Дидактические игры по развитию речи
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерѐдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч,

должны ответить, как то или иное животное подаѐт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто

лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живѐт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление

употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом

«в».

Ход: Бросая мяч поочерѐдно каждому ребѐнку, педагог задаѐт вопрос, а ребѐнок,

возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Кто живѐт в дупле? -Белка.

Кто живѐт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живѐт в гнезде? -Птицы.

Кто живѐт в будке?-Собака.

Кто живѐт в улье? -Пчѐлы

Кто живѐт в норе? -Лиса.

Кто живѐт в логове? -Волк.

Кто живѐт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

Где живѐт медведь? -В берлоге.

Где живѐт волк ?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать

полный ответ: «Медведь живѐт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерѐдно каждому ребѐнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребѐнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телѐнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на

заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнѐзда, поѐт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,

воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребѐнку, называет какое-либо животное, а ребѐнок,

возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идѐт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребѐнка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, произносит одно прилагательное, а ребѐнок,

возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весѐлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на

заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог :-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерѐдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч,

должны ответить, как то или иное животное подаѐт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто

лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живѐт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление

употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом

«в».

Ход: Бросая мяч поочерѐдно каждому ребѐнку, педагог задаѐт вопрос, а ребѐнок,

возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Кто живѐт в дупле? -Белка.

Кто живѐт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живѐт в гнезде? -Птицы.

Кто живѐт в будке?-Собака.

Кто живѐт в улье? -Пчѐлы

Кто живѐт в норе? -Лиса.

Кто живѐт в логове? -Волк.

Кто живѐт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

Где живѐт медведь? -В берлоге.

Где живѐт волк ?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать

полный ответ: «Медведь живѐт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерѐдно каждому ребѐнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребѐнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телѐнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на

заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнѐзда, поѐт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,

воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребѐнку, называет какое-либо животное, а ребѐнок,

возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идѐт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребѐнка противоположных признаков

предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, произносит одно прилагательное, а ребѐнок,

возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весѐлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на

заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог :-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....