровых элементов, чтобы создать ожидаемый интерес у детей. Подготовьте сенсорную коробочку с использованием различных материалов для наполнения на выбор (например, мягкие ткани, осенние листья, кусочки картона, бумага и т.д.). Внутри вы можете спрятать игрушку-кошку.

Авторство: Основа для разработки конспекта занятия взята из методического пособия УМК к программе «От рождения до школы» «Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет», автор Гербова В.В.

Для организации сюрпризного момента используется универсальное дидактическое пособие сенсорная коробочка с игрушкой кошкой, которое выполнено из подручных средств - пластикового бокса и бумажного наполнителя. Сенсорная коробочка создает мотивацию к занятию, помогает сконцентрировать внимание детей к предстоящей образовательной деятельности и делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным.

Занятие адаптировано к тематической неделе Календарного плана воспитательной работы нашего детского сада «За здоровьем в детский сад (части тела, азбука здоровья)». Для этого в занятие включена дидактическая игра «Кошка» и описательный рассказ о кошке с выделением частей тела кошки.

Выводы, заключение

Внедрение методических разработок, подобных данной, способствует более глубокому пониманию детьми окружающего мира через активное развитие речи и восприятие литературы. Использование сенсорных элементов делает занятия более привлекательными, а игровые компоненты формируют навыки общительности и сотрудничества между детьми. Следует отметить, что результаты данного занятия могут служить основой для дальнейшего планирования образовательного процесса, направленного на развитие речевых навыков. Понимание и разделение эмоциональной сферы литературы будут важны для формирования будущих интересов и предпочтений у детей.

Конструкт занятия по развитию речи для детей от 2 до 3 лет

с применением современных педагогических технологий и средств.

Тема: «Чтение рассказа Л.Толстого «Спала кошка на крыше».

Возрастная группа: вторая группа раннего возраста от 2 до 3 лет.

Форма ООД: игра - ситуация.

Цель: Создать условия для развития речевых навыков детей раннего возраста, внимание и сенсорное восприятие детей через интересный рассказ и игровую деятельность

Задачи:

  1. Познакомить с рассказом Л.Толстого «Спала кошка на крыше» с опорой на наглядное сопровождение картину по сюжету рассказа.
  2. Обогащать и активизировать пассивный словарь детей через чтение и обсуждение.
  3. Стимулирование речевой деятельности через дидактическую игру, способствующую закреплению полученных знаний.
  4. Развивать внимание и сенсорное восприятие детей посредством дидактического пособия сенсорной коробочки.

Планируемый результат:

Дети будут способны:

- Пересказать основные моменты рассказа.

- Назвать и описать части тела игрушки кошки.

- Участвовать в дидактической игре, используя новые слова в общении.

Материалы: сенсорная коробочка, игрушка-кошка

Предварительная работа: Подготовьте сенсорную коробочку с различными материалами, имитирующими атмосферу крыши (например, мягкие ткани, осенние листья, кусочки картона и т.д.). Внутри вы можете спрятать игрушку-кошку.

Этап, его

продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результаты

Этап 1: Сюрпризный момент (2 минуты)

- Введите детей в занятие, показав сенсорную коробочку. Предложите детям почувствовать и пощупать содержимое коробочки.

Попросите их угадать, что может быть внутри. Позволяйте им потрогать и исследовать различные элементы внутри коробочки. Затем достаньте игрушку кошку. Объясните, что это кошка, которая будет сегодня нашим гостем.

Дети сосредоточены на предмете –сенсорной коробочке, опускают руки в коробочку нащупывают что внутри.

Игровая ситуация «Сенсорная коробочка»

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап 2: Чтение рассказа Л. Толстого «Спала кошка на крыше»

(2 минуты)

Устраиваем детей поудобнее в полукругом на ковре, показывая нарисованную книжку (карточку с рассказом) Читаем короткий и динамичный пересказ рассказа, акцентируя внимание на моменте, где кошка спит. Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Дети усаживаются поудобнее полукругом на ковре на мягкие подушечки Внимательно слушают

Эмоциональный комфорт на предстоящую деятельность

Эмоционально положительное настроение, побуждение к совместной деятельности

Этап 3: Рассматривание картинки «Спала кошка на крыше», ответы на вопросы (3 минуты)

Покажите детям картинку с изображением кошки и задайте вопросы. Попросите их описать, что они видят: «Какая у нас кошка?» (полосатая, хитрая), «Какого цвета?» (рыжего), «Где спит кошка?» (на крыше).

Обсуждаем части тела кошки: Какие части тела есть у кошки? (уши, лапки, хвост, нос, глазки). «Какая у кошки шубка?» (мягкая), «Какой у кошки хвост?» (длинный). «Почему птичке нельзя сидеть рядом с кошкой?» (схватит птичку, кошка хитрая).

Педагог читает рассказ еще раз

Используйте простые слова и задавайте вопросы, чтобы дети могли активно участвовать. Поддерживайте их, если им трудно отвечать.

Дети отвечают

Дети могут повторять слова и пытаться описать, что они видят.

Дети, обращаясь к птичке, проговаривают: «Не сиди близко, птичка, кошки хитры».

Беседа, обсуждение, диалог

Беседа с опорой на личный опыт детей

Закрепление обследовательских действий

Актуализация и обогащение знаний

Этап 4: Дидактическая игра «Кошка», динамическая пауза

(2 минуты)

Проведите игру, дети «превращаются» в кошечек и покажем, как мяукает кошка? (Мяу), как спит кошка? Как показывает кошка свои лапки-царапки? Как кошка прогибает спинку?

Дети «превращаются» в кошечек и показывают действия кошки

Игровой приём

Динамическая пауза

Итог занятия:

(1 минута)

Открытый конец

Попросите детей подойти к кошке и погладить ее, поблагодарить за то, что кошка пришла сегодня к ним в гости.

- Кошечка сегодня останется с нами до конца дня, и мы еще сможем с ней поиграть.

Дети прощаются с кошкой, гладят игрушку-кошку, которую находили в сенсорной коробочке

Обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с взрослым деятельность

Положительное эмоциональное настроение от «прожитой» деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по развитию речи для детей младшей группы на тему Воздушный транспорт

Возраст: 3-4годаЦель: формирование диалогической речи посредством дидактических игрЗадачи:Обучающие:Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.Развивающие:Развива...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы: "Домашние животные" с использованием ИКТ технологий

Цель: систематизировать представления детей о домашних животныхЗадачи: Образовательные: Закрепить знания детей о названиях домашних животных и обобщающего понятия «Домашние животные». Прод...

Конспект открытой НОД по "Художественно- эстетическому развитию." Раздел "Музыка" в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет) на тему: «Чудесное возвращение Петушка» с применением современных педагогических технологий, в частности, эвритмики.

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности по «Художественно- эстетическому развитию. Раздел «Музыка» в средней разновозрастной группе (от 3-5 лет...

«Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию»

Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий в ОД по познавательному развитию» из опыта работы....

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

«Образовательный геокешинг» – современная педагогическая технология, как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Целью данной разработки является развитие познавательного интереса и обогащение социального опыта детей с нарушением слуха посредством «Образовательного геокешинга».  В дошкольном воз...