Конспект занятия для подготовительной группы по патриотическому воспитанию «Дети Великой Отечественной войны»
методическая разработка (подготовительная группа)

Абдулова Нина Владимировна

Обобщить знания детей о ВОВ; закрепить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети в годы Великой Отечественной войны; развивать связную речь, мышление; поддерживать инициативу детей в желании высказаться; воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_nsport_mr.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект занятия для подготовительной группы

по патриотическому воспитанию «Дети Великой Отечественной войны»

Задачи: обобщить знания детей о ВОВ; закрепить полученные знания детей о том, как защищали нашу Родину дети в годы Великой Отечественной войны; развивать связную речь, мышление; поддерживать инициативу детей в желании высказаться; воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня, я хочу поговорить с вами о детях. Это дети, которые жили в годы Великой Отечественной войны, это дети – герои страшной войны. Им было примерно столько же лет, как и вам сейчас, может быть они были чуть старше вас. Эти дети совершали героические поступки наравне с взрослыми. Нам всем, поколению, которое к великому счастью не застало той страшной войны, стоит сказать Спасибо этим ребятам. Мы обязаны им своей  жизнью, обязаны жизнью всем людям, которые встали на защиту нашей огромной Родины.

Сейчас я вам немного расскажу, как начиналась эта страшная война. Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей необъятной Родины, с Германских аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты-бомбардировщики. Немецко-фашистские самолёты бомбили наши города и сёла, аэродромы, порты, железнодорожные станции, бомбы сыпались на жилые дома, школы, детские сады, больницы. Все люди поднялись на защиту своей Родины. Взрослые, а вслед за ними и дети, уходили на фронт, в партизанские отряды, чтобы защищать Родину от фашистов. Дети совершали подвиги наравне со взрослыми.

Ребята, как вы думаете, что такое подвиг? (Ответы детей)

Как называют человека, совершившего подвиг? (Ответы детей)

На защиту нашей Родины встали маленькие воины, такие же дети, как и вы, и за героические поступки им присвоили звание «пионеры-герои».

Перед вами портрет Зины Портновой (1926-1944)

Подвиг Зины Портновой  

Неподалёку от станции Оболи Шумилинского района Витебской области, в посёлке торфозавода, расположилась немецкая офицерская школа. Сюда съезжались на переподготовку из-под Ленинграда, Новгорода, Смоленска и Орла артиллеристы и танкисты фашистской армии. В Оболи от них просто не стало житья. Увешанные крестами и медалями, они были уверены, что им всё дозволено: насилие, разбой, грабёж.  

Юные подпольщики Оболи задумали истребить фашистов. Зину Портнову устроили на работу в офицерскую столовую. Немцам приглянулась русская девочка с косичками. Однажды она заменяла заболевшую посудомойку. Это облегчило ей доступ к пище. Улучив момент, Зина успела всыпать в котёл порошок...  

Спустя два дня на военном кладбище вблизи Оболи хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой.  

У гитлеровцев не было прямых улик против Зины. Боясь ответственности, шеф-повар и его помощник утверждали на следствии, что они и на пушечный выстрел не подпускали к пищевым котлам девочку, заменявшую посудомойку. На всякий случай они заставили её попробовать отравленный суп.

Зина, как ни в чём не бывало, взяла из рук шеф-повара ложку и спокойно зачерпнула суп. Она не выдала себя и сделала небольшой глоток. Вскоре ощутила тошноту и общую слабость. С трудом добралась до деревни. Выпила у бабушки литра два сыворотки. Немного стало легче, и она заснула. Чтобы уберечь Зину от возможного ареста, подпольщики переправили её ночью к партизанам в лес.  

И молниеносным движением вдруг

Она пистолет выбивает из рук!

И вот офицер убит на повал,

А Зина бежит через темный подвал.

И к лесу, и к лесу помчалась скорей,

Но кинулись скоро фашисты за ней.

Поймали и месяц держали в тюрьме.

Её расстреляли в предутренней тьме.

Следующий портрет Вали Котика (1930-1944)                                                       

Валя родился в селе Хмелевка на Украине, в семье крестьян. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала ему окончить школу, юный пионер успел получить всего пять классов среднего образования в районной школе г. Шепетовска. В школе Валентин славился общительностью и организаторскими способностями, был лидером среди своих товарищей.

Когда фашисты оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет. В 1942 году он был принят в ряды Шепетовской подпольной организации, в качестве разведчика. Далее его военная биография пополнилась участием в подвигах партизанского отряда под командованием Музалева Ивана Алексеевича. В октябре того же года Валя Котик совершил свой первый громкий подвиг, он сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем благополучно взорван партизанами.

Другой подвиг, спасший жизни многим его взрослым товарищам, юный герой совершил 29 октября 1943 года. В тот день парень стоял на посту, как вдруг на него совершили нападение гитлеровские каратели. Мальчик успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу.

За проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

16 февраля 1944 года 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольский. Он умер на следующий день, 17 февраля и был похоронен в центральном парке города  Шепетовка.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтоб друзьям ничего не грозило,

Чтоб могли мы учиться и жить

На следующем портрете Марат Казей (1929-1944)

Он родился в деревне Станьково в Белоруссии, в крестьянской семье. Марат окончил 4 класса сельской школы.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Белоруссии, 12-летний Марат Казей в ноябре 1942 года вступил в партизанский отряд имени 25-летия Октября; затем он стал разведчиком штаба 200-й партизанской бригады имени К. К. Рокоссовского Минской области.

В первом же бою 9 января 1943 года в районе Станьковского леса Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.

В марте 1943 года у деревни Румок партизанский отряд имени Д. Фурманова попал в окружение, и все попытки его командира связаться с другими отрядами не увенчались успехом. Марат Казей вызвался установить связь с окружённым отрядом. Он вовремя привёл подкрепление, и бой завершился разгромом фашистских карателей.

В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля: военные карты и планы гитлеровского командования.

11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен Марат Казей в родной деревне.

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Маму родную враги погубили!

Мамочку, маму сегодня убили.

Биться с врагом она помогала,

Мамы любимой сегодня не стало!

Что же мне делать теперь одному?

Как буду жить? Ничего не пойму!

Как победить мне лихую беду?

В лес к партизанам с друзьями уйду.

Стану я жить среди партизан,

Буду бойцом и разведчиком там.

А теперь давайте немного разомнёмся, выполним физминутку:

Все военные мы здесь,

Отдадим друг другу честь.

А потом быстрей, быстрей,

Топай, топай веселей.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Мы присядем десять раз

Мышцы не болят у нас.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

Молодцы!!!

Продолжаем знакомиться с пионерами-героями.

Воевать мальчишкам рано,

Все же дети – партизаны!

Не боялись холодов

И пронзительных ветров.

Леня партизаном был.

Офицера он сразил

Меткой пулей наповал.

Офицер был – генерал!

Леня – маленький герой,

За страну стоял горой!

Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая нашу Родину.

На следующем портрете пионер-герой Леня Голиков (1926-1943)

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».

Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил, во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Виртцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию – чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

Вот портрет Володи Дубинина (1927-1942)

Юный герой Володя Дубинин родился в семье моряка и бывшего красного партизана Никифора Семеновича Дубинина. С раннего детства был подвижным и любознательным, любил читать, фотографировать, с увлечением занимался авиамоделированием. В семье Володи было много рассказов о борьбе с белогвардейцами и о подвигах, совершенных Красной Армией.

В обязанности юных партизан входила не только разведка. Дети подносили взрослым боеприпасы, помогали раненым и выполняли другие задания командира. Про самого Володю Дубинина и его подвиги ходили практически легенды. Рассказывали, как мальчик умело «водил за нос» немецкий патруль, проскальзывая мимо них, или как точно мог запомнить численность нескольких вражеских подразделений, находящихся в разных местах.

В декабре 1941 г немцы, не видя другого выхода покончить с сопротивлением Старо-Карантинских каменоломен, решили их затопить вместе с находящимися внутри людьми. Днём, рискуя своей жизнью, почти на глазах врага, пионер сумел проникнуть в катакомбы и поднять отряд по тревоге.

Бойцы стали спешно сооружать плотины и успели перекрыть вход воде, находясь в ней уже по пояс. Подвиг Володи Дубинина в этом героическом факте биографии трудно переоценить, ведь было спасено много жизней людей, которые и дальше могли бороться с врагом.

На следующем портрете Александр Чекалин (1925 – 1941)

Он был юным партизаном-разведчиком партизанского отряда «Передовой» Тульской области.

Родился в селе Песковатское Тульской области. Учился в средней школе города Лихвин, в мае 1941 года окончил 8 классов. Саша был сыном охотника, умел метко стрелять с малых лет.

После оккупации родного города Лихвин немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд и до дня гибели, сражался в его составе на территории Тульской области. Несмотря на свои шестнадцать лет, стойко переносил все трудности суровой жизни, участвовал во многих боевых операциях отряда, часто ходил в разведку.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон. Горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали вражеские часовые, патрули, предатели. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на Лихвин. Вдали показалась автомашина. Прошла минута и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Чекалиным, уничтожила её.

Звание Героя Советского Союза Чекалину Александру Павловичу присвоено посмертно 4 февраля 1942.

Сегодня мы с вами познакомились с несколькими пионерами-героями, а их во время войны было очень-очень много, мы с вами будем продолжать, знакомится с ними. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями, их именами были названы улицы, школы, корабли, поселки и даже города.

О чем было наше сегодняшнее занятие?

Что вам больше всего запомнилось?

Ребята, я предлагаю вам сделаем большую стенгазету с белыми журавликами в память о наших пионерах-героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы "Беседа о Великой Отечественной войне"

Конспект занятия с детьми старшей группы "Беседа о Великой Отечественной войне"...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Ветераны Великой Отечественной войны"

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №  64Приморского района Санкт-Петербурга  Конспект непосредственной образовательной деятельности Те...

Конспект занятия НОД по духовно-патриотическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Россия - многонациональное государство»

Цель:     Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Задачи:     Расширить представление детей о Родине малой и большой...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: "Дети Великой Отечественной войны"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: "Дети Великой Отечественной войны"...

Конспект занятия "Трудовой подвиг чувашского народа в годы Великой Отечественной войны"

Конспект призван расширять знания детей о трудовом подвиге нашего народа во время ВОв, воспитывать патриотические чувства и гордость за свой народ....

Занятие по патриотическому воспитанию «Герои Великой Отечественной войны»

Занятие направленно на воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в старшей группе на тему: «О Великой Отечественной войне».

Цель: развивать у детей патриотическое чувство; воспитывать любовь к Родине на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.Обучающие задачи:- закре...